Слайд 1Индивидуальный проект по биологии в рамках реализации ФГОС
Информация о проекте
Автор: Провоторова
Юлия
Руководитель проекта: учитель биологии высшей квалификационной категории Фефелова Л. М.
Школа: МБУ школа5 г.о. Тольятти.
Класс: 5
Предметная область: естествознание.
Предмет: биология.
Межпредметные связи: история, литература, изобразительное искусство, информатика, математика, химия, география.
Место в курсе: после изучения темы «Значение растений в природе и жизни человека». (19 урок).
Слайд 2 Автор проекта: Провоторова Юля,
ученица 5- Б
класса
МБУ школы 5 г.о. Тольятти
Руководитель проекта: учитель биологии высшей квалификационной категории Фефелова Л. М.
Школьная конференция
Тема проекта:
«Узамбарская фиалка –
принцесса комнатного цветоводства»
Слайд 3Фиалка сказочный цветок,
Никто не может с этим спорить.
Созданье дивной
красоты
И удивительных историй.
Зимою стужа и метель,
Природы дивной замиранье,
А где фиалка - там свирель
И вечное весны дыханье.
Там удивление, восторг
И муки плена ожиданья.
Родившийся мечты цветок
Награда вам за все старанья.
Слайд 4«Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины
веков.
Чтоб сделать жизнь возвышенной и чище».
Цель работы: изучить происхождение, условия содержания и особенности ухода за узамбарскими фиалками, их влиянием на человека.
Задачи:
Осуществить поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, средствах Интернета;
Изучить и проанализировать собранную информацию о фиалках;
Создать буклет;
Провести анкетирование среди учащихся 5 Б класса;
Создать дневник наблюдения в электронной форме в виде презентации google;
Выяснить способы размножения фиалок, особенности ухода за ними;
Выяснить сортовые особенности сенполий и создать видеофильм;
Ознакомиться с заболеваниями фиалок и способами лечения;
Приёмы и методы исследования: размышления; чтение книг; поиск в сети Интернет; опрос; эксперимент; анализ результатов
Слайд 5Основополагающий вопрос:
«Какие существуют способы размножения узамбарских фиалок?»
Проблемные вопросы:
Знаем ли
мы родину фиалок? Откуда завезены эти растения?
Откуда появилось название «фиалка»?
Как влияют фиалки на человека?
Что символизирует фиалка?
Какие условия их жизни на родине?
Какие условия необходимо создать для их лучшего произрастания в доме?
Слайд 6Исторический факт происхождения узамбарских фиалок
В 1892 году правитель Восточной Африки барон
Вальтер фон Сен Поль нашел в районе Узумбарских гор, на территории Танзании новое растение с опушенными листьями и очаровательными фиолетовыми цветками, напоминающими фиалку. Семена были отосланы своему отцу в Германию, а тот в свою очередь поделился ими с директором Королевских ботанических садов. Новые растения назвали в честь сына и отца Сен-Полей Saintpaulia ionantha (сенполия). Видовое название ionanta - фиалкоцветковая было дано из-за сходства цветков с цветками фиалки.
В естественных условиях произрастает в горных районах Восточной Африки. Природные узамбарские фиалки отличаются разнообразием окраски и форм цветков и листьев. Благодаря коллекционированию и селекционированию, продолжавшемуся не одно столетие выведены разнообразные и многочисленные сорта фиалок. В 1950-х годах фиалки появились в Прибалтике, откуда быстро распространились по территории и нашей страны. Сейчас в мире зарегистрировано более 8500 сортов сенполий .
Слайд 8Биологические особенности сенполий
Saintpaulia, Сенполия, узамбарская фиалка. Вечнозеленое травянистое растение почти без стебля
или короткостебельное с листьями на длинных черешках, собранными в розетку и цветками разнообразной окраски, расположенными по несколько штук на коротких цветоносах.
Слайд 9 Сенполии-химеры
Выделить эту группу сенполий из прочих заставляет необычайная популярность таких сортов.
Трудности с размножением только подхлестывают коллекционеров, желающих заполучить редкие фиалки. На поперечном срезе листа или стебля сенполии-химеры видно, что он состоит из двух генетически различных слоев клеток: один слой определяет основной фон окраски цветка, а второй — цвет полосы. Эти цветы не только прекрасны внешне, но и удивительны по своей сути!
Первые химеры появились в результате частичной мутации: часть клеток унаследовали признаки материнского растения, в то время как другие клетки того же растения стали совершенно иными (мутировали).
Слайд 10Уход за сенполией
С весны до осени требуется яркое рассеянное освещение, зимой —
прямой солнечный свет. Подходят северные, восточные, западные окна с зимней температурой +17…+20°C.
Слайд 11Дневник наблюдения
Ссылка на электронный дневник наблюдения - https://docs.google.com/presentation/d/1_paqYo5HQaNiuo5oXJLoO1Gj5ayauztGEm37IqFZsjk/edit?usp=sharing
Слайд 12Сенполии предпочитают влажные помещения, например, кухни. Полив умеренный, но регулярный, без
застоя воды. Небольшое подсушивание переносится растением, но листья после увядания не восстанавливают нормального положения, и растение приобретает прежний вид только после отрастания новых. Поэтому желательно, чтобы почва в контейнере была постоянно чуть влажной, но не сырой.
Слайд 13Поливать рекомендуется под розетку листьев или в поддон, не увлажняя листовые
пластинки, иначе на них появляются темные пятна. Зимой, в период относительного покоя, полив сокращают. Опрыскивать нельзя. При содержании растений на окнах можно время от времени увлажнять воздух над растениями и занавески из мелкого распылителя, направляя его вверх.
Слайд 14Подкормку производят каждые две недели в теплое время года.
Слайд 15Пересаживают в конце апреля – начале мая ежегодно. Для посадки используется
почвенная смесь из листовой земли, дерновой земли, торфа, компоста, песка (2:1:3:1:1), желательно добавление 1 ст. ложки золы на 1 л почвенной смеси.
Слайд 16Старые растения начинают образовывать стебель в нижней части, приобретая неопрятный вид.
Такие экземпляры рекомендуется омолаживать, срезая верх розетки и укореняя его в воде.
Слайд 17Причины проблем с цветением фиалок почти всегда кроются в несоблюдении должного
ухода и, как правило, сводятся к следующему:
избыток азота в почве;
низкая влажность (менее 30 %);
недостаток света (в осенне-зимний период фиалкам необходима досветка);
высокая температура в помещении (более + 26 °С);
субстрат имеет щелочную реакцию;
слишком большие размеры горшка (более 12 см);
долгое отсутствие пересадки.
Слайд 19Белые пятна на листьях
Это не болезнь – обычно они возникают,
когда на листья попадает вода, а фиалки этого не любят. Поливайте их аккуратно между листьями или под ними.
Слайд 20Листья могут стать желтыми и безжизненными, если на фиалку попадают прямые
лучи солнца. Они «сжигают» листья, поэтому растения должны стоять на свету, но без прямого попадания солнечных лучей. Нормально, если на окне солнце бывает только в утренние и вечерние часы.
Жёлтые листья отсутствие цветения
Слайд 21Мучнистая роса
Это заболевание выглядит как белый налет, вызывается грибком. Мучнистая роса
возникает при высокой влажности и пониженной температуре. Чтобы этого избежать, рекомендуется проветривать помещение и содержать его в чистоте.
Слайд 22Белый налет на почве
Возникает, если вы поливаете слишком жесткой водой с
большим содержанием хлора или холодной водой. Белый налет можно снять, подсыпав на его место свежего грунта. Для полива берите отстоянную воду комнатной температуры.
Слайд 23Влияние на человека
Фиалка — наиболее типичный Телец. Телец — знак, вносящий
в дом уют, и фиалки успокаивающе действуют на атмосферу дома.
Фиалки с белыми цветками хороши для любых домов, особенно для тех, в которых живут дети. Белые фиалки поддерживают чистую атмосферу в доме. Они избавляют от скверных чувств.
Слайд 24Благодаря розовым и красным фиалкам люди в доме будут меньше болеть.
Слайд 25Фиалки с голубыми цветками связаны с творчеством, рукоделием. Голубые фиалки наполняют
дом энергией творчества, после чего в доме станет интересней, веселей жить. Голубые фиалки хорошо держать в творческих студиях, в детских садах и школах.
Слайд 26Фиалки с фиолетовыми цветками влияют на атмосферу очень сильно, фиолетовый цвет
отвечает за духовность, фиалка с фиолетовыми цветками полезна тогда, когда хозяева дома желают облагородить энергетическое состояние атмосферы. Фиалка с фиолетовыми цветками очищает атмосферу от энергии непонимания, неприятия. Благодаря этой фиалке в доме может воцариться теплая атмосфера взаимопонимания, жильцы дома с очень разными взглядами на жизнь вместе будут чувствовать себя хорошо. Их полезно иметь дома людям, кто чувствует себя обделенным вниманием окружающих, кому не хватает любви.
Слайд 28Выводы:
Фиалки появились более 100 лет назад.
Сенполии, как разновидность комнатных растений, –
результат селекции, а изначально они были дикорастущими растениями.
В результате анкетирования установлено, что сенполии нравятся одноклассникам, но они мало, что знают как за ними ухаживать.
В процессе проделанной работы узнала как ухаживать за сенполиями, мне это нравиться и я продолжу эту работу.
Слайд 29Источники информации:
Макуни Б.М., Клевенская Т.М. Сенполии. М.: Астрель АСТ
Андреева Н.Ф. Узамбарские
фиалки. – М.: «Фитон+»
http://www.plantopedia.ru/encyclopaedia/pot-plant/details/s2/senpoliya/Сенполия, узамбарская фиалка (Saintpaulia)
http://greendom.net/catalog/s/140-saintpaulia.html
http://salonfialki.ucoz.ru/index/0-13
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%ED%EF%EE%EB%E8%FF