Презентация, доклад по биологии Генеалогический метод (10 класс)

Содержание

Генеалогический метод, или метод анализа родословных, является наиболее фундаментальным и универсальным методом изучения наследственности и изменчивости человека. Он заключается в изучении какого-либо нормального или чаще патологического признака в поколениях людей, которые находятся друг с

Слайд 1 Генеалогический метод

Шадрина Лариса Валерьевна
Нижний Новгород МАОУ « Школа с углублённым
с углублённым

изучением отдельных предметов № 85»


Генеалогический метод  Шадрина Лариса ВалерьевнаНижний Новгород МАОУ « Школа с углублённымс углублённым изучением отдельных

Слайд 2 Генеалогический метод, или метод анализа родословных, является наиболее фундаментальным

и универсальным методом изучения наследственности и изменчивости человека. Он заключается в изучении какого-либо нормального или чаще патологического признака в поколениях людей, которые находятся друг с другом в родственных отношениях.

Целью генеалогического анализа является установление генетических закономерностей. Он позволяет решить многие теоретические и прикладные задачи и, в частности, определить следующее:
Имеет ли изучаемый признак или болезнь наследственный характер
Тип наследования
Пенетрантность
Интенсивность мутационного процесса
Группы сцепления генов
Принадлежность гена определенной хромосоме
Наличие взаимодействия генов
Генотип пробанда
Вероятность рождения у пробанда ребенка с изучаемым или альтернативным ему признаком
Генеалогический метод, или метод анализа родословных, является наиболее фундаментальным и универсальным методом изучения наследственности и

Слайд 3 Технически генеалогический метод включает в себя два этапа:
Сбор сведений

о семье и составление родословной
Анализ родословной
Сбор сведений начинается с пробанда.

Пробанд – это лицо, родословную которого необходимо составить. Чаще всего пробандом является больной или носитель изучаемого признака. При составлении родословной сначала делают краткую запись о каждом члене родословной с точным указанием его родства по отношению к пробанду. Затем для наглядности готовят графическое изображение родословной. При этом пользуются стандартными символами. Все индивидуумы в родословной располагаются по поколениям, причем каждое поколение занимает в родословной отдельную строку. Поколения обозначаются римскими цифрами, которые ставятся сверху вниз слева от родословной. Братья и сестры располагаются в родословной в порядке рождения. В пределах одного поколения члены родословной обозначаются арабскими цифрами.
Технически генеалогический метод включает в себя два этапа:Сбор сведений о семье и составление родословнойАнализ родословной

Слайд 4Основные термины и условные обозначения для генеалогического древа:
Педигри – родословная;
Пробанд –

обладатель наследственного признака;
Сибсы – братья и сестры, потомки одних родителей;
Инбридинг – близкородственное скрещивание.



Основные термины и условные обозначения для генеалогического древа:Педигри – родословная;Пробанд – обладатель наследственного признака;Сибсы – братья и

Слайд 5Символы родословных:

лицо

мужского пола, не имеющее изучаемого признака(заболевания)
лицо женского пола, не имеющее изучаемого признака (заболевания)
брак
родственный брак
сибсы (родные братья и сестры)


или пробанд мужского пола

или пробанд женского пола














Символы родословных:        лицо    мужского пола, не имеющее

Слайд 6Различают следующие основные типы наследования признака (болезни):

Аутосомно-рецессивное
Аутосомно-доминантное
Рецессивное, сцепленное с Х-хромосомой
Доминантное, сцепленное

с Х-хромосомой
Сцепленное с Y-хромосомой (голандрическое)

Различают следующие основные типы наследования признака (болезни):Аутосомно-рецессивноеАутосомно-доминантноеРецессивное, сцепленное с Х-хромосомойДоминантное, сцепленное с Х-хромосомойСцепленное с Y-хромосомой (голандрическое)

Слайд 7По аутосомно-доминантному типу наследуются заболевания: глаукома, ахондроплазия, полидактилия (лишние пальцы), брахидактилия(

короткопалость), арахнодактилия (синдром Морфана).
По аутосомно-рецессивному типу наследуются: альбинизм, фенилкетонурия, аллергия, шизофрения.
Х-сцепленные доминантные признаки: гипоплазия эмали( тонкая зернистая эмаль, зубы светло-бурого цвета).
Х-сцепленные рецессивные признаки: гемофилия, дальтонизм, отсутствие потовых желез.
У-сцепленные признаки: гипертрихоз (оволосение края ушной раковины), синдактилия (сращение пальцев рук).

