Слайд 1Какие важные процессы происходят в листе?
Как питаются растения?
Как называется
процесс питания растений?
Слайд 4Цель урока:
Изучить процесс фотосинтеза
Слайд 5Задачи
1. Вспомнить особенности листа и его значение.
2. Выяснить, что такое фотосинтез,
в каких органах растения он протекает.
3. Определить условия, при которых происходит фотосинтез.
4. Выявить значение фотосинтеза.
Слайд 6Мотивация урока:
Мы дышим днем и ночью кислородом. Мы получаем продукты питания
и не задумываемся над тем, где и в результате какого процесса происходит образование кислорода и питательных веществ.
Слайд 7Проблема урока:
Двое правят жизнью на Земле:
Красное Солнышко
Да Зелёное Зёрнышко.
Слайд 8Вещества в растении
Органические
Белки
Жиры
Углеводы
Минеральные
Азот
Калий
Фосфор
Слайд 9Органические вещества
Это химические соединения углерода с другими элементами (главным образом с
водородом, кислородом, азотом). Они входят в состав всех живых организмов на Земле, поэтому их называют органические.
Слайд 10Откуда растение берет
и накапливает
органические вещества?
Слайд 11Готовит само!
Углекислый газ
Кислород
Крахмал
Свет
Вода
Слайд 13Особенности строения листа
Какое значение имеет то,
что клетки кожицы бесцветны?
Слайд 15Где происходит фотосинтез
Фотосинтез происходит в клетках, содержащих зелёный пигмент – хлорофилл.
Это вещество способно поглощать и превращать солнечную энергию. У растений хлорофилл содержится в специальных органеллах – хлоропластах.
Слайд 16Значение листа
Фотосинтез
Газообмен
Испарение воды (транспирация)
Вегетативное
размножение
Слайд 18Определение фотосинтеза
Процесс образования в хлоропластах органического вещества на свету из углекислого
газа и воды называют фотосинтезом (от греч. «фотос» – свет и «Синтез» – соединение).
В качестве побочного продукта в процессе фотосинтеза выделяется кислород.
Слайд 19Превращение энергии солнечного света в энергию химической связи.
В ходе фотосинтеза происходит
не только превращение одних веществ в другие, но и переход энергии из одного вида в другой.
Энергия солнечного света
Энергия химической связи, заключённая в молекулах органических веществ: белки, жиры, углеводы
Слайд 20Климент Аркадьевич Тимирязев
(1843-1920 г.)
К. А. Тимирязев – выдающийся русский учёный –
ботаник, который внёс большой вклад в изучение фотосинтеза растений. Он установил, что этот процесс вызывают только поглощённые хлорофиллом солнечные лучи. Роль растений на Земле Тимирязев назвал космической. Благодаря зелёному растению накапливается энергия, которая поступает из космоса от Солнца.
Слайд 21Значение фотосинтеза
Процесс фотосинтеза является основой питания всех живых существ, а также
снабжает человечество топливом, волокнами и бесчисленными полезными химическими соединениями. Из диоксида углерода и воды, связанных из воздуха в ходе фотосинтеза, образуется около 90-95% сухого веса урожая. Человек использует около 7% продуктов фотосинтеза в пищу, в качестве корма для животных и в виде топлива и строительных материалов
Слайд 22Фотосинтез способствовал созданию на Земле атмосферы пригодной для жизни.
В атмосфере содержится
примерно 21% кислорода. За счет фотосинтеза это количество поддерживается на данном уровне.
Слайд 23Только растения в процессе фотосинтеза образуют органические вещества, обеспечивают пищей животных
и человека.
Растения всей Земли ежегодно образуют примерно 150 млрд. тон органического вещества и выделяется 200 млрд. тонн свободного кислорода.
Слайд 24Фотосинтез идет
На свету круглый год
И он людям дает
Пищу и кислород.
Очень важный
процесс-
Фотосинтез, друзья,
Без него на Земле
Обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб,
Уголь, сено, дрова-
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж,
Как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.
Слайд 25Мы пойдем гулять на луг. Сколько много там подруг: Бабочки нарядные
Крылышками машут.
Птички и комарики
Полечку там пляшут.
А кузнечик—скок, скок,скок
И забрался под кусток.
Там цветочки и травинки Выпрямляют свои спинки.
К солнцу выше потянулись
И друг другу улыбнулись. Аромат цветов вдыхаем
И урок наш продолжаем.
Слайд 26Все ли органические
вещества, созданные
растениями,
используются
живыми организмами?
Слайд 27
Отмершие части растений возвращаются обратно в почву
Большая часть органических веществ, созданных
растениями, разрушается в процессе гниения, т. е. является источником энергии для жизнедеятельности многочисленных организмов.
В результате гниения из органических соединений снова образуются минеральные вещества, пригодные для нового их использования растениями
Слайд 28Таким образом осуществляется круговорот веществ в верхнем слое Земли, населенном живыми
организмами.
Слайд 29Заключение:
Заполнить таблицу: «Фотосинтез»
Углекислый газ
Кислород
Хлоропласты
Образуются
Поглощается
Слайд 30Задание по группам:
Представьте себе, что вы лучик Солнца. Попытайтесь совершить путешествие
по растению. Начните с зелёного листа. Опишите судьбу солнечного лучика.
Используйте понятия: «фотосинтез», «хлорофилл», «солнечная энергия», «энергия химической связи», вещества: углекислый газ, кислород, органические вещества.
Слайд 31Найдите биологические ошибки
Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических
в хлоропластах листа на свету. Для протекания фотосинтеза необходимы следующие условия: наличие кислорода и воды, зеленых листьев и солнечного света.
В процессе фотосинтеза образуется органическое вещество – крахмал. Побочным продуктом фотосинтеза является углекислый газ и вода.
Слайд 32Дайте ответ на вопрос:
Что такое фотосинтез?
Где в растениях образуются органические вещества?
Какие
условия необходимы для образования крахмала в листьях?
Какой газ в процессе фотосинтеза поглощается зелёными растениями?
Какой газ растения выделяют в процессе фотосинтеза?
Какое значение имеет процесс фотосинтеза в природе и жизни человека?
Слайд 33Рефлексия
Что вам больше всего понравилось на уроке?
Какие трудности у вас возникли
на уроке?
Как вы их преодолевали?
С каким настроением вы заканчиваете урок?
Слайд 34Домашнее задание
§ 27, ответить на вопросы, выучить термины.
Творческое задание: Написать
сказку о фотосинтезе (по желанию)