Слайд 1
Многообразие живого мира
Автор: Дъячук Л. В.
ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
Слайд 2Молекулярный
Элементарные единицы – белки, углеводы, липиды, НК.
Элементарные явления – обмен
веществ, превращение энергии, передача наследственной и информации.
Уровни организации жизни
Слайд 3Клеточный уровень
Элементарная единица – клетка.
Главные процессы – способность к воспроизведению, запасание,
расходование энергии, включение различных химических элементов в состав клетки.
Слайд 4Тканевый уровень
Элементарные единицы – клетки, образующие тот или и иной вид
ткани.
Главные процессы зависят от той функции, которую выполняет данный вид ткани.
Слайд 5Органный уровень
Элементарные единицы – ткани.
Главные процессы – функции, выполняемые
этими органами (например, кожа – это орган, который включает эпителий и соединительную ткань, которые вместе выполняют ряд функций, среди которых наиболее значительная – защитная функция).
Слайд 6Организменный уровень
Элементарная единица – особь.
Главные процессы – осуществление развития от
момента зарождения до момента прекращения существования организма.
Слайд 7Популяционно-видовой уровень
Элементарная единица – популяция – совокупность особей одного вида.
В
этой системе осуществляются простейшие эволюционные преобразования, рождаемость, смертность, выживаемость.
Слайд 8Биогеоценотический уровень
Элементарной единицей является биогеоценоз – совокупность организмов разных видов и
факторов среды их обитания, объединённых обменом веществ и энергии в единый природный комплекс.
Элементарные явления – потоки энергии и круговорот веществ.
Слайд 9Биосферный уровень
Структурные единицы – биогеоценозы и окружающая их среда.
Основные процессы
– круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.
Слайд 10 Химический состав живого
В состав живых организмов входят те же химические
элементы, что и в объектах неживой природы, но соотношение элементов разное, в живых организмах больше всего содержится водорода, кислорода, углерода и азота.
Основные свойства живого
Слайд 11Обмен веществ
Совокупность реакций поступления веществ, усвоение питательных веществ и выведение наружу
продуктов жизнедеятельности.
Слайд 12Самовоспроизведение
Это одно из основных свойств живых организмов. Размножение – это способность
воспроизводить себе подобных.
Этот процесс осуществляется практически на всех уровнях организации живой материи, самовоспроизведение тесно связано с явлением наследственности, т.к. в основе воспроизведения лежат реакции матричного синтеза.
Слайд 13Наследственность
Способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения
в поколение.
Изменчивость
Способность организма приобретать новые признаки и свойства. Изменчивость является основой для естественного отбора – отбор наиболее приспособленных к данным условиям среды особей, что приводит к образованию новых видов.
Слайд 14Рост и развитие
Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объектов живой природы.
Результат этого процесса – новое качественное состояние организма. Развитие представлено онтогенезом – индивидуальное развитие и филогенезом – историческое развитие.
Слайд 15Раздражимость
Это способность реагировать на изменение внешней и внутренней среды.
Реакции живых организмов
на раздражение окружающей среды через посредство нервной системы – рефлексы.
Слайд 16У простейших существ существуют другие реакции, выраженные в изменении характера движения
– таксисы (тропизмы).
Фототаксис – движение к свету, хемотаксис – движение в зависимости от концентрации веществ.
Слайд 17Тропизмы – определённый характер роста, гелиотропизм - рост наземных частей растений
по направлению к солнцу.
Слайд 18 Дискретность
Это всеобщее свойство материи, означает, что отдельный организм состоит из
отдельных, но тесно связанных между собой частей.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности, она создаёт возможность постоянного самообновления его путём замены «износившихся» структурных элементов без прекращения выполнения функций.
Слайд 19 Саморегуляция
Это способность живых организмов в изменяющихся условиях внешней среды
поддерживать постоянство своего химического состава.
Недостаток каких-либо веществ в организме компенсируется благодаря деятельности регуляторных систем – нервной и гуморальной.
Слайд 20Ритмичность
Это повторение одного и того же события через равные промежутки времени
(спячка животных, чередование фаз сна, отлёт и прилёт птиц), благодаря ритмичности происходит приспособление организма к меняющимся условиям среды.
Слайд 21 Энергозависимость
Живые организмы существуют за счёт поступающей из вне энергии
(энергия поступает из пищи).
Слайд 22Задание для самостоятельной работы по новой теме
Заполните таблицу:
Уровни организации жизни
Слайд 23Выберите один правильный ответ:
1.Кодирование и передача наследственной информации начинается на уровне:
А)
организменном
Б) клеточном
В) тканевом
Г) молекулярном
2. Вирус иммунодефицита человека отличается от холерного вибриона:
А) отсутствием митохондрий;
Б) наличием кольцевой ДНК;
В) отсутствием ДНК;
Г) наличием клеточной стенки.
Слайд 243. Клеточного строения не имеют:
А) цианобактерии;
Б) водоросли;
В) бактерии;
Г) вирусы.
4. В организме
человека нельзя выделить уровень организации:
А) молекулярный;
Б) организменный;
В) популяционно-видовой;
Г) клеточный.
Слайд 27Эталоны ответов:
1Г; 2Б; 3Г; 4В;
5: А-1; Б-2; В-1; Г-2; Д-2; Е-2
6: А-4; Б-1; В-5; Г-3; Д-2
Слайд 28Использованные источники
1.Биология [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования /
Н.В. Чебышев, Г.Г.Гринёва, Г.С. Гузикова; под ред. Н.В.Чебышева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.
2. Биология [Текст]: учебное пособие для учащихся медицинских училищ / Ярыгин В.Н., Волков Н.И., Васильев В.И.; под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1987. – 448 с.: ил.
3. Общая биология [Текст]: учеб. для студентов средних спец. Учебных заведений / Мамонтов С.Г., Захаров В.Б; под ред. В.Н. Бараненковой. – М.: Высшая школа, 2000. – 317 с.: ил.
4.Биология. 11 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. 10-11 классы» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.
5. Яндекс картинки https://yandex.ru/images/search?textD0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8&stype=image&lr=65&noreask=1&parent-reqid=1475903999184409-13365433093687541860103608-sfront6-016&source=wiz