Презентация, доклад по биологии на тему: Генетика. Тренажёр 28-го задания ЕГЭ - часть 4 (11класс)

Содержание

Какова сущность хромосомной теории наследственности Т. Моргана?1

Слайд 1


Слайд 2Какова сущность хромосомной теории наследственности Т. Моргана?

1

Какова сущность хромосомной теории наследственности Т. Моргана?1

Слайд 31) Гены рас­по­ло­же­ны в хро­мо­со­ме ли­ней­но.
2) Гены одной хро­мо­со­мы об­ра­зу­ют груп­пу

сцеп­ле­ния, и по­это­му они на­сле­ду­ют­ся вме­сте.
3) Число групп сцеп­ле­ния равно га­п­ло­ид­но­му на­бо­ру хро­мо­сом.
4) На­ру­ше­ние сцеп­ле­ния генов про­ис­хо­дит в про­цес­се крос­син­го­ве­ра, ча­сто­та ко­то­ро­го за­ви­сит от рас­сто­я­ния между ге­на­ми — чем боль­ше рас­сто­я­ние между ге­на­ми, тем боль­ше ча­сто­та крос­син­го­ве­ра.

Ответ(1)



1) Гены рас­по­ло­же­ны в хро­мо­со­ме ли­ней­но.2) Гены одной хро­мо­со­мы об­ра­зу­ют груп­пу сцеп­ле­ния, и по­это­му они на­сле­ду­ют­ся вме­сте.3)

Слайд 4
У супругов Анны и Павла, имеющих нормальное зрение, родились два сына

и две дочери. У первой дочери зрение нормальное, но она родила 3 сыновей, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын Анны и Павла — дальтоник. Две его дочери и два сына видят нормально. Второй сын Анны и Павла и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех указанных родственников?


2

У супругов Анны и Павла, имеющих нормальное зрение, родились два сына и две дочери. У первой дочери

Слайд 51) Анна ХdXD, Павел XDY
2) Пер­вая дочь Анны и Павла ХdXD,
3)

Вто­рая дочь Анны и Павла ХDXD, т. к. пять сы­но­вей имеют нор­маль­ное зре­ние.
4) Пер­вый сын XdY , его до­че­ри ХdXD , а его сы­но­вья XDY.
5) Вто­рой сын Анны и Павла и его дети имеют ге­но­ти­пы ХDУ.

Ответ(2)



1) Анна ХdXD, Павел XDY2) Пер­вая дочь Анны и Павла ХdXD,3) Вто­рая дочь Анны и Павла ХDXD,

Слайд 6

У су­пру­же­ской пары, в ко­то­рой оба су­пру­га об­ла­да­ли нор­маль­ным зрением, родились:

2 маль­чи­ка и 2 де­воч­ки с нор­маль­ным зре­ни­ем и сын-дальтоник. Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ные ге­но­ти­пы всех детей, родителей, а также воз­мож­ные ге­но­ти­пы де­ду­шек этих детей.

3

У су­пру­же­ской пары, в ко­то­рой оба су­пру­га об­ла­да­ли нор­маль­ным зрением, родились: 2 маль­чи­ка и 2 де­воч­ки с

Слайд 71) Ро­ди­те­ли с нор­маль­ным зре­ни­ем: отец ♂ХDY, мать ♀ХDХd.
2) Га­ме­ты ♂

ХD, У ; ♀ Хd, ХD.
3) Воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей — до­че­ри Х DХd или ХDХ D; сы­но­вья: даль­то­ник
ХdУ и сын с нор­маль­ным зре­ни­ем Х DY.
4) Де­душ­ки или оба даль­то­ни­ки — ХdУ, или один ХDY, а дру­гой ХdУ.

Ответ(3)



1) Ро­ди­те­ли с нор­маль­ным зре­ни­ем: отец ♂ХDY, мать ♀ХDХd.2) Га­ме­ты ♂ ХD, У ; ♀ Хd, ХD.3)

Слайд 8

У матери, не яв­ля­ю­щей­ся но­си­те­лем гена гемофилии, и боль­но­го ге­мо­фи­ли­ей отца

ро­ди­лись 2 до­че­ри и 2 сына.
Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей, если ген ге­мо­фи­лии яв­ля­ет­ся ре­цес­сив­ным и сцеп­лен с Х-хромосомой.

