Презентация, доклад по биологии на тему

Содержание

Головина Маргарита АлександровнаУчитель биологии.Квалификационная категория: высшая.Тема урока: «Изменчивость».Учебный предмет: биологияКласс: 9,11Используемые на уроке элементы проектных педагогических технологий : игровой, коммуникативной, проблемно-поисковой, интерактивной.Технические средства на уроке: мультимедийный проектор, компьютер, кодоскоп МБОУ «СОШ №10» г. Выборг

Слайд 1Эффективен не тот, кто просто знает, а тот , у кого

сформированы навыки приобретения, организации и применения знаний





МБОУ «СОШ №10» г. Выборг

Презентация-представление открытого урока.

Эффективен не тот, кто просто знает, а тот , у кого сформированы навыки приобретения, организации и применения

Слайд 2Головина
Маргарита Александровна
Учитель биологии.
Квалификационная категория: высшая.



Тема урока: «Изменчивость».
Учебный предмет: биология
Класс: 9,11
Используемые

на уроке элементы проектных педагогических технологий : игровой, коммуникативной, проблемно-поисковой, интерактивной.

Технические средства на уроке: мультимедийный проектор, компьютер, кодоскоп


МБОУ «СОШ №10» г. Выборг

Головина Маргарита АлександровнаУчитель биологии.Квалификационная категория: высшая.Тема урока: «Изменчивость».Учебный предмет: биологияКласс: 9,11Используемые на уроке элементы проектных педагогических технологий

Слайд 3МБОУ «СОШ №10» г. Выборг

Тема урока: «Изменчивость»
Тип урока:

повторительно — обобщающий.
Цель урока: Обучащиеся знают виды изменчивости, факторы, причины,
характер изменчивости, а также значение изменчивости для организма
и для эволюции
Задачи урока:
Обучающие - повторить и систематизировать знания учащихся об
изменчивости организмов
Развивающие - в ходе коллективной и индивидуальной работы,
выполняя задания на обобщение, сопоставление,
по развитию внимания, памяти, логического мышления,
напряженно работают в течение урока
Воспитательные - определяя значение изменчивости для отдельных
организмов, показать отрицательное воздействие
на человека мутагенов, особенно последствие воздействия алкоголя
и никотина , а также мутагенов загрязненной среды обитания на
наследственность. Воспитывать ответственность каждого за состояние
окружающей среды.
МБОУ «СОШ №10» г. Выборг  Тема урока: «Изменчивость»Тип урока: повторительно — обобщающий. Цель урока: Обучащиеся знают

Слайд 4МБОУ «СОШ №10» г. Выборг

Ход урока

Работа над разделом

“ Изменчивость” велась течение нескольких
уроков. Мы повторим и систематизируем знания об изменчивости
организмов, будем использовать различные формы индивидуальной
и фронтальной работы, выполнять задания на сопоставление фактов, их обобщение, повторение, игровые моменты, для чего класс
разделится на 2 команды (№ 1 , № 2 ).

Команды будут выполнять определенные задания.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, в конце урока
мы подведем итоги и сделаем выводы о значении изменчивости для
отдельных организмов и для эволюции в целом.

МБОУ «СОШ №10» г. Выборг  Ход урока Работа над разделом “ Изменчивость” велась течение несколькихуроков. Мы

Слайд 5 Задание №1:«Терминологическая эстафета»
МБОУ «СОШ №10» г. Выборг

Все особи

одного вида похожи друг на друга вследствие проявления
свойства наследственности (наследственность – это…..)

