Презентация по биологии
для 6 класса
Солнцева Елена Ивановна
Опыление. Значение опыления
Слайд 2Цель урока: создать условия для открытия учащимися знаний о процессах опыления
цветковых растений, его способах и биологическом значении, приспособлениях цветков к различным способам опыления
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с биологической сущностью опыления, различными способами опыления и приспособлениями цветковых растений к тому или иному типу опыления, формировать понимание значения опыления для цветковых растений, показать взаимосвязи организмов в природе
Развивающие: развивать умение сравнивать, анализировать информацию, обобщать, наблюдать и делать выводы, развить коммуникативные качества, развивать навыки работы с учебником, таблицами, формирование навыков самостоятельной работы;
Определить практическое значение искусственного опыления и его применение в сельском хозяйстве
Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса, эстетическому воспитанию, прививать любовь и бережное отношению к дикой природе, способствовать эстетическому воспитанию детей.
Слайд 3
Они прекраснее всего
Что нам даёт природа на Земле.
Но дар её бесценный,
Для
всех искусств цветок –
Образчик неизменный.
Жак Делиль
Слайд 5Какое из представленных растений имеет простой околоцветник, а какое двойной?
А Б
Какую функцию выполняет околоцветник?
Слайд 6Назовите главные части цветка?
какое значение они имеют?
Слайд 7Какое строение имеет тычинка? Пестик?
Слайд 8Какое строение имеет тычинка? Пестик?
Слайд 9Как называют цветок, имеющий и тычинки и пестик?
Слайд 10Как называют цветок, имеющий только тычинки или только пестик?
Слайд 11Какие растения называются однодомными? Приведите пример
Слайд 12Какие растения называются двудомными? Приведите пример.
Слайд 13Почему мелкие цветки на стебле собраны в группы, а крупные как
правило, расположены по одному?
Слайд 14Как называют группы цветков, расположенных в определённом порядке?
Слайд 15Какие соцветия вам известны?
Чем различаются соцветия кисть и метёлка?
Слайд 16В чём заключается биологическое значение
соцветий?
Слайд 17Как называется соцветие у черёмухи, ландыша,
капусты?
Слайд 18Как называется соцветие, в котором цветоножки
выходят из вершины оси соцветия?
Слайд 19Послушайте загадку: «На высоком холме
стоит вишнёвый замок. Крепостная стена замка
двухрядная. В первом ряду вокруг замка располагается 5 зелёных зубцов, а во втором- 5 больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких длинных ножках пушистые подушечки. Кого они ждут?
Как называются все части замка?»
Слайд 20Зелёные зубцы - чашечка;
Белые стены – лепестки венчика;
Столбик – пестик;
Пушистые подушечки
– тычинки с пыльниками, которые ждут пчёл
Слайд 21Для чего они ждут пчёл?
Что такое опыление? Что мы должны узнать
на уроке?
Слайд 23опыление
перекрёстное
самоопыление
Слайд 24Самоопыляемые растения
Самоопыление происходит у растений, в цветках которых есть и тычинки
и пестики, обычно в закрытых бутонах , например, пшеница, горох, картофель.
Слайд 26биологическая задача:
Учёные провели эксперимент:
Цветки гороха и яблони,
когда они находились в
фазе
бутона, накрыли марлевыми мешочками.
После цветения у гороха образовались
плоды, а у яблони нет. Почему? Какой тип
опыления характерен для гороха,
а какой для яблони?
Слайд 27Ветроопыляемые растения
Мелкие цветки, без яркой окраски, без аромата и нектара
Растут
большими скоплениями
Цветут до распускания листьев
Много лёгкой и сухой пыльцы
Слайд 28Примеры Ветроопыляемых растений
берёза
кукуруза
Слайд 29Насекомоопыляемые растения
подсолнечник
Цветки с яркими венчиками, нередко собраны в соцветия
Привлекательный запах и
нектар
Пыльца крупная, липкая с шипами на поверхности
Слайд 30Примеры насекомоопыляемых растений
одуванчик
яблоня
Слайд 34Задание 1.Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые
поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было.
Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему?
Слайд 35Задание 2. Учёные давно обратили внимание на такую закономерность: весной зацветают
растения с фиолетовыми и синими цветами, а летом – с белыми и жёлтыми. Как это можно объяснить?
Слайд 36Задание 3. В 20-х годах 18 века в г. Упсале шведский
натуралист Карл Линней создал необычные часы. Они определяли время только с 3-5 часов утра до 12 часов ночи. Как был устроен циферблат на этих часах? На каких биологических особенностях растений основывается «работа» этих часов?
Слайд 37 Задание 4.
Почему безветренная погода во время цветения ржи и
пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы не повлияет?
Слайд 38 Задание 5.
Хозяйка оборвала весь пустоцвет с огурцов, считая. Что
от этих цветков нет никакой пользы. Правильно ли она поступила
Слайд 39 Задание 6
Цветки многих растений закрываются в дождливую погоду. Какое
значение имеет это приспособление?
Слайд 40 Задание 7.
Цветки растений ночной красавицы и душистого табака раскрываются
с наступлением темноты. Какие приспособления к опылению они имеют?
Слайд 43Давайте вспомним тему урока.
- Какие цели вы ставили перед
собой?
-Какие цели реализованы и что этому способствовало?
- Какие цели не реализованы?
- Какие открытия сделали для себя?
Какая информация оказалась полезной?
Слайд 45Д. З.
Параграф №28, вопросы, приготовить сообщение на тему «Искусственное опыление»
Народная мудрость
гласит: «Нет сада без пасеки, а плодов – без пчёл. Каков её биологический смысл?
Напишите сочинение от имени цветка или насекомого на тему « Как мне повезло!»
Слайд 46Источники:
https://ru.wikipedia.org/
Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып.2/авт-сост. Е.А. Якушкина и др.-
Волгоград: Учитель, 2009
Рохлов В.,Теремов А.,Петросова Р. Занимательная ботаника. - М.:АСТ-ПРЕСС,1988
http://svoimi-rykami.ru/ychastok/rassada/vetroopylyaemye-rasteniya.html