По аутосомно-доминантному типу наследуются заболевания: глаукома, ахондроплазия, полидактилия (лишние пальцы), брахидактилия( короткопалость), арахнодактилия (синдром Морфана).По аутосомно-рецессивному типу

Слайд 8Аутосомно-доминантное наследование. Генотип пробанда – Аа.















Для аутосомно-доминантного наследования характерно следующее:
Заболевание встречается

часто и во всех поколениях
У больных родителей рождаются преимущественно больные дети
Больной ребенок появляется в семье, где хотя бы один из родителей болен
Заболевание встречается с одинаковой частотой и среди мужчин, и среди женщин

Аутосомно-доминантное наследование. Генотип пробанда – Аа.Для аутосомно-доминантного наследования характерно следующее:Заболевание встречается часто и во всех поколенияхУ больных

Слайд 9Аутосомно-рецессивное наследование. Генотип пробанда - аа


















Для аутосомно-рецессивного наследования характерно

следующее:
Заболевание встречается редко, не во всех поколениях
У больных родителей всегда рождаются только больные дети
Больные дети встречаются и в тех семьях, где оба родителя здоровы
Заболевание встречается с одинаковой частотой и среди мужчин, и среди женщин

Аутосомно-рецессивное наследование. Генотип пробанда - аа  Для аутосомно-рецессивного наследования характерно следующее:Заболевание встречается редко, не во всех

Слайд 10X-доминантный тип наследования
Наследование доминантных признаков, сцепленных с Х-хромосомой:
в каждом поколении;
в большей

степени женщины;
мужчины могут унаследовать этот признак только от матери;
если отец болен, то все его дочери больны; все сыновья будут здоровы.











X-доминантный тип наследованияНаследование доминантных признаков, сцепленных с Х-хромосомой:в каждом поколении;в большей степени женщины;мужчины могут унаследовать этот признак

Слайд 11
Рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование.









Для рецессивного, сцепленного с Х хромосомой


наследования характерно следующее:

чаще признак проявляется через поколение;
если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;
если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателями признака могут быть и лица женского пола.
чаще признак встречается у лиц мужского пола;

Рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование. Для рецессивного, сцепленного с Х хромосомой наследования характерно следующее: чаще признак проявляется

Слайд 12Сцепленное с Y-хромосомой наследование. Генотип пробанда – Х Yа.

















Для сцепленного с

Y-хромосомой наследования характерно следующее:
Заболевание встречается часто и во всех поколениях
Оно встречается только у мужчин, которые передают признак
только своим сыновьям





Сцепленное с Y-хромосомой наследование. Генотип пробанда – Х Yа.Для сцепленного с Y-хромосомой наследования характерно следующее:Заболевание встречается часто

Слайд 131. Определите тип наследования признака—доминантный или рецессивный.
Для этого выясните:
1) часто

ли встречается изучаемый признак (во всех поколениях или нет);
2) многие ли члены родословной обладают признаком;
3) имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется;
4) имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают;
5) какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей.
 

Этапы решения задач

1. Определите тип наследования признака—доминантный или рецессивный. Для этого выясните:1) часто ли встречается изучаемый признак (во всех

Слайд 14Этапы решения задач
2. Определите, наследуется ли признак
сцеплено с полом.

Для этого

выясните:
1) как часто встречается признак у лиц обоих полов; если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще;
2) лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак.

Этапы решения задач2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом.Для этого выясните:1) как часто встречается признак у

Слайд 15Этапы решения задач
3. Исходя из результатов анализа, постарайтесь определить генотипы всех

членов родословной.

Для определения генотипов прежде всего выясните формулу расщепления потомков в одном поколении.
 
Этапы решения задач3. Исходя из результатов анализа, постарайтесь определить генотипы всех членов родословной. Для определения генотипов прежде

Слайд 16В качестве примера приведем последовательность рассуждений при определении типа наследования патологического

признака в следующей родословной:


В качестве примера приведем последовательность рассуждений при определении типа наследования патологического признака в следующей родословной:

Слайд 17 Видно, что заболевание встречается примерно

с равной частотой и среди мужчин, и среди женщин. Поэтому можно сделать следующий предварительный вывод: ген, отвечающий за изучаемый признак, находится в аутосоме. Заболевание встречается часто, в каждом поколении, больной ребенок рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей болен. Поэтому можно сделать еще один предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным. Таким образом, по основным особенностям наследования патологического признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает особенностями, характерными для других типов наследования. Однако окончательный вывод можно сделать, только определив генотипы всех членов родословной и убедившись в том, что только при аутосомно-доминантном типе наследования возможны такая передача патологического гена членам родословной и такая закономерность формирования у них патологического признака, который отражаются в анализируемой родословной.
Видно, что заболевание встречается примерно с равной частотой и среди мужчин,

Слайд 18 Определение генотипа пробанда.

