Слайд 1ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
Биология как наука.
Основные признаки живых организмов.
Уровни организации жизни
Автор: Дъячук Л.В.
Слайд 2Биология – наука о жизни
Биология – наука, изучающая свойства живых систем.
Объектом науки – биологии является жизнь во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях.
Слайд 3Методы биологии
Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо
научную задачу, проблему.
1.Универсальные методы – используются многими науками (наблюдение, эксперимент, построение теорий и др.)
Слайд 4Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью
которой ученые получают необходимые сведения об объекте.
Слайд 5Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте
(можно визуально наблюдать за поведением животных, с помощью приборов за изменениями в живых объектах, за сезонными изменениями в природе).
Слайд 6Эксперимент (опыт) – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые
предположения – гипотезы (получение новых знаний с помощью поставленного опыта). Примеры экспериментов: скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства.
Слайд 7Проблема – вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к получению
нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации.
Гипотеза – предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда». Гипотеза проверяется экспериментально.
Слайд 8Теория – это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания.
Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются. Некоторые теории могут опровергаться новыми фактами. Верные научные теории подтверждаются практикой.
Слайд 9Частные научные методы
Генеалогический – применяется при составлении родословных людей, выявлении характера
наследования некоторых признаков.
Слайд 10Исторический – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически
длительного времени (несколько миллиардов лет).
Слайд 11Палеонтологический – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся
в земной коре, в разных геологических слоях.
Слайд 12Центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется
при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций (составляющих) органических веществ и т.д.
Слайд 13Цитологический или цитогенетический – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.
Слайд 14Биохимический – исследование химических процессов, происходящих в организме.
Слайд 15Основные признаки живых организмов
Клеточное строение. Все существующие на Земле организмы состоят
из клеток. Исключением являются вирусы, проявляющие свойства живого только в других организмах.
Слайд 16Движение
Все живое может двигаться и менять свое положение. Это более очевидно
на примере животных, которые умеют ходить и бегать, и менее очевидно у растений, части которых могут двигаться, чтобы отследить движение солнца.
Слайд 17Рост и развитие.
Большинство растений изменяются в размерах в течение всей
жизни, рост животных приостанавливается, но продолжается замещение клеток внутри организма. Животные способны увеличивать своё физическое и умственное развитие, обладают способностью запоминать и анализировать события.
Слайд 18 Обмен веществ и энергии с окружающей средой, за счет которого поддерживается
постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).
Слайд 19Раздражимость – способность организма избирательно реагировать на внешние воздействия.
Слайд 20Самовоспроизведение – способность организма давать потомство, которое за счет наследственности похоже на
родителя.
Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и изменений наследственного аппарата – молекул ДНК.
Наследственность – способность организма передавать свои признаки из поколения в поколение.
Слайд 21Общность химического состава. Главными особенностями химического состава клетки и многоклеточного организма
являются соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются.
Слайд 22Основные уровни организации живой природы
Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками,
липидами, углеводами и другими соединениями); на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.
Слайд 23Клеточный – уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной
и функциональной единицы жизни. На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.
Слайд 26Организменный – это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма.
Слайд 27Популяционно-видовой – уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно
в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций.
Слайд 28Биогеоценотический – представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания.
Слайд 29Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ
и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.
Слайд 30Заполните правую колонку таблицы:
Слайд 32Использованные источники
1.Биология [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования /
Н.В. Чебышев, Г.Г.Гринёва, Г.С. Гузикова; под ред. Н.В.Чебышева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.
2. Биология как наука [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://biology100.ru/index.php/materialy-dlya-podgotovki/biologiya-nauka-o-zhizni/biologiya-kak-nauka-rol-biologii
3. Уровни организации жизни [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://biofile.ru/bio/4490.html
4. Яндекс картинки https://yandex.ru/images/search?textD0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8&stype=image&lr=65&noreask=1&parent-reqid=1475903999184409-13365433093687541860103608-sfront6-016&source=wiz