Индивидуальные биологические признаки каждой особи
определяются специфическим набором белков ( белки – это…);
Последовательность аминокислот закодирована в гене ( ген – это…)
Гены образуют линейные структуры -хромосомы
( хромосомы-это…);
Наследственный материал находится не только в ядре клетки , но
и в цитоплазме , образуя плазмоном ( плазмоном- это…)
Совокупность наследственной информации, заложенной в зиготе ,
реализуется у организма в виде фенотипа ( фенотип –это… ) ;
Каждая особь индивидуальна и отличается от другой благодаря
проявлению свойства изменчивости (изменчивость-это…).
Задание №1:«Терминологическая эстафета»МБОУ «СОШ №10» г. Выборг  Все особи одного вида похожи друг на друга

Слайд 6«СОШ №10» г. Выборг

Задание №2: «У доски»
а) из предложенных

ниже карточек с названиями
терминов
составь схему, отражающую связь между
различными
формами изменчивости .
( термины : изменчивость ненаследственная,
наследственная, цитоплазматическая, мутационная,
комбинативная ) .
«СОШ №10» г. Выборг  Задание №2: «У доски»а) из предложенных ниже карточек с названиями терминов составь

Слайд 7б) заполни пробелы в предлагаемом ниже тексте.
“ Хромосомы – органоиды

клеточного ядра, являющиеся
носителями ............... информации и определяющие ........ признаки.

Генотип – совокупность ......... организма или клетки.

Генеративные мутации возникают в ............ .

Репарация – процесс восстановления природной ....... .

Полиплоидия – тип геномных мутаций , связанных
с .......................... .
Модификационная изменчивость – способность организмов изменять ..................... под влиянием ........................

МБОУ «СОШ №10» г. Выборг


Задание №2: «У доски»

б) заполни пробелы в предлагаемом ниже тексте. “ Хромосомы – органоиды клеточного ядра, являющиеся носителями ............... информации

Слайд 8Изучи таблички, содержащие тексты с характеристикой той или иной формы изменчивости.

Найди место каждой из этих табличек в схеме на доске
Выполни интерактивное творческое задание: «Наследственный или приобретенный»



МБОУ «СОШ №10» г. Выборг


Задание №3. «Индивидуальные задания на доске».

Изучи таблички, содержащие тексты с характеристикой той или иной формы изменчивости.  Найди место каждой из этих

Слайд 9
Ученик команды №2 сидит спиной к доске, учащиеся команды №1 выбирают

термин или задание, ученик команды №2 дает ответ.
Далее выходит представитель команды №1, учащиеся команды №2 выбирают задание, ученик команды №1 дает ответ.
Каждый правильный ответ оценивается 1б.

Выигрывает тот, кто наберет больше баллов


МБОУ «СОШ №10» г. Выборг


Задание №4.Игра “ Горячий стул “

Ученик команды №2 сидит спиной к доске, учащиеся команды №1 выбирают термин или задание, ученик команды №2

Слайд 10Задание №4.Игра “ Горячий стул “
МБОУ «СОШ №10» г. Выборг


1.Определить форму изменчивости : наступили холода мех у зайцев
стал гуще
2. У одного растения душистого табака из почки вырос необычный
побег с красивыми полосатыми листьями
3. На одной грядке при хорошем уходе томат дал крупные плоды,
а на грядке при плохом уходе – мелкие плоды (семена одного и
того же сорта)
4. На грядке среди помидоров выросло одно растение,
в цветке которого было 7 лепестков вместо 5
5.При повышении места жительства над уровнем моря, у человека
увеличивается число эритроцитов
6. Основные положения мутационной теории
7. Соматические мутации (дать определение)
8. Полиплоидия (дать определение)
9.Мутагены (дать определение)
10. Норма реакции (дать определение)

Задание №4.Игра “ Горячий стул “МБОУ «СОШ №10» г. Выборг  1.Определить форму изменчивости : наступили холода

Слайд 11Ненаследственная (фенотипическая)= модификационная
Изменение фенотипа, вызванное действием окружающей среды; генотип не изменяется
Не

передается по наследству, т.к. не затрагивает гены
Имеет массовый характер( проявляется одинаково у большинства особей)
Обратима – изменение исчезает, если вызвавший его фактор прекращает действовать
Ограничена нормой реакции
Имеет приспособительный характер
Пример: появление загара
Значение: приспособительная реакция организмов, на изменения среды, направленная на сохранение и процветание вида




МБОУ «СОШ №10» г. Выборг


Ненаследственная (фенотипическая)= модификационнаяИзменение фенотипа, вызванное действием окружающей среды; генотип не изменяетсяНе передается по наследству, т.к. не затрагивает

Слайд 12Наследственная ( генотипическая)= мутационная+ комбинативная
Изменение фенотипа, вызванное изменением генотипа;
Зависимость от

условий среды – случайна
Передается по наследству; подчиняется законам наследственности
Имеет индивидуальный характер ( проявляется у отдельных особей)
Необратима
Размах изменчивости неограничен
Обычно не имеет приспособительного характера
Пример: гемофилия
Значение: материал для эволюции и селекции( естественного и искусственного отбора) – увеличение генетического разнообразия особей в популяции



МБОУ «СОШ №10» г. Выборг


Наследственная ( генотипическая)= мутационная+ комбинативная Изменение фенотипа, вызванное изменением генотипа;Зависимость от условий среды – случайнаПередается по наследству;

Слайд 13Задание № 6 : «Вы журналист»

Вы журналист и освещаете проблемы изменчивости.

Придумайте предложения, в которых используются термины, прозвучавшие на уроке (за 2 мин.).
По очереди 1 из команды.
Например : признак молочности у коров обладает широкой нормой реакции , разнообразие окраски перьев у голубей служит примером комбинативной изменчивости ; многие мутации – причины появления у человека и животных различных уродств , отклонений в развитии , многие сорта плодовых и ягодных культур , размножающихся вегетативно , были получены на основе соматических мутаций и т. д.



МБОУ «СОШ №10» г. Выборг


Задание № 6 : «Вы журналист»Вы журналист и освещаете проблемы изменчивости. Придумайте предложения, в которых используются термины,

Слайд 14 Задание №5. « Индивидуальные задания представителям от команд».
Изменчивость

основа разнообразия признаков, неоднородности организмов . В ходе выполнения индивидуальных заданий доказать, что изменчивость ( под воздействием ряда факторов ) может быть значительным событием в жизни отдельных особей .
  № 5а
Объясните, какие “ события “ в жизни человека, связанные с делением клеток, иллюстрирует схема А и Б . Могут ли эти биологические процессы зависеть от условий окружающей среды ? Привести примеры


МБОУ «СОШ №10» г. Выборг


Задание №5. « Индивидуальные задания представителям от команд».  Изменчивость основа разнообразия признаков, неоднородности организмов

Слайд 15Индивидуальные задания представителям от команд.
№ 5б
Под воздействием различных факторов (

химических , температурных и др.) иногда в процессе мейоза человека нарушается расхождение гомологичных половых хромосом , например при созревании яйцеклеток .
Задание :
1) закончить схему;
2) подчеркнуть зиготы здоровых людей;
3) указать причины;


МБОУ «СОШ №10» г. Выборг


Индивидуальные задания представителям от команд.  № 5бПод воздействием различных факторов ( химических , температурных и др.)

Слайд 17Объяснить цитату
МБОУ «СОШ №10» г. Выборг

Французского ученого Морреля: «Алкоголь

несет вырождение
потомства , ведущее к вырождению нации .
Через 100 — 200 лет род пьяниц прекращает свое
существование» .
Вывод:
На развитие и реализацию генотипа человека в высшей
степени влияет алкоголь
(повышается количество вредных мутаций).
Алкоголь затрагивает все стороны развития, как физические, так и
психические .
Дети алкоголиков обнаруживают умственную отсталость , психическую
и физическую неполноценность . Следует знать, что курение и особенно употребление алкоголя матерью или отцом будущего ребенка
резко повышает вероятность рождения младенца пораженными
тяжелыми наследственными недугами .
Объяснить цитатуМБОУ «СОШ №10» г. Выборг  Французского ученого Морреля: «Алкоголь несет вырождение потомства , ведущее к

Слайд 18Индивидуальные задания представителям от команд.
МБОУ «СОШ №10» г. Выборг


№5 в
В процессе мейоза может случиться расхождение
не только половых, но и гомологичных неполовых
хромосом ( аутосом ) как у мужчины, так и у
женщины .
К такому виду мутаций относится
случай появления синдрома Дауна.
При сочетании каких гамет могут родиться дети,
страдающие синдромом Дауна?
( хромосомный набор 45 аутосом + ХУ )

Индивидуальные задания представителям от команд.  МБОУ «СОШ №10» г. Выборг  №5 вВ процессе мейоза может

Слайд 20Индивидуальные задания представителям от команд.

№ 5г
У людей, страдающих

серповидноклеточной анемией ,
первичная структура гемоглобина отличается лишь в
одной точке : 7 место занимает не глутаминовая кислота ,
валин . В остальном первичная структура нормального и
измененного гемоглобина одинакова
( у больных гемоглобин не выполняет свою функцию ) .
К какому виду мутаций относят случай появления
серповидноклеточной анемии ?
Изобразите последствия в виде последовательного ряда
биохимических явлений, взаимосвязанных
причинно — следственными связями .
Индивидуальные задания представителям от команд.    № 5гУ людей, страдающих серповидноклеточной анемией , первичная структура

Слайд 22Последовательный ряд биохимических явлений, взаимосвязанных причинно- следственными связями.
.
Изменения в

положении 1 нуклеотида в ДНК, точечная мутация гена, изменение транскрипции и-РНК, изменение процесса трансляции, изменения первичной структуры синтезируемого белка, изменения вторичной и третичной структуры белка, изменение свойств белка, изменение функций данного белка, изменение обмена веществ в клетке, изменение какого – либо признака у организма, влияние нового признака на судьбу особи и популяции в борьбе за существование.



МБОУ «СОШ №10» г. Выборг


Последовательный ряд биохимических явлений, взаимосвязанных причинно- следственными связями..  Изменения в положении 1 нуклеотида в ДНК, точечная

Слайд 23Индивидуальные задания представителям от команд Решите задачу
№ 5д.
Дан

участок цепи ДНК:
Ц-Ц-Т-Т-Г-Т-Г-А-Т-Ц-А-Т….
Какова первичная структура белка, синтезируемого по генетической информации этой цепи?
Как изменится структура синтезируемого белка, если в этой цепи выпадает 8 нуклеотид?
К каким биологическим последствиям в организме это может привести?
Приведет ли такое изменение ДНК потомству?



МБОУ «СОШ №10» г. Выборг


Индивидуальные задания представителям от команд  Решите задачу № 5д.  Дан участок цепи ДНК:Ц-Ц-Т-Т-Г-Т-Г-А-Т-Ц-А-Т….Какова первичная структура

Слайд 24Подведение итогов .
Задание представителю победившей команды:
используя составленную на уроке

схему, включающую подробную информацию об изменчивости организмов, составить связанный логический рассказ .

«СОШ №10» г. Выборг


Подведение итогов .  Задание представителю победившей команды: используя составленную на уроке схему, включающую подробную информацию об

Слайд 25Общие выводы
Изменчивость может быть значительным событием в жизни отдельного организма (

особенно под воздействием мутагенов окружающей среды ).

Забота о чистоте среды обитания, непримиримая борьба с загрязнением воды , воздуха , пищевых продуктов веществами , обладающими мутагенными и канцерогенным действием , тщательная проверка на “ генетическую безвредность “ всех косметических и лекарственных средств и препаратов бытовой химии — все это является важнейшим условием для снижения часто
ты появления у людей наследственных недугов.

Эволюционное значение изменчивости (мутаций) связано прежде всего с тем, что они постоянно поддерживают высокую степень неоднородности природных популяций, являющейся основой действия эволюционных факторов и прежде всего естественного отбора.

МБОУ «СОШ №10» г. Выборг


Общие выводыИзменчивость может быть значительным событием в жизни отдельного организма ( особенно под воздействием мутагенов окружающей среды

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть