Слайд 1Тема урока Класс Двустворчатые моллюски.
Слайд 2Цель урока.
Сформировать знания об образе жизни и внешнем строении моллюсков.
Узнать как
взаимосвязаны образ жизни и строение двустворчатых моллюсков.
Задачи.
1. изучить внешнее, внутреннее строение моллюсков.
2. рассмотреть процесс размножения и развития моллюсков.
3. охарактеризовать роль в природе и жизни для человека.
Слайд 3Немного повторим…
А1. Для моллюсков характерны следующие черты строения.
1- несегментированное тело, вторичная
полость.
2- несегментированное тело, первичная полость.
3- сегментированное тело, отсутствие полости тела.
4- сегментированное тело, вторичная полость тела.
Слайд 4Немного повторим…
А2. Для моллюсков характерны следующие черты строения.
1- наличие мантии и
хитинового покрова.
2- радиальная симметрия тела, наличие мантии и хитинового покрова.
3- наличие мантии и раковины.
4- наличие раковины.
Слайд 5Немного повторим…
А3. Большинство моллюсков обитает.
1- в пресных водах.
2- в солоноватых водах.
3-
в морях.
4- на суше.
А4. Раковина моллюсков состоит.
1- из хитина.
2- из углекислого кальция.
3- из костной ткани.
4- из рогового вещества.
Слайд 6Немного повторим…
А5. Мантийная полость – это
1- пространство между туловищем и
мантией.
2- полость тела моллюска.
3- пространство между мантией и раковиной.
4- пространство между раковиной и туловищем.
Слайд 7Немного повторим…
А6. Мантия – это.
1- складка кожи.
2- полость тела моллюска.
3- пространство
внутри раковины.
4- раковина.
А7. Для моллюсков характерны следующие отделы тела.
1- голова, туловище, хвост.
2. голова, брюхо.
3. голова, туловище, нога.
4. голова, туловище, конечности.
Слайд 8Немного повторим…
А8. У моллюсков имеются следующие пищеварительные железы.
1- слюнные железы и
поджелудочная железа.
2- печень и поджелудочная железа.
3- слюнные железы и печень.
4- поджелудочная железа.
Слайд 9Немного повторим…
А9. Терка находится.
1- в пищеводе.
2- в кишке.
3- в ротовой полости.
4-
в желудке.
А10. Органами дыхания моллюсков являются.
1- жабры.
2- парные легкие.
3- жабры и легкое.
4- раковина.
Слайд 10Эталон ответа.
А1- 1.
А2- 3.
А3- 3.
А4- 2.
А5- 1.
А6- 1.
А7-3.
А8- 3.
А9- 3.
А10- 3.
Слайд 11Образ жизни и внешнее строение.
Двустворчатые моллюски – это донные малоподвижные животные.
Имеют размеры от нескольких миллиметров до 1,5 метра. Широко распространены в Мировом океане. Особенного много их на мелководьях теплых морей на суше они не встречаются. Тело продолговатое, обладает двусторонней симметрией, сплюснуто с боков. В теле различают туловище и ногу. Головы нет. У мидий нога утратила двигательную функцию в связи с неподвижным образом жизни.
Слайд 12Образ жизни и внешнее строение.
Тело покрыто мантией, которая свободно свешивается по
бокам в виде двух больших складок. На заднем конце тела мантия срастается и образует две трубки – сифоны. Наружная сторона складок формирует известковую раковину. Раковина состоит из двух симметричных створок, которые охватывают тело с боков. Короткая поперечная лента эластичного вещества соединяет створки на спинной стороне. Створки замыкаются особыми мускулами. Когда мускулы расслабляются, створки расходятся и остаются полураскрытыми.
Слайд 13Образ жизни и внешнее строение.
У некоторых моллюсков края створок на спинной
стороне образуют выросты – зубы, которые усиливают скрепление створок. У беззубки и мидии внутренняя поверхность раковины выстлана прочным блестящим перламутровым слоем. Инородные частицы например песчинки, попадающие между мантией и створкой раковины, обволакиваются слоями перламутра и превращаются в жемчуг.
Слайд 16Внутреннее строение.
Изучите текст параграфа 21 на странице 97-98 и выделите особенности
каждой из систем внутреннего строения.
Слайд 18Размножение и развитие.
Беззубка и мидия раздельнополые животные. Сперматозоиды образуются в семенниках
самцов, через сифон попадают в воду и проникают в мантийную полость самок, где происходит оплодотворение яйцеклеток. Из яйца выходит маленькая подвижная личинка. У мидий она сначала плавает в толще воды, затем оседает на дно и превращается в молодого моллюска.
Слайд 19Размножение и развитие.
У беззубки личинка имеет на раковине зубчики и клейкие
нити, с помощью которых прикрепляется к жабрам и коже проплывающих мимо рыб. В месте прикрепления на теле рыбы образуется опухоль, внутри которой развивается моллюск. Через некоторое время он выходит наружу и падает на дно. Так с помощью рыб происходит развитие и расселение беззубок.
Слайд 20Роль в природе и жизни человека.
Двустворчатые моллюски играют огромную роль в
водных природных сообществах.
1. Очищают воду тем что питаются планктоном и частицами органического вещества. Беззубками питаются некоторые водные животные.
2. Устриц, мидий, морских гребешков люди издавна употребляют в пищу. Моллюсков добывают для получения из них перламутра и жемчуга. Некоторые виды специально выращивают на морских фермах.
Слайд 21Домашнее задание.
Прочитать параграф 21 ответить на вопросы и выполнить задания в
конце параграфа.
Спасибо за внимание, всего доброго.