Слайд 1Эволюция нервной системы
Учитель биологии Тимофеева Н.Н.
МКОУ СОШ №28 пос. Балковского Ставропольский
край
Слайд 3Проверка знаний:
Докажите, что эволюция выделительной системы шла в направлении создания специализированных
органов.
Слайд 4Вставим пропущенные термины
Почки состоят из многочисленных ……………… ………., пронизанных густой сетью
………………... В них жидкие продукты жизнедеятельности из …………… поступают в …………………. От каждой почки отходит по одному ………………., который открывается в …………. …………….. Он открывается особым отверстием наружу.
почечные канальцы, мочеточник, капилляры, кровь, мочевой пузырь
Слайд 5Молодцы!
Почки состоят из многочисленных почечных канальцев, пронизанных густой сетью капилляров. В
них жидкие продукты жизнедеятельности из крови поступают в почечные канальцы. От каждой почки отходит по одному мочеточнику, который открывается в мочевой пузырь. Он открывается особым отверстием наружу.
Слайд 6Тема урока «Нервная система. Эволюция нервной системы»
Цель урока: изучить строение нервной
системы у разных групп животных. Сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.
Задачи:
Изучить строение нервной системы животных и её значение.
Узнать в каком направлении шла эволюция нервной системы.
Слайд 7Исследовательские лаборатории
Лаборатория №1 «Общебиологическая»
Лаборатория №2 «Беспозвоночных животных»
Лаборатория №3 «Позвоночных животных»
Слайд 8Ответная реакция простейших на раздражение (таксис)
Раздражимость — изменение физиологического состояния целостного
организма, его органов, тканей или клеток под влиянием внешних воздействий (раздражителей)
Слайд 10Лабораторная работа
Тема: Изучение ответной реакции животных на раздражения.
Цель работы: изучить ответные
реакции организмов на раздражение.
Ход работы: попытайтесь прикоснуться палочкой к дождевому червю, затем к раковине моллюска, к рыбке.
Наблюдение:
Как реагирует дождевой червь на прикосновение?
Какова реакция моллюска если слегка ударить по его раковине палочкой?
Позволяют ли прикоснуться к себе рыбы?
Вывод:
Наблюдали ли вы пассивные или активные реакции, попытки защиты, агрессии?
Каково значение этих реакций в жизни животных? Как называется свойство организмов отвечать на раздражения?
Раздражимость и чувствительность - характерная черта всего живого.
Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания определяется уровнем развития нервной системы!
Слайд 11НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Нервная система - это система, которая регулирует деятельность всех органов
и систем организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой.
На примере нервной клетки покажите, как взаимосвязаны строение и функция
Функция нервной клетки заключается в приеме, возбуждении, проведении и передаче нервных импульсов.
Нервная клетка состоит из тела и отростков – длинных и коротких.
Эти клетки обладают раздражимостью – то есть реакцией на раздражение извне.
Нейрон (от греч. néuron — нерв) – это структурно-функциональная единица нервной системы.
Слайд 12Из перечисленных функций выберите те, которые свойственны только нервным клеткам:
1. питание;
6. возбуждение;
2. размножение; 7. проведение;
3. приём; 8. синтез;
4. транспорт; 9. передача.
5. защита;
Слайд 13Простейшие
Нервная система отсутствует.
Слайд 14Кишечнополостные
Нервная система сетевидная (диффузная), представляет собой сеть образованную нервными клетками звездчатой
формы. Свойственны и незначительные признаки централизации – уплотнение нервных клеток в области подошвы.
Впервые появляются нервные клетки — не дифференцированные, отдельные, разветвленные, образующие нервную сеть.
У медуз наблюдается формирование нервных цепочек, но не более того
Слайд 15Плоские и круглые черви
Тип нервной системы – лестничный.
у плоских червей уже можно наблюдать
эволюцию нервной системы — узел в передней части тела — ганглий и нервные стволы, соединенные отростками.
У круглых червей — аналогично
Слайд 16Кольчатые черви
Нервная система узлового типа.
Слайд 17Моллюски
у простейших моллюсков нервная система аналогична червям;
у головоногих несколько ганглиев
объединяются в “мозг”
Нервная система разбросанного узлового типа
Слайд 18Членистоногие
Впервые появляется головной мозг(еще, конечно, не такой, как у высших животных, но
уже вполне развитый мозг) с отделами:
передний самый крупный, связанный с органами зрения
средний, иннервирует антенны (усики)
задний, другие органы чувств
и брюшная нервная цепочка
Слайд 19Типы нервной системы
СЕТЧАТАЯ
ЛЕСТНИЧНАЯ
УЗЛОВАЯ
СТОЛБЧАТАЯ
Слайд 20В каком направлении шла эволюция нервной системы беспозвоночных животных?
Слайд 22Тип Хордовые.
Класс Ланцетники
Нервная система представлена нервной трубкой, лежащей над хордой. Внешне она кажется одинаковой по всей длине, но в ее внутренние строение и функции различия. Зачатки головного мозга.
Слайд 23Рыбы
У рыб наблюдается эволюционный скачок — хорошо развитый головной мозг
(именно поэтому появляется черепная коробка), содержащий отделы:
• передний
• средний
• задний (мост, мозжечок и продолговатый мозг)
Внутри позвоночника находится спинной мозг
Слайд 24Земноводные
Размер мозга больше, чем у рыб, так же состоит из
5 отделов, но мозжечок развит меньше — амфибии менее подвижны, чем рыбы
Слайд 25Пресмыкающиеся
Головной мозг в целом крупнее, чем у земноводных;
укрупнение переднего
мозга связано с развитием мозгового свода полушарий и началом развития коры;
промежуточный мозг сверху прикрыт полушариями переднего мозга.
Более развит и средний мозг, обрабатывающий зрительную информацию.
Мозжечок крупных размеров в связи с подвижным образом жизни, прогрессивно развиваются и органы чувств.
Слайд 26Птицы
Головной мозг намного больше по размеру, чем у пресмыкающихся,
сильнее развит передний мозг;
лучше
развита кора (а значит, интеллект)
Слайд 27Млекопитающие
В общем-то, это самая эволюционно развитая нервная система:
очень крупный мозг
(5 отделов)
хорошо развитая кора — состоящая из нескольких слоев нейронов
кора образует извилины, складки, борозды
Уже на уровне млекопитающих можно говорить о высшей нервной деятельности
Слайд 28Типы нервной системы
СЕТЧАТАЯ
ЛЕСТНИЧНАЯ
УЗЛОВАЯ
СТОЛБЧАТАЯ
Слайд 29Нервная система позвоночных животных
Головной мозг
Спинной мозг
Нервы, нервные узлы
Продолговатый мозг
Средний мозг
Промежуточный мозг
Мозжечок
Слайд 30В каком направлении шла эволюция нервной системы хордовых животных ?
Слайд 33РЕФЛЕКСЫ
Безусловные – врожденные:
Ориентировочный
Оборонительный
Пищевой
Половой
Инстинкт: забота о потомстве
Безусловные рефлексы помогают выжить в
трудных условиях.
Инстинктивное поведение специфично для каждого вида.
Это целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов.
Слайд 34РЕФЛЕКСЫ
Условные – приобретенные, которые вырабатываются в процессе жизнедеятельности на основе безусловных
Благодаря
условным рефлексам животные приобретают навыки и умения.
Слайд 35
Сравнение нервной системы рыб и земноводных.
Головной мозг рыбы имеет несколько отделов:
……………………, ……………..……, ……………….., …………….…., ………………… Продолговатый мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в ……….. мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами.
В головном мозге земноводных имеется … отделов, но значительно развития достигает ………….. мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии …………….
Передний, средний, промежуточный, мозжечок, продолговатый
Слайд 36Сравнение нервной системы рыб и земноводных.
Головной мозг рыбы имеет несколько отделов:
передний, средний, промежуточный, мозжечок, продолговатый мозг. Спинной мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в продолговатый мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами.
В головном мозге земноводных имеется тоже 5 отделов, но значительного развития достигает передний мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии мозжечка.
Слайд 37Сравнение нервной системы пресмыкающихся и птиц.
Найдите ошибки в тексте и исправьте
их, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226-227)
Нервная система пресмыкающихся в связи с активным водным образом жизни претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются четыре отдела головного мозга. Увеличивается и становится выпуклым средний мозг. Нервная система птиц характеризуется более сложным строением. Хорошо развит промежуточный и передний мозг и мозжечок.
Слайд 38Сравнение нервной системы пресмыкающихся и птиц.
Нервная система пресмыкающихся в связи с
активным наземным образом жизни претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются все отделы головного мозга. Увеличивается и становится выпуклым мозжечок. Нервная система птиц характеризуется более сложным строением. Хорошо развит средний, передний мозг и мозжечок.
Слайд 39Эволюция нервной системы
1. Концентрация нервных клеток в определённых местах тела.
2.
Формирование нервной ткани.
3. Создание и усложнение специализированных органов (головной и спинной мозг).
В основе работы нервной системы лежит рефлекс – ответ на раздражение.
Слайд 40Спасибо за урок!
Сегодня на уроке мне больше всего понравилось………
Сегодня на уроке
самым сложным было……………
Сегодня я научился………….
Для меня самым интересным на уроке было……
Слайд 41Домашнее задание:
§43, вопросы 1-3 стр.229