4

У матери, не яв­ля­ю­щей­ся но­си­те­лем гена гемофилии, и боль­но­го ге­мо­фи­ли­ей отца ро­ди­лись 2 до­че­ри и 2 сына.

Слайд 91) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ♀ ХH ХH и ♂ ХhУ;
2) ге­но­ти­пы потом­ства — ХH Хh и

ХHУ;
3) до­че­ри — но­си­тель­ни­цы гена ге­мо­фи­лии, а сы­но­вья — здо­ро­вы.

Ответ(4)



1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ♀ ХH ХH и ♂ ХhУ;2) ге­но­ти­пы потом­ства — ХH Хh и ХHУ;3) до­че­ри — но­си­тель­ни­цы гена ге­мо­фи­лии,

Слайд 10
У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына,

вероятность рождения больных детей и носителей гена гемофилии у этих родителей, если ген гемофилии (h) является рецессивным и сцеплен с полом.

5

У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына, вероятность рождения больных детей и носителей

Слайд 111) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ма­те­ри — ХН Хh, отца — ХHУ;
2) ге­но­тип сына

— ХhУ;
3) ве­ро­ят­ность по­яв­ле­ния боль­ных детей — 25% (сы­но­вья), 25 % носители гена гемофилии (дочери)
Дополнение.
25% сы­но­вей — здо­ро­вы, до­че­ри — все здо­ро­вы (ХН ХH, ХН Хh), но по­ло­ви­на до­че­рей — но­си­тель­ни­цы гена ге­мо­фи­лии.

Ответ(5)



1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ма­те­ри — ХН Хh, отца — ХHУ;2) ге­но­тип сына — ХhУ;3) ве­ро­ят­ность по­яв­ле­ния боль­ных детей

Слайд 12
Мужчина с нормальным зрение женился на женщине-дальтонике (рецессивный ген d сцеплен

с Х-хромосомой). Определите генотипы родителей, соотношение фенотипов и генотипов в потомстве.
 

6

Мужчина с нормальным зрение женился на женщине-дальтонике (рецессивный ген d сцеплен с Х-хромосомой). Определите генотипы родителей, соотношение

Слайд 131) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ма­те­ри — ХdХd, отца ХDУ;
2) ге­но­ти­пы потом­ства: все

до­че­ри яв­ля­ют­ся но­си­тель­ни­ца­ми гена даль­то­низ­ма — ХDХd, все сы­но­вья — даль­то­ни­ки — ХdУ;
3) со­от­но­ше­ние боль­ных и здо­ро­вых детей — 1:1 или 50%:50%.

Ответ(6)



1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ма­те­ри — ХdХd, отца ХDУ;2) ге­но­ти­пы потом­ства: все до­че­ри яв­ля­ют­ся но­си­тель­ни­ца­ми гена даль­то­низ­ма —

Слайд 14
У кур встре­ча­ет­ся сцеп­лен­ный с полом ле­таль­ный ген (а), вы­зы­ва­ю­щий ги­бель

эмбрионов, ге­те­ро­зи­го­ты по этому гену жизнеспособны. Скре­сти­ли нор­маль­ную ку­ри­цу с ге­те­ро­зи­гот­ным по этому гену пе­ту­хом (у птиц ге­те­ро­га­мет­ный пол — женский). Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, пол и ге­но­тип воз­мож­но­го потом­ства и ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потомства.

7

У кур встре­ча­ет­ся сцеп­лен­ный с полом ле­таль­ный ген (а), вы­зы­ва­ю­щий ги­бель эмбрионов, ге­те­ро­зи­го­ты по этому гену жизнеспособны.

Слайд 151) ге­но­тип родителей: ХА Ха, ХА У,
2) ге­но­тип потомства — ХА У — курочка, ХА Ха , ХА ХА —

петушки, Ха У — ку­роч­ка нежизнеспособная,
3) ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потомства — 33%.

Ответ(7)



1) ге­но­тип родителей: ХА Ха, ХА У,2) ге­но­тип потомства — ХА У — курочка, ХА Ха , ХА ХА — петушки, Ха У — ку­роч­ка нежизнеспособная,3) ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния

Слайд 16

Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите

генотипы родителей, а у ожидаемого потомства — соотношение генотипов и фенотипов.

8

Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства —

Слайд 171) Генотипы родителей ХН Хh и ХHУ;
2) генотипы потомства — ХН Хh, ХН ХH, ХН У, ХhУ;

Соотношение генотипов 1:1:1:1
3) дочери — носительница гена гемофилии, здоровая, а сыновья — здоров, болен гемофилией. Соотношение фенотипов 2 (девочки здоровы): 1 (мальчик здоров) : 1 (мальчик- гемофилик)

Ответ(8)



1) Генотипы родителей ХН Хh и ХHУ;2) генотипы потомства — ХН Хh, ХН ХH, ХН У, ХhУ; Соотношение генотипов 1:1:1:13) дочери — носительница гена

Слайд 18
В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник.

Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х – хромосоме. Определите генотипы родителей, сына – дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

9

В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и

Слайд 191) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — ХDХd, отец ХDУ;
2) ге­но­тип сына –

даль­то­ни­ка — ХdУ;
3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния но­си­те­лей гена даль­то­низ­ма (ХDХd) — 25%.

Ответ(9)



1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — ХDХd, отец ХDУ;2) ге­но­тип сына – даль­то­ни­ка — ХdУ;3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния но­си­те­лей

Слайд 20

У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией

отца (рецессивный признак — h) родились две дочери и два сына. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.

10

У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак — h) родились

Слайд 211) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать ХH ХH (га­ме­ты: ХH) и отец Хh Y(га­ме­ты: Хh и Y);
2)

ге­но­ти­пы потом­ства: до­че­ри ХH Хh, сы­но­вья ХH Y;
3) до­че­ри — но­си­тель­ни­цы гена ге­мо­фи­лии, а сы­но­вья — здо­ро­вые.

Ответ(10)



1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать ХH ХH (га­ме­ты: ХH) и отец Хh Y(га­ме­ты: Хh и Y);2) ге­но­ти­пы потом­ства: до­че­ри ХH Хh, сы­но­вья ХH Y;3)

Слайд 22
Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и

нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

11

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками

Слайд 231) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: (М) ааbb (га­ме­ты: аb) , (О) АаBb (га­ме­ты:

АB, аb);
2) ге­но­ти­пы потом­ства: 1 АаBb — серое тело нор­маль­ные кры­лья и 1 ааbb — чер­ное тело уко­ро­чен­ные кры­лья;
3) так как гены сцеп­ле­ны, а крос­син­го­вер не про­ис­хо­дит, то самец дает два типа гамет АВ и аb, а самка — один тип гамет аb. У потом­ства про­яв­ля­ет­ся толь­ко два фе­но­ти­па в со­от­но­ше­нии 1 : 1. (до­пус­ка­ет­ся иная ге­не­ти­че­ская сим­во­ли­ка, не ис­ка­жа­ю­щая смыс­ла ре­ше­ния за­да­чи)

Ответ(11)



1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: (М) ааbb (га­ме­ты: аb) , (О) АаBb (га­ме­ты: АB, аb);2) ге­но­ти­пы потом­ства: 1 АаBb

Слайд 24
У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие

меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

12

У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а –

Слайд 251) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ♀AAXHXH (га­ме­ты AXH); ♂aaXhY (га­ме­ты aXh, aY);
2) ге­но­ти­пы и

пол детей: ♀AaXHXh; ♂AaXHY;
3) фе­но­ти­пы детей: внеш­не нор­маль­ная по обеим ал­ле­лям де­воч­ка, но но­си­тель­ни­ца генов аль­би­низ­ма и ге­мо­фи­лии; внеш­не нор­маль­ный по обеим ал­ле­лям маль­чик, но но­си­тель гена аль­би­низ­ма.

Ответ(12)



1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ♀AAXHXH (га­ме­ты AXH); ♂aaXhY (га­ме­ты aXh, aY);2) ге­но­ти­пы и пол детей: ♀AaXHXh; ♂AaXHY;3) фе­но­ти­пы детей:

Слайд 26

У человека ген карих глаз доминирует

над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей — дальтоников с карими глазами и их пол.


13

У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а

Слайд 271) ге­но­тип ма­те­ри — AaXDXd (га­ме­ты: AXD, aXD, AXd, aXd), ге­но­тип

отца — aaXDY (га­ме­ты: aXD , aY);
2) ге­но­ти­пы детей: де­воч­ки — AaXDXD, ааXDXD, AaXDXd, ааXDXd, маль­чи­ки — AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;
3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей-даль­то­ни­ков с ка­ри­ми гла­за­ми: 12,5% AaXdY — маль­чи­ки.

Ответ(13)



1) ге­но­тип ма­те­ри — AaXDXd (га­ме­ты: AXD, aXD, AXd, aXd), ге­но­тип отца — aaXDY (га­ме­ты: aXD ,

Слайд 28
У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а

ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена, сцепленного с Х-хромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

14

У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного

Слайд 29
Ответ(14)

Ответ(14)

Слайд 30
Гомозиготную по обоим при­зна­кам серую (А) муху дро­зо­фи­лу с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми

(В) скре­сти­ли с чёрным (а) с за­ча­точ­ны­ми кры­лья­ми (в) самцом. От скре­щи­ва­ния было по­лу­че­но мно­го­чис­лен­ное потомство. Гены ука­зан­ных при­зна­ков сцеп­ле­ны и на­сле­ду­ют­ся вместе. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы F1 и F2. Как про­изо­шло бы расщепление, если бы при­зна­ки не были сцеплены? Объ­яс­ни­те ответ.

15

Гомозиготную по обоим при­зна­кам серую (А) муху дро­зо­фи­лу с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми (В) скре­сти­ли с чёрным (а) с

Слайд 311) В F1 все по­том­ки серые и с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми АаВв.
2)

Так как гены сцеплены, у ги­бри­дов F1 об­ра­зу­ет­ся два сорта гамет АВ и ав.
3) По­это­му в F2 рас­щеп­ле­ние будет по ге­но­ти­пу 1ААВВ : 2АаВв:1аавв, а по фе­но­ти­пу 75% потом­ства серые с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми мухи и 25% — чёрные с за­ча­точ­ны­ми крыльями.
4) При не­сцеп­лен­ном на­сле­до­ва­нии рас­щеп­ле­ние про­изо­шло бы в со­от­вет­ствии с тре­тьим за­ко­ном Мен­де­ля о не­за­ви­си­мом на­сле­до­ва­нии при­зна­ков в со­от­но­ше­нии 9:3:3:1, так как в этом слу­чае скре­щи­ва­ют­ся две особи
с ге­но­ти­па­ми АаВв.

Ответ(15)



1) В F1 все по­том­ки серые и с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми АаВв.2) Так как гены сцеплены, у ги­бри­дов

Слайд 32
При скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го вы­со­ко­го рас­те­ния то­ма­та с округ­лы­ми пло­да­ми и кар­ли­ко­во­го

(a) рас­те­ния с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (b) в потом­стве по­лу­че­но рас­щеп­ле­ние по фенотипу: 12 рас­те­ний вы­со­ких с округ­лы­ми плодами; 39 — вы­со­ких с гру­ше­вид­ны­ми плодами; 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми плодами; 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми плодами. Со­ставь­те схему скрещивания, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потомства.
Объясните фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.
 

16

При скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го вы­со­ко­го рас­те­ния то­ма­та с округ­лы­ми пло­да­ми и кар­ли­ко­во­го (a) рас­те­ния с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (b)

Слайд 33Дано:
А – высокие
а – карликовые
В – округлые
b — грушевидные
Аа Вb

– по усло­вию ди­ге­те­ро­зи­гот­ное вы­со­кое рас­те­ние с округлыми плодами
♂ ааbb — кар­ли­ко­вое рас­те­ние с гру­ше­вид­ны­ми плодами
В потом­стве по­лу­ча­ем 39 — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (А_bb) и 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми (ааВ_) и 12 рас­те­ний вы­со­ких с округ­лы­ми пло­да­ми (А_В_); 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (аа bb).
Такое со­че­та­ние фе­но­ти­пов показывает, что при­зна­ки вы­со­кие – гру­ше­вид­ные (Аb) и кар­ли­ко­вые – округ­лые (аВ) сцеплены, но не полностью. По­яв­ле­ние 4 фе­но­ти­пи­че­ских групп объ­яс­ня­ет­ся про­цес­сом кроссинговера.

Ответ(16)



Дано:А – высокиеа – карликовыеВ – округлыеb — грушевидные Аа Вb – по усло­вию ди­ге­те­ро­зи­гот­ное вы­со­кое рас­те­ние

Слайд 34Р1: ♀Аb//аВ х аавв
G: ♀Аb ♂ав
♀ аВ
♀АВ
♀аb
F1: Ааbb — 39 —

вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми плодами
аа Вb — 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми
Аа Вb — 12 — вы­со­ких с округ­лы­ми плодами
аа bb — 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми
Ответ:
Генотипы потомства:
Ааbb — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми
аа Вb — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми плодами
Аа Вb — вы­со­ких с округ­лы­ми плодами
аа bb — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми
 
В F1 про­яв­ля­ет­ся закон сцеп­лен­но­го наследования. В потом­стве по­лу­ча­ет­ся 4 фе­но­ти­пи­че­ских группы, что го­во­рит о том, что идет кроссинговер.

Ответ(16)

Р1: ♀Аb//аВ х ааввG: ♀Аb ♂ав♀ аВ♀АВ♀аbF1: Ааbb — 39 — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми плодамиаа Вb

Слайд 35
При скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го рас­те­ния ку­ку­ру­зы с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми и рас­те­ния

с мор­щи­ни­сты­ми (a) не­окра­шен­ны­ми (b) се­ме­на­ми в потом­стве по­лу­че­но рас­щеп­ле­ние по фенотипу: 100 рас­те­ний с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми семенами; 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окрашенными; 110 — с мор­щи­ни­сты­ми неокрашенными; 1490 — с глад­ки­ми неокрашенными. Со­ставь­те схему скрещивания, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потомства. Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

17

При скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го рас­те­ния ку­ку­ру­зы с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми и рас­те­ния с мор­щи­ни­сты­ми (a) не­окра­шен­ны­ми (b) се­ме­на­ми

Слайд 36Дано:
А – гладкие
а – морщинистые
В – окрашенные
b — неокрашенные
♀ Аа Вb

– по усло­вию дигетерозиготное рас­те­ние с глад­ки­ми
окрашенными семенами
♂ ааbb – с мор­щи­ни­сты­ми неокрашенными семенами
В потом­стве получаем 1490 — с глад­ки­ми неокрашенными (А_bb) и 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окрашенными (ааВ_) и 100 глад­ки­ми окрашенными се­ме­на­ми (А_В_); 110 — с мор­щи­ни­сты­ми неокрашенными (аа bb).
Такое со­че­та­ние фенотипов показывает, что при­зна­ки гладкие – не­окра­шен­ные (Аb) и мор­щи­ни­стые – окра­шен­ные (аВ) сцеплены, но не полностью. По­яв­ле­ние 4 фе­но­ти­пи­че­ских групп объ­яс­ня­ет­ся процессом кроссинговера.

Ответ(17)



Дано:А – гладкиеа – морщинистыеВ – окрашенныеb — неокрашенные♀ Аа Вb – по усло­вию дигетерозиготное рас­те­ние с

Слайд 37Р1: ♀Аb//аВ х ааbb
G: ♀Аb ♂аb
♀ аВ
♀АВ
♀аb
F1: Ааbb — 1490 —

с глад­ки­ми неокрашенными
аа Вb — 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окрашенными
Аа Вb — 100 — глад­ки­ми окрашенными семенами
аа bb — 110 — с мор­щи­ни­сты­ми неокрашенными
 
Ответ:
Генотипы потомства:
Ааbb — с глад­ки­ми неокрашенными
аа Вb — с мор­щи­ни­сты­ми окрашенными
Аа Вb — глад­ки­ми окрашенными семенами
аа bb — с мор­щи­ни­сты­ми неокрашенными
 
В F1 про­яв­ля­ет­ся закон сцеп­лен­но­го наследования. В потом­стве получается 4 фе­но­ти­пи­че­ских группы, что го­во­рит о том, что идет кроссинговер.

Ответ(17)



Р1: ♀Аb//аВ х ааbbG: ♀Аb ♂аb♀ аВ♀АВ♀аbF1: Ааbb — 1490 — с глад­ки­ми неокрашеннымиаа Вb — 1500

Слайд 38



При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ду­ши­сто­го го­рош­ка с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми и рас­те­ния без уси­ков и с блед­ны­ми цвет­ка­ми в F1 все рас­те­ния были с уси­ка­ми и яр­ки­ми цветками. От скре­щи­ва­ния ги­бри­да из F1 и рас­те­ния с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми были по­лу­че­ны рас­те­ния с двумя фенотипами: с уси­ка­ми и яр­ки­ми цветками; с уси­ка­ми и блед­ны­ми цветками. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, потом­ства F1 и F2. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в F1 и F2?

18

При скре­щи­ва­нии рас­те­ния

Слайд 39В F1 все потом­ство по­лу­чи­лось одинаковым. Следовательно, скре­щи­ва­ли двух гомозигот, про­явив­ши­е­ся

в F1 при­зна­ки яв­ля­ют­ся доминантными.
A — усы, a — без усов
B — яркие цветки, b — блед­ные цветки
1) 1-е скрещивание:
Р ♀ ААBВ х ♂ ааbb
G АB аb
F1 АаBb
с усиками, яркие
2) 2-е скрещивание:
Р ♀ АВ//аb х ♂ ААВb
G ♀АB, ♀аb ♂АB, ♂Ab
F2 ААВВ АаBb, AaBb Aabb
по фенотипу: 3 с уси­ка­ми и яр­ки­ми цветками: 1 с уси­ка­ми и блед­ны­ми цветками
 

Ответ(18)



В F1 все потом­ство по­лу­чи­лось одинаковым. Следовательно, скре­щи­ва­ли двух гомозигот, про­явив­ши­е­ся в F1 при­зна­ки яв­ля­ют­ся доминантными.A —

Слайд 40 
3) Гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие усиков, яв­ля­ют­ся доминантными, так

как при 1-м скре­щи­ва­нии всё по­ко­ле­ние рас­те­ний было оди­на­ко­вым и имело яркие цвет­ки и усики.
Гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков (А, В), ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме и на­сле­ду­ют­ся сцеплено, так как при 2-м скре­щи­ва­нии об­ра­зо­ва­лось толь­ко две фе­но­ти­пи­че­ские группы.
 Примечание.
Данная за­да­ча ре­ша­ет­ся и без сцеп­лен­но­го наследования, если во вто­ром по­ко­ле­нии скре­щи­ва­ем с рас­те­ни­ем с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми по ге­но­ти­пу ААВb, об­ра­зу­ет­ся две фе­но­ти­пи­че­ские группы. Но так как ге­не­ти­ка­ми было установлено, что гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков (А, В), ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме и на­сле­ду­ют­ся сцеплено, то ре­ша­ем за­да­чу как «сцепленное наследование»

Ответ(18)



 3) Гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие усиков, яв­ля­ют­ся доминантными, так как при 1-м скре­щи­ва­нии всё по­ко­ле­ние

Слайд 41
Среди признаков, свя­зан­ных с Х-хромосомой, можно ука­зать на

ген, ко­то­рый вы­зы­ва­ет не­до­ста­точ­ность ор­га­ни­че­ско­го фос­фо­ра в крови. В ре­зуль­та­те при на­ли­чии этого гена часто раз­ви­ва­ет­ся рахит, устой­чи­вый к ле­че­нию обыч­ны­ми до­за­ми ви­та­ми­на D. В бра­ках де­вя­ти боль­ных жен­щин со здо­ро­вы­ми муж­чи­на­ми среди детей была по­ло­ви­на боль­ных де­во­чек и по­ло­ви­на боль­ных мальчиков. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния и при­чи­ну та­ко­го рас­щеп­ле­ния при­зна­ка по генотипам.

19

Среди признаков, свя­зан­ных с Х-хромосомой, можно ука­зать на ген, ко­то­рый вы­зы­ва­ет не­до­ста­точ­ность ор­га­ни­че­ско­го фос­фо­ра

Слайд 421) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ХFХf и ХfУ;
2) ге­но­ти­пы детей ХFУ, ХFХf, ХfХf, ХfY;
3)

ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния доминантный, сцеп­лен­ный с Х-хромосомой.
 
Примечание.
Для анализа указано 9 женщин! Что подразумевает «большое» количество проведенных исследований и анализа. В данных исследованиях проанализированное потомство (УКАЗАННОЕ В УСЛОВИИ!) по­ло­ви­на боль­ных де­во­чек и по­ло­ви­на боль­ных маль­чи­ков дает нам предположение, что женщины гомозиготны по признаку рахита ХFХF. И тогда мы получим у женщин один вариан гамет ХF, и потомство 1:1 мальчики:девочки, все больны.
Но... если мы учтем, что это всё же разные женщины, и их потомство «малочисленно»... тогда есть смысл указывать два варианта генотипа у женщин. Т.е. второй вариант - тот который предлагается в критериях.
 

Ответ(19)



1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ХFХf и ХfУ;2) ге­но­ти­пы детей ХFУ, ХFХf, ХfХf, ХfY;3) ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния доминантный, сцеп­лен­ный с Х-хромосомой. Примечание.Для

Слайд 43

Глухота — ауто­сом­ный признак; даль­то­низм – признак, сцеп­лен­ный с полом. В

браке здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся ребёнок глу­хой дальтоник. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ребёнка, его пол, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потомства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с обе­и­ми аномалиями. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном случае? Ответ обоснуйте.

20

Глухота — ауто­сом­ный признак; даль­то­низм – признак, сцеп­лен­ный с полом. В браке здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся ребёнок глу­хой

Слайд 441) Так как у здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся глу­хой ре­бе­нок с дальтонизмом,

то оба эти при­зна­ка рецессивны. Ро­ди­те­ли ге­те­ро­зи­гот­ны по пер­вой аллели, мать - ге­те­ро­зи­гот­на по при­зна­ку дальтонима; отец здо­ров - зна­чит его ге­но­тип ХDУ.
 Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — АаХDХd, отец — АаХDУ;
 2) Ро­ди­те­ли об­ра­зу­ют по че­ты­ре типа гамет, для ре­ше­ния за­да­чи не­об­хо­ди­мо по­стро­ить ре­шет­ку Пеннета.
Возможные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей:
мальчик глухой, даль­то­ник 1 ааХdУ :
девочки с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 ААХDХD : 1 АAХDХd : 2 АаХDХD : 2 АаХDХd :
мальчик с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 АAХDУ : 2 АaХDУ : маль­чи­ки с нор­маль­ным слу­хом даль­то­ник 1 АAХdУ : 2 АаХdУ : де­воч­ка глу­хая с нор­маль­ным цве­то­вым вос­при­я­ти­ем 1 aaХDХD : 1 aaХDХd : маль­чи­ки глу­хие с нор­маль­ным цве­то­вым зре­ни­ем 1 aaХDУ : маль­чик глу­хой даль­то­ник 1 aaХdУ
 3) Ребёнок — глу­хой даль­то­ник — его генотип aaХdУ, пол — мужской (или мальчик). Вероятность рождения ребенка с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми — 1/16.
 4) За­ко­ны наследственности: Не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние между пер­вым и вто­рым признаком; сцеп­лен­ное с Х-хромосомой по вто­ро­му признак

Ответ(20)



1) Так как у здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся глу­хой ре­бе­нок с дальтонизмом, то оба эти при­зна­ка рецессивны. Ро­ди­те­ли

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть