Слайд 2Нервная система – это совокупность различных структур нервной ткани, регулирующая деятельность
всех органов и систем организма.
Слайд 3Значение нервной системы :
1. Обеспечивает взаимосвязь между органами, системами органов и между
отдельными частями организма.
2. Обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой.
3. Обеспечивает мыслительные процессы.
4. Осуществляет контроль за состоянием организма и отдельных его частей.
5. Управляет работой организма и его систем.
6. Обеспечивает активацию и поддержание тонуса, т.е. рабочего состояния органов и систем.
7. Поддерживает жизнедеятельности органов и систем, т.е. выделяемые ей биологически активные вещества способствуют жизнедеятельности иннервируемых органов.
Другие клетки организма
Нервная система
Нервная клетка
Сигнал из внешней среды
раздражение
Нервный импульс
Слайд 5Простейшие способны реагировать на действие разнообразных факторов окружающей среды (света, температуры, химических веществ и т.д.).
Им
свойственны:
ответная реакция на раздражение в форме раздражимости;
различные таксисы — реакции на раздражители окружающей среды, которые проявляются в виде движения организмов к источнику раздражения или в противоположную от него сторону.
Слайд 6ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ
Появилась впервые.
Диффузный или сетчатый тип нервной системы (представляет собой сеть нервных
клеток, распределенных по всему телу и связанных между собой тонкими отростками).
Нейродвигательные реакции кишечнополостных являются прообразами рефлекторных реакций животных, имеющих
ЦНС.
Слайд 7У медуз и полипов появляются скопления нервных клеток в определенных местах
(около рта, по краям зонтика), эти скопления нервных клеток являются предшественниками органов чувств.
Слайд 8Эволюция нервной системы идет по пути
концентрации нервных клеток в
определенных местах тела, т.е. по пути образования нервных узлов (ганглиев);
узлы в первую очередь возникают там, где находятся клетки воспринимающие раздражение из окружающей среды.
Так при радиальной симметрии возникает радиальный тип нервной системы, а при билатеральной симметрии концентрация нервных узлов происходит на переднем конце тела.
от головных узлов отходят парные нервные стволы, идущие вдоль тела.
Слайд 9Черви
Плоские черви
Кольчатые черви
1 – нервные узлы
2 – нервный ствол
3 – нервное
окончание
1 – окологлоточное нервное кольцо
2 – брюшная нервная цепочка
3 – нервы
4 – нервные окончания
Круглые черви
Слайд 10ТИП МОЛЛЮСКИ
У брюхоногих и двустворчатых моллюсков нервная система аналогична червям,
особых ароморфозов нет,
у головоногих несколько ганглиев (предшественники мозга) объединяются в «мозг»
головоногие моллюски
Слайд 11ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
нервная система сходна с нервной системой кольчатых червей.
Она
состоит из:
надглоточного парного узла (так называемый головной мозг);
окологлоточного кольца (коннектив);
брюшной нервной цепочки (представлена в виде двух параллельных стволов).
Чаще всего в каждом сегменте тела имеется свой узел. Однако, бывает, что узлы срастаются и образуют целые центры. Например, подглоточный узел – это сросшиеся ганглии, которые контролируют слюнные железы и часть пищевода.
Ракообразные
У данных представителей членистоногих система представлена в виде брюшной нервной цепочки, парные стволы которой сближаются друг к другу. Головной мозг имеет две доли, которые контролируют работу антенн и антеннул, а также от него отходит зрительный нерв.
Слайд 12Паукообразные
У паукообразных животных вся структура чётко сконцентрирована, так, например, у пауков
все ганглии сливаются в единую массу. Лишь у скорпионов, за счёт строения их тела, нервные узлы растянулись вдоль всего тела. Большая масса находится в грудном отделе и около семи узлов находится в брюшке.
Насекомые
У этих представителей типа мозг состоит из трёх отделов (передний, средний, задний), которые чётко специализируются на определённых функциях (подглоточный узел контролирует работу ротовых конечностей). Также имеются симпатические нервы, которые в каждом отделе тела вырабатывают нейрогормоны
Слайд 13ТИП ХОРДОВЫЕ (ЛАНЦЕТНИК)
головного мозга как такового нет (поэтому этот организм относят
к бесчерепным) ;
появляется нервная трубка.
Слайд 14КЛАСС РЫБЫ
хорошо развитый головной мозг (именно поэтому появляется черепная коробка), содержащий
отделы: передний, средний, задний (мост, мозжечок и продолговатый мозг);
хорошо развиты промежуточный, средний и мозжечок;
внутри позвоночника находится спинной мозг
Слайд 15КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (АМФИБИИ)
Размер мозга больше, чем у рыб, так же состоит
из 5 отделов, но мозжечок развит меньше — амфибии менее подвижны, чем рыбы
Слайд 16КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (РЕПТИЛИИ)
Нервная система аналогична таковой у земноводных, однако:
хорошо развит передний
мозг и мозжечок;
наблюдается четкое разделение на белое и серое вещество
Слайд 17КЛАСС ПТИЦЫ
головной мозг намного больше по размеру, чем у пресмыкающихся,
сильнее развит передний мозг;
хорошо
развиты: средний мозг, мозжечок;
лучше развита кора (а значит, интеллект);
1 - передний мозг
2 - средний мозг
3 - мозжечок
4 - промежуточный мозг
5 - продолговатый мозг
Слайд 18КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
очень крупный мозг (5 отделов);
хорошо развитая кора — состоящая из
нескольких слоев нейронов;
кора образует извилины, складки, борозды;
можно говорить о высшей нервной деятельности