Слайд 1Дыхательные движения и их регуляция
Артемьева Е.Ю. МОУ «Кушалинская СОШ»
Слайд 2Повторим…
Задание 1. Без пищи и без воды человек может прожить несколько
дней, а без воздуха никто не может жить более 10 минут. Объясните, почему без воздуха человек не может жить и в чём заключается функция органов дыхания
Задание 2. Представьте что вы - молекулы атмосферного кислорода, проникающие при вдохе в легкие. Проследите, какой путь вы пройдете вместе с воздухом от ноздрей к легким
Задание 3. Докажите, почему необходимо дышать через нос
Задание 4. Объясните где и как формируются у человека звуки речи. Известно, что женский голос отличается от мужского. С чем это связано?
Слайд 4Дыхательное движение = вдох + выдох.
Слайд 6Куполообразная
Увеличивается
Уменьшается
Сокращаются
Расслабляются
Сжимается
Расширяется
Плоская
Повышается
Понижается
Почему легкие «двигаются» вслед за грудной клеткой?
Слайд 8Почему умер ковбой?
Пневмоторакс – нарушение герметичности плевральной полости
Слайд 9Количество дыхательных движений в минуту
Слайд 10Лабораторная работа “Дыхательные движения”
Слайд 11Жизненная емкость легких ЖЕЛ
Измеряя дыхание, мы можем судить об интенсивности
обмена веществ в организме.
Объем воздуха, вдыхаемый при обычном (неизменном) вдохе и вдыхаемый при обычном выдохе, называется дыхательным объемом.
Объем максимального выдоха после предшествовавшего максимального вдоха называется жизненной емкостью легких (ЖЕЛ).
Слайд 14Формулы расчета ЖЕЛ
для девочек до 17 лет при росте от 1
до 1,75 м ЖЕЛ = 3,75*рост — 3,15;
для мальчиков того же возраста при росте до 1,65 м ЖЕЛ = 4,53*рост — 3,9,
а при росте свыше 1,65 м
ЖЕЛ = 9*рост — 12,85
Слайд 15Проблема
В течение всей жизни человека через каждые 4-5 сек. вдох автоматически
и ритмично сменяется выдохом
Может ли человек «забыть», как надо дышать?
Что регулирует процесс дыхания?
Слайд 20Анализ
Выберите лишнее слово и объясните свой выбор:
А) вдох, газообмен, выдох,
диафрагма;
Б) легкие, диафрагма, межреберные мышцы, дыхательный центр.
Закрепим !
Слайд 21Синтез
О чем идет речь? Назовите 1-2 словами.
А) Происходит за счет нервных
импульсов с огромной скоростью, влияет на частоту дыхания после физических нагрузок.
Б) Трахея, нос, легкие, бронхи, носоглотка, гортань.
В) Происходит за счет гормонов, влияет на частоту дыхания вследствие эмоциональных всплесков.
Слайд 23Логика
Восстановите правильную последовательность звеньев рефлекторной дуги:
А) продолговатый мозг; б) рецепторы аорты;
в) дыхательные мышцы.
Слайд 24Вывод
У человека при понижении кровяного давления частота дыхательных движений уменьшается. К
какому выводу можно прийти?
Слайд 25Применение знаний
Решите задачу
Сколько воздуха( куб. м.) расходует на дыхание класс
из 20 человек в течении 45 минут урока, если один восьмиклассник делает в среднем 16 вздохов в минуту, а его дыхательный объем = 500мл?
Слайд 26Выводы по теме
1. Воздух поступает в легкие благодаря ____________ , в
которых участвуют ____________ и _____________.
2. Дыхательные движения происходят автоматически благодаря ____________, которые возникают каждые 4 с в __________ продолговатого мозга. Вдох ___________ вызывает ______, а выдох вызывает _________.
3. На работу дыхательного центра оказывает влияние ______________________________.
4. Большое значение для поддержания постоянной концентрации _________________ в крови имеет _____________ регуляция дыхания.
Слайд 27Рефлексия
Чему новому вы научились сегодня на уроке?
Какие выводы вы сделаете для
себя после этого урока
Самым интересным сегодня на уроке было ___________________
Самым сложным для меня сегодня было ______________
Сегодня я понял____________
Сегодня я научился_________
Сегодня я задумался_________
Слайд 28Домашнее задание
§25,26, на с.110 упр 2 письм,
Решите задачи:
1. Зная,
что во вдыхаемом воздухе содержится около 20 % кислорода, определите, сколько О2 человек пропускает чрез легкие в сутки при спокойном дыхании.
2. Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4 % углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет СО2 в 1 минуту, в 1 ч, сколько — все учащиеся класса в 1 ч.