Презентация, доклад по биологии на тему: Генетика человека (10 класс)

Содержание

изучить сущность и значение основных методов антропогенетики: генеалогического, близнецового, цитогенетическогорассмотреть методы пренатальной и постнатальной диагностики наследственных болезней человека научиться анализировать родословные, решать задачи с использованием формулы ХольцингераЦели урока

Слайд 1Методы изучения генетики человека

Методы изучения генетики человека

Слайд 2изучить сущность и значение основных методов антропогенетики: генеалогического, близнецового, цитогенетического
рассмотреть методы

пренатальной и постнатальной диагностики наследственных болезней человека
научиться анализировать родословные, решать задачи с использованием формулы Хольцингера


Цели урока

изучить сущность и значение основных методов антропогенетики: генеалогического, близнецового, цитогенетическогорассмотреть методы пренатальной и постнатальной диагностики наследственных болезней

Слайд 3
Актуализация знаний
Какой метод используют для изучения генетики растений и животных?

Подумайте, можно

ли использовать гибридологический метод для изучения генетики человека?

Гибридологический метод

Актуализация знанийКакой метод используют для изучения генетики растений и животных?Подумайте, можно ли использовать гибридологический метод для изучения

Слайд 4классический гибридологический метод
генетики к человеку неприменим


сложный кариотип

позднее половое созревание

малое количество

потомков


невозможность экспериментирования


невозможность создания одинаковых условий жизни


методы антропогенетики

классический гибридологический метод генетики к человеку неприменимсложный кариотиппозднее половое созреваниемалое количество потомковневозможность экспериментированияневозможность создания одинаковых условий жизниметоды

Слайд 5

Генеалогический метод
Примеры родословных

Генеалогический методПримеры родословных

Слайд 6
Символы, используемые при составлении родословных

Символы, используемые при составлении родословных

Слайд 7Типы родословных
аутосомно-доминантного типа
аутосомно-рецессивного типа

Типы родословныхаутосомно-доминантного типааутосомно-рецессивного типа

Слайд 8Типы родословных
сцепленного с полом доминантного типа
голандрического типа
сцепленного с полом рецессивного типа

Типы родословныхсцепленного с полом доминантного типаголандрического типасцепленного с полом рецессивного типа

Слайд 9Аутосомно-доминантный тип
признак в каждом поколении
у детей и родителей одинаковый признак
признак в

равной степени проявляется у мужчин и женщин
наследование по вертикали и горизонтали
вероятность наследования 100%, 75%, 50%
полидактилия, веснушки, курчавые волосы, карие глаза

признак не в каждом поколении
у родителей признак отсутствует, а у детей проявляется
признак в равной степени проявляется у мужчин и у женщин
наследование по горизонтали
вероятность наследования 25%, 50%, 100%
фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, голубые глаза, леворукость


Аутосомно-рецессивный тип

Аутосомно-доминантный типпризнак в каждом поколенииу детей и родителей одинаковый признакпризнак в равной степени проявляется у мужчин и

Слайд 10Сцепленный с полом тип
Доминантный

мужчина передает заболевание всем дочерям
рахит, устойчивый к витамину

Д
Рецессивный

болеют преимущественно мужчины
вероятность наследования 25% от всех детей и 50% у мужчин
гемофилия, дальтонизм, наследственная анемия, мышечная дистрофия

Голандрический

больные во всех поколениях
болеют только мужчины
у больного отца болеют все его сыновья
вероятность наследования 100% у мужчин
ихтиоз кожи, перепонки между пальцами, обволошение ушей

Сцепленный с полом типДоминантныймужчина передает заболевание всем дочерямрахит, устойчивый к витамину ДРецессивныйболеют преимущественно мужчинывероятность наследования 25% от

Слайд 11Вопросы для обсуждения
Как составить родословную?
Кто готов проанализировать свою родословную?
Почему

при аутосомно-рецессивном типе наследования признак появляется в IV поколении?
Почему при голандрическом типе наследования болеют только мужчины?
Вопросы для обсужденияКак составить родословную? Кто готов проанализировать свою родословную?Почему при аутосомно-рецессивном типе наследования признак появляется в

Слайд 12Генеалогический метод позволяет установить
является ли признак наследственным
тип и характер наследования

зиготность лиц родословной
пенетрантность гена
вероятность наследственной патологии

Генеалогический метод позволяет установитьявляется ли признак наследственным тип и характер наследования зиготность лиц родословной пенетрантность гена вероятность

Слайд 13Близнецовый метод
Монозиготные близнецы (однояйцевые)
Дизиготные близнецы (двуяйцевые)

Близнецовый методМонозиготные близнецы (однояйцевые)Дизиготные близнецы (двуяйцевые)

Слайд 14Степень различия (дискордантность) по ряду нейтральных признаков у близнецов

Степень различия (дискордантность) по ряду нейтральных признаков у близнецов

Слайд 15Степень сходства (конкордантность) по ряду заболеваний у близнецов

Степень сходства (конкордантность) по ряду заболеваний у близнецов

Слайд 16Формула Хольцингера
Н = (% сходства ОБ - % сходства ДБ) /

(100 - % сходства ДБ), где:
Н- коэффицент наследственности ОБ – однояйцевые близнецы ДБ – двуяйцевые близнецы • При Н = 1 признак полностью определяется наследственным компонентом
• При Н = 0 признак определяется влиянием среды
• При Н = близкий к 0,5 признак определяется примерно одинаковым влиянием наследственности и среды
Формула ХольцингераН = (% сходства ОБ - % сходства ДБ) / (100 - % сходства ДБ), где:

Слайд 17Вопросы для обсуждения
Одинаков ли состав белков у двух монозиготных близнецов, если

в их клетках не было мутаций?
Почему у детей иногда появляются признаки несвойственные родителям?
Почему монозиготные близнецы всегда одного пола, а дизиготные могут быть разного пола?
Одинакова ли вероятность рождения близнецов у представителей разных рас?
Вопросы для обсужденияОдинаков ли состав белков у двух монозиготных близнецов, если в их клетках не было мутаций?Почему

Слайд 18Близнецовый метод позволяет установить
влияние среды на реализацию генотипа
вклад среды и генотипа

в развитие данного признака
Близнецовый метод позволяет установитьвлияние среды на реализацию генотипавклад среды и генотипа в развитие данного признака

Слайд 19Цитогенетический метод
Мутации хромосом

Цитогенетический методМутации хромосом

Слайд 20Синдром Дауна
Кариотип девочки с синдромом Дауна

Синдром ДаунаКариотип девочки с синдромом Дауна

Слайд 21Синдром Шеришевского -Тернера
Синдром Клайнфельтера
Кариотип девочки с синдромом Тернера
Кариотип мальчика с синдромом

Клайнфельтера
Синдром  Шеришевского -ТернераСиндром  КлайнфельтераКариотип девочки с синдромом ТернераКариотип мальчика с синдромом Клайнфельтера

Слайд 22Синдром «кошачьего крика»
«Заячья губа»
Кариотип девочки с синдромом «кошачьего крика»

Синдром  «кошачьего крика»«Заячья губа»Кариотип девочки с синдромом «кошачьего крика»

Слайд 23Вопросы для обсуждения
Какие биологические материалы можно использовать для получения препаратов хромосом?
Как

изучают хромосомы лимфоцитов, если они не делятся митозом?
Что такое мутации?
Какие мутации ведут к возникновению наследственной патологии?
Какое заболевание у ребенка с представленным кариотипом? Каков его пол?
Вопросы для обсужденияКакие биологические материалы можно использовать для получения препаратов хромосом?Как изучают хромосомы лимфоцитов, если они не

Слайд 24Цитогенетический метод позволяет установить
нарушение количества хромосом
изменение структуры хромосом
в каком поколении появилась

мутация
причину наследственной патологии
Цитогенетический метод позволяет установитьнарушение количества хромосомизменение структуры хромосомв каком поколении появилась мутацияпричину наследственной патологии

Слайд 25Экспресс – методы и методы пренатальной диагностики
в семье наследственные заболевания
возраст

матери старше 35 лет, отца – 40
гетерозиготность матери по Х-сцепленному рецессивному заболеванию
беременность женщин с тяжелой предыдущей беременностью
структурные перестройки хромосом у одного из родителей
синдром ломкой Х- хромосомы
беременные в зоне неблагоприятных условий среды

Экспресс – методы и методы пренатальной диагностики в семье наследственные заболеваниявозраст матери старше 35 лет, отца –

Слайд 26Простая дуга
Петли
Топография пальцевых узоров
Дерматоглифический метод

Простая дугаПетлиТопография пальцевых узоровДерматоглифический метод

Слайд 27Вопросы для обсуждения
Какие методы пренатальной диагностики наследственных заболеваний показаны всем беременным

женщинам?
Почему степень риска рождения детей с отклонениями от нормы значительно больше у алкоголиков, чем у непьющих родителей?
Где расположено тельце Барра и как оно выглядит?
Каковы показания для пренатальной диагностики?
Вопросы для обсужденияКакие методы пренатальной диагностики наследственных заболеваний показаны всем беременным женщинам?Почему степень риска рождения детей с

Слайд 28выявить биохимические нарушения у новорожденных
определить зиготность близнецов
идентифицировать личность
определить отцовство

предотвратить рождение ребенка

с тяжелыми наследственными заболеваниями
снизить частоту наследственной патологии новорожденных

Экспресс-методы позволяют

Методы пренатальной диагностики позволяют

выявить биохимические нарушения у новорожденныхопределить зиготность близнецовидентифицировать личностьопределить отцовствопредотвратить рождение ребенка с тяжелыми наследственными заболеваниямиснизить частоту наследственной

Слайд 29Вопросы
Каковы особенности человека как объекта генетических исследований?
Какие методы применяются для изучения

генетики человека?
В чем суть и каковы возможности генеалогического метода?
Чем прямые цитогенетические методы отличаются от непрямых?
Почему внимательное наблюдение за проявлением признаков в ряду поколений может помочь изучить закономерности наследственности и изменчивости?
Какое значение имеют генетические методы исследования наследственности человека для медицины и здравоохранения?
Какие важнейшие проблемы решает в настоящее время медицинская генетика?
ВопросыКаковы особенности человека как объекта генетических исследований?Какие методы применяются для изучения генетики человека?В чем суть и каковы

Слайд 30Определите тип наследования
Аутосомно-рецессивный тип наследования
Сцепленный с полом

рецессивный тип наследования
Определите тип наследованияАутосомно-рецессивный     тип наследованияСцепленный с полом рецессивный     тип

Слайд 31Конкордантность монозиготных близнецов по массе тела составляет 80%, а дизиготных –

30%. Каково соотношение наследственных и средовых факторов в формировании признака?

Решение:
По формуле Хольцингера рассчитаем коэффициент наследуемости:
Н = (% сходства ОБ - % сходства ДБ) / (100 - % сходства ДБ),
Н = (80% - 30%) / (100% - 30%)= 0,71
Так как коэффициент наследуемости равен 0,71, то в формировании признака большую роль играет генотип.

Конкордантность монозиготных близнецов по массе тела составляет 80%, а дизиготных – 30%. Каково соотношение наследственных и средовых

Слайд 32 Домашнее задание
Конспект
Задачи:

1.Конкордантность монозиготных близнецов по росту составляет 65%, а дизиготных – 34%. Каково соотношение наследственных и средовых факторов в формировании признака? 2.Женщина имеет светлые волосы, ее ребенок также со светлыми волосами. Мать женщины светловолосая, две сестры и два брата – темноволосые. В семье брата – ребенок темноволосый. Составьте родословную. Определите, где возможно, гетерозиготность организмов. Каков тип наследования признака?
Домашнее заданиеКонспектЗадачи:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть