Слайд 1Экология. Приспособленность организмов.
Слайд 2Цели урока:
Изучить понятие экологии и экологичеких факторов, подробно познакомиться с классификацией
экологических факторов.
Изучить явление приспособленности у живых организмов (растений и животных).
Слайд 3У каждого организма есть своя окружающая среда – совокупность разнообразных внешних
элементов, которые воздействуют на остальные организмы или на их сообщества
Слайд 4
Взаимоотношения организма с окружающей средой изучает наука = экология, которая исследует
закономерности организации, функционирования и развития разнообразных, экологических систем, включающих в себя как живые организмы, так и другие компоненты.
Эрнст Геккель, 1866
Слайд 5Экологические факторы – факторы, которые определяют возможности существования и размножения особей
или их групп.
Абиотические:
Солнечная радиация,
давление,
влажность (количество выпадающих осадков и влажность воздуха),
температура,
химический состав воды, горных пород и почвы,
Слайд 6Экологические факторы
а) климатические — свет (0,29мкм – 3 мкм.), тепло (+70
- -35, -3,3 - +36), воздух (его состав и движение), влага (включая осадки в разных формах, влажность воздуха) и т. д.;
б) эдафические (или почвенно-грунтовые) — физические (гранулометрический состав, водопроницаемость) и химические (рН почв, содержание в них элементов минерального питания, макро- и микроэлементов и т.д.) свойства почв;
в) топографические (или орографические) — условия рельефа.
Слайд 7Экологические факторы
Биотические:
а) фитогенные — прямое и косвенное воздействие растений-сообитателей;
б) зоогенные —
прямое и косвенное влияние животных (поедание, вытаптывание, деятельность землероев, опыление, распространение плодов и семян);
Слайд 8Экологические факторы
в) прокариотогенные факторы — влияние бактерий и сине-зелёных водорослей (отрицательное
воздействие фитопатогенных бактерий, положительное воздействие свободноживущих и симбиотически связанных азотфиксирующих бактерий, актиномицетов и цианей);
г) микогенные факторы — отрицательное воздействие паразитических и фитопатогенных грибов; положительное воздействие грибов при образовании микоризы.
Слайд 9Антропогенные:
Деятельность человека, которая приводит к изменению образа жизни, численности, жизнеспособности
других организмов.
Факторы связанные с многосторонними формами сельскохозяйственной деятельности человека (выпас, сенокошение), его промышленной деятельности (выбросы газов в атмосферу, строительство, добыча полезных ископаемых, транспортные коммуникации и трубопроводы), с освоением космоса и рекреационной деятельностью.
Слайд 10Экологические факторы
Ресурсные факторы — это вещество и (или) энергия, вовлекаемые в
биологический круговорот растительным сообществом (например, свет, вода, содержание в почве элементов минерального питания и т. д.);
Нересурсные факторы не участвуют в циклах трансформации вещества и энергии и экосистемах (например, рельеф).
Слайд 11Экологические факторы
Прямодействующие - непосредственно влияют на обмен веществ, формообразовательные процессы, рост
и развитие (свет),
Косвенно действующие влияют на организм через изменение других факторов (например, трансабиотические и трансбиотические формы взаимодействий).
Слайд 12Закон толерантности:
Стр. 196. рис. 234. выписать определения: оптимальные условия, толерантность,
лимитирующие
факторы.
Слайд 13Закон толерантности
Даже единственный фактор за пределами оптимума приводит к снижению жизнеспособности
особи и к её возможной гибели.
Юстус Либих: урожай зависти от недостающего вещества (правило минимума),
Виктор Шелфорд – лимитирующее влияние оказывают не только минимальные, но и максимальные значения
Слайд 14Влияние факторов:
На один организм влияет одновременно не один экологический фактор.
Влияние
экологических факторов индивидуально.
«Что русскому хорошо, то немцу смерть» – русская поговорка.
Слайд 15Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
– оценивается по числу потомков, которое сохранилось в следующем поколении, и в целом определяется совокупностью (адаптаций) к выживанию в различных условиях.
Слайд 16Виды адаптаций:
Физиологические.
Биохимические адаптации.
Морфолого-анатомические
Поведенческие адаптации.
Слайд 17Физиологические адаптации
Приспособления облегчающие поиск пищи или партнёра
Приспособления к жизни при недостатке
влаги,
Приспособления к жизни при недостатке кислорода.
Слайд 19Биохимическая адаптация
Выработка пахучих веществ, выработка ядов, выработка токсинов
Слайд 21Покровительственная окраска для защиты яиц, личинок, птенцов особенно важна. У открыто
гнездящихся птиц (глухарь, гага, тетерев) самка, сидящая на гнезде почти неотличима от окружающего фона. Соответствует фону и пигментированная скорлупа яиц. Интересно, что у птиц, гнездящихся в дупле, самки нередко имеют яркую окраску (синицы, дятлы, попугаи).
Покровительственная окраска
Слайд 22Примеры адаптаций:
1 — гага на гнезде: ее покровительственная окраска делает
птицу малозаметной;
2 — бабочка березовой пяденицы на коре
Слайд 23Удивительное сходство с веточками наблюдается у палочников. Гусеницы некоторых бабочек напоминают
сучки, а тело некоторых бабочек – лист.
Слайд 24Здесь покровительственная окраска сочетается с покровительственной формой тела. Когда палочник замирает,
то даже с близкого расстояния трудно обнаружить его присутствие – настолько сливается он с окружающей растительностью. Всякий раз, попадая в лес, на луга, в поле, мы даже не замечаем, как много насекомых скрывается на коре, листьях, в траве.
Слайд 25У зебры и тигра темные и светлые полосы на теле совпадают
с чередованием тени и света окружающей местности. В этом случае животные малозаметны даже на открытом пространстве с расстояния 50-70 м.
Слайд 27Очень яркая предостерегающая окраска (обычно белая, желтая, красная, черная) характерна для
хорошо защищенных ядовитых жалящих форм. Несколько раз попытавшись отведать клопа-«солдатика», божью коровку, осу птицы в конце концов отказываются от нападения на жертву с яркой окраской.
Слайд 29Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от
нападения хищников. Например, некоторые пауки напоминают муравьев, а осовидные мухи внешне схожи с осами.
Эти и многие другие примеры говорят о приспособительном характере эволюции.
Слайд 34Поведенческая адаптация
Затаивание у жертв,
Выслеживание добычи у хищников,
Брачное поведение, формы поведения
при заботе о потомстве.
Приспособление к переживанию неблагоприятных условий среды – низкая температура, засуха (миграции, спячка, период покоя, цистирование, споры бактерий)
Слайд 37Поведенческие адаптации к неблагоприятным условиям среды
Диапауза - состояние физиологического торможения обмена
веществ и остановки формообразовательных процессов. Сигнал к переходу в диапаузу — это уменьшение продолжительности светового времени суток.
Слайд 38Спя́чка или гибернация — период деактивации жизненных процессов и метаболизма у животных. Характеризуется снижением температуры тела,
замедлением дыхания, и всех процессов метаболизма. Основным физиологическим смыслом спячки является сохранение энергии в период неблагоприятных естественных условий (морозов, бескормицы).
подвязочные змеи
Слайд 39Адаптации растений
Росянка (1) и непентес (2):
а — общий вид растения;
б
— ловчие листья, обеспечивающие растение питательными веществами при переваривании пойманных насекомых
Слайд 40
Приспособления к повышенной сухости
Фомы приспособлений у растений
:
Слайд 41Приспособления к повышенной влажности
Слайд 42Приспособления к опылению
насекомыми и ветром
Слайд 43
Показатели
приспособленности
растений и животных:
Способы добывания пищи.
Защита от поедания.
Приспособленность к абиотическим факторам.
Эффективность
размножения.
Распространение на новые территории.
Слайд 44Выводы:
Все приспособления у организмов вырабатываются
в конкретных условиях их среды обитания
.
Если условия среды меняются, приспособления могут утратить свое положительное значение,
они обладают относительной целесообразностью.
Слайд 45Формирование адаптаций-
сложный результат взаимодействия факторов эволюционного процесса, где направляющую
роль играет
естественный отбор, который связует требования среды
со структурой генотипа и фенотипа организма.
Слайд 46
Домашнее задание:
Параграфы: 92,93