При определении генотипа пробанда необходимо знать основные закономерности наследования генов и хромосом и помнить, что ребенок может иметь в своем генотипе только те гены, которые были у его родителей и которые он в ходе оплодотворения получил от них в составе гамет.

В качестве примера рассмотрим последовательность рассуждений при определении генотипов членов родословной с рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой типом наследования, небольшой участок которой имеет следующий вид:



Определение генотипа пробанда.   При определении генотипа пробанда необходимо знать

Слайд 19 Для обозначения изучаемого гена возьмем одну букву

алфавита: например, букву «А». Поскольку признак сцеплен с Х-хромосомой, то напишем генотипы всех членов родословной с учетом имеющихся у них половых Х- и Y-хромосом, обозначив точкой (.) расположенный в Х-хромосоме неизвестный пока аллель гена «А» (А или а). После этого участок родословной приобретает следующий вид:
Для обозначения изучаемого гена возьмем одну букву алфавита: например, букву «А». Поскольку признак

Слайд 20 Болезнь – это рецессивный признак, поэтому

больной сын имеет в своем генотипе только рецессивный аллель а, и его генотип - Ха Y. Поставим в генотипе больного сына на месте точки букву а. Отсутствие болезни – это доминантный признак, поэтому все здоровые женщины и здоровые мужчины имеют в своем генотипе хотя бы один доминантный аллель А. Таким образом, здоровые отец и сын имеют генотип ХА Y. Поставим в генотипах здоровых мужчин и женщин вместо одной из точек букву А. Здоровая мать имеет в своем генотипе рецессивный аллель а, так как только она могла передать вместе с Х-хромосомой этот аллель своему больному сыну, имеющему генотип Ха Y. Поэтому генотип матери – ХА Ха. Поставим в генотипе здоровой матери вместо второй точки букву а. Здоровые дочери могут иметь генотип или ХА ХА , или ХА Ха , так как от гетерозиготной здоровой матери каждая из них может получить или аллель А, или аллель а. Запишем рядом с родословной эти возможные генотипы здоровых дочерей. В результате нашего анализа родословная приобретает следующий вид:
Болезнь – это рецессивный признак, поэтому больной сын имеет в своем генотипе

Слайд 21Практическая часть Решение заданий С 7

Практическая часть Решение заданий С 7

Слайд 22По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака, выделенного черным

цветом. Определите генотип родителей и потомства.
По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака, выделенного черным цветом. Определите генотип родителей и потомства.

Слайд 23Ответ:

При знак рецессивный (а), не сцеплен с Х-хромосомой, генотип родителей: мать

– Аа,
отец – Аа.
Генотипы детей в первом поколении: дочь – Аа или АА; дочь – Аа или АА; дочь – аа; сын – Аа или АА; сын – аа.
Генотипы детей во втором поколении: сын – Аа, дочь – Аа, сын – аа.
Ответ:При знак рецессивный (а), не сцеплен с Х-хромосомой, генотип родителей: мать – Аа, отец – Аа.Генотипы детей

Слайд 24По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака, обозначенного черным

цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.
По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака, обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей

Слайд 25Ответ:

Признак рецессивный аутосомный
Генотипы родителей: мать – аа, отец – АА или

Аа;
Генотипы детей: сын и дочь гетерозиготны – Аа.
Ответ:Признак рецессивный аутосомныйГенотипы родителей: мать – аа, отец – АА или Аа;Генотипы детей: сын и дочь гетерозиготны

Слайд 26По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным

цветом, генотипы детей в первом и втором поколениях.
По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом, генотипы детей в первом и

Слайд 27Признак доминантный, не сцеплен с полом.
Генотипы детей первого поколения: дочь –

Аа, дочь – аа, сын – Аа.
Генотипы детей второго поколения: дочь – Аа, сын – Аа.

т:

Признак доминантный, не сцеплен с полом.Генотипы детей первого поколения: дочь – Аа, дочь – аа, сын –

Слайд 28По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным

цветом, генотипы детей в первом и втором поколениях.
По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом, генотипы детей в первом и

Слайд 29Ответ:

Признак не сцеплен с полом и является рецессивным, мать аа, отец

АА.
Генотипы детей первого поколения: Аа
Генотипы детей второго поколения: в одном случае ген не проявляется, так как второй родитель имеет генотип АА, в другом случае мать также является носителем гена а, ее генотип Аа, и следовательно, в потомстве появляются гомозиготы по рецессивному гену а.
Ответ:Признак не сцеплен с полом и является рецессивным, мать аа, отец АА.Генотипы детей первого поколения: АаГенотипы детей

Слайд 30По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным

цветом, генотипы детей в первом и втором поколениях.
По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом, генотипы детей в первом и

Слайд 31Ответ:
1) Признак сцеплен с полом, локализован в Х-хромосоме и является рецессивным

(Ха), мать ХАХА, отец ХаУ.
2) Генотипы детей первого поколения: дочери ХАХа, сын ХАУ.
3) Генотипы детей второго поколения: дочери ХАХА и ХАХа, здоровый сын ХАУ, больные сыновья – ХаУ.
Ответ:1) Признак сцеплен с полом, локализован в Х-хромосоме и является рецессивным (Ха), мать ХАХА, отец ХаУ.2) Генотипы

Слайд 32По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным

цветом, генотипы детей в первом и втором поколениях.















По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом, генотипы детей в первом и

Слайд 331) Признак сцеплен с полом, локализован в Х-хромосоме и является рецессивным

(Ха), мать ХАХа, отец ХаУ.
2) Генотипы детей первого поколения: дочери ХАХа, сыновья ХаУ, ХАУ.
3) Генотипы детей второго поколения: дочь ХАХа , сыновья – ХаУ.


Ответ:

1) Признак сцеплен с полом, локализован в Х-хромосоме и является рецессивным (Ха), мать ХАХа, отец ХаУ.2) Генотипы

Слайд 34По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным

цветом, генотипы детей в первом и втором поколениях.














По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом, генотипы детей в первом и

Слайд 35Признак доминантный, аутосомный.
Генотипы детей в первом поколении: Аа.
Генотипы детей во втором

поколении: аа – сын, дочь и другой сын – Аа.

Ответ:

Признак доминантный, аутосомный.Генотипы детей в первом поколении: Аа.Генотипы детей во втором поколении: аа – сын, дочь и

Слайд 36По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака

(доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.
По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет

Слайд 37Ответ:
Признак, является рецессивным, сцепленным с Х-хромосо­мой: Ха,т.к. наблюдается "проскок" через поколение.

Мужчина с признаком (8) у него дочь без признака (11), а внуки — один с признаком (12), второй без (13), то есть от отца (10) они получают Y - хромосому, а от матери (11) один Ха, другой ХА.
3 — женщина-носитель — ХАХа
4 — мужчина без признака — ХАY
8 — мужчина с признаком — ХаY
11 — женщина-носитель — ХАХа
 

Ответ: Признак, является рецессивным, сцепленным с Х-хромосо­мой: Ха,т.к. наблюдается

Слайд 38По изображённой на рисунке родословной определите и объясните  характер наследования признака,

выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков обозначенных на схеме цифрами 2, 3, 8, и объясните их формирование.
По изображённой на рисунке родословной определите и объясните  характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей,

Слайд 39По изображённой на рисунке родословной определите и объясните  характер наследования признака,

выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей 8, 9, потомков 11, 12 и объясните формирование их генотипов.
По изображённой на рисунке родословной определите и объясните  характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей

Слайд 40По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака,

выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей,  потомков 1,2,3 и объясните формирование их генотипов.
По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, 

Слайд 41Использованные ресурсы:


Абрамова Г.А. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену.

ЕГЭ-2008. Биология. – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.
Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2008.- 352 с.
Деркачева Н.И. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 127 с.
Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Единый государственный экзамен 2008. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. – М.: Интеллект-Центр, 2007. -304 с.
Фросин В.Н. Учебные задачи по общей и медицинской генетике: Учебное пособие. – Казань: Магариф, 1995. – 184с.
http://bio.reshuege.ru/





Использованные ресурсы:Абрамова Г.А. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2008. Биология. – М.: ФГУ «Федеральный

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть