Слайд 2Повторение: перечислите признаки живых организмов
Какие еще признаки живых организмов не назвали?
Слайд 4Проверка домашнего задания
С помощью каких методов можно изучать природу?
Чем наблюдение отличается
от других методов?
Где и как удобно записывать наблюдения?
Что можно узнать при помощи измерения?
Что такое экспиремент?
Для чего применяется метод моделирования?
Какие методы применяются в природе, а какие в лаборатории?
Когда можно использовать компьютер при биологических исследованиях?
По какому плану нужно работать при исследованиях?
Слайд 5План исследования:
1) Постановка цели
2) Выбор метода исследования
3) проведение исследования, получение результата
4)
Объяснения полученных результатов (выводы)
Слайд 6Проведение эксперимента.
Для изучения живой и неживой природы человек применяет одни и
те же методы. Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Проводить его будем строго по плану. Вы должны не забывать применять описание. Поставим перед собой следующую задачу: определить точность вашего глазомера.
Определять будем экспериментально.
Слайд 7Положите перед собой салфетку, а на нее поместите одну монету.
При
помощи пипетки будем капать на монету воду и считать капли. Это нужно делать очень осторожно до тех пор, пока вода не начнет сливаться с монеты.
Перед началом работы попробуем выдвинуть гипотезу (предположение) о том, сколько капель удержиться на монете. Затем проведем опыт и сравним полученные результаты
с прогнозируемыми.
Слайд 8Возьмите вторую монету другого размера и повторите опыт. В этом опыте
мы изменяем условия – размер монеты.
Удалось ли вам дать более точный прогноз?
Как вы это объясните?
Получен некоторый опыт!
Слайд 9Моделирование
Сегодня мы применим еще один метод изучения природы –моделирование.
У каждого из
вас есть лист бумаги, из которого вы должны смоделировать летательную конструкцию, похожую на птицу.
А теперь попробуем запустить птичку.
У всех она летает по разному: есть удачные конструкции, а есть неудачные (почему?)
Слайд 10Мы проводили различные исследования, но все они касались крупных объектов природы.
А как же можно изучать очень очень маленькие объекты?
Слайд 12СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
Лупы: ручная, штативная и контактная
Слайд 15Ручная лупа
увеличительное
стекло (линза)
ручка
Ручная лупа дает увеличение от 2 до 20 раз.
оправа
Слайд 16Штативная
лупа
штатив
зеркало
предметный
столик
окуляр
Штативная лупа увеличивает
предметы от 10 до 25 раз.
Слайд 17Микроско́п (греч. μικρός — маленький и σκοπέω — смотрю) — лабораторная
оптическая система для получения увеличенных изображений малых объектов с целью рассмотрения, изучения и применения на практике.
Словарь
Слайд 18Кто изобрел микроскоп?
Микроскоп был изобретен где-то между 1510 и 1610 годами.
Хотя никто точно не знает, кто его автор, принято считать, что это Галилей.
Слайд 19Микроскоп Янсена
Его увеличение составляло от 3 до 10 раз. Каждый следующий
микроскоп значительно усовершенствовал.
Слайд 20Изобретатель микроскопа
Роберт Гук
Английский ученый Роберт Гук был изобретателем и конструктором самых
разнообразных приборов, в том числе и микроскопа улучшенной конструкции.
Слайд 21Первые открытия.
Это произошло более 300 лет назад. Английский учёный Роберт Гук
рассматривал под микроскопом тонкий срез бутылочной пробки, сделанной из коры пробкового дуба. То, что увидел Гук, стало великим открытием.
Он обнаружил, что пробка состоит из множества маленьких полостей, камер, которые он назвал клетками.
Вскоре было установлено, что и другие части растений состоят из клеток. Более того, было обнаружено, что из клеток построены тела животных и человека.
Слайд 23Идея Х.Г. Гертеля об освещении прозрачных объектов снизу с помощью зеркала
впервые воплотилась в жизнь в микроскопах Э. Кельпепера.
С 30-х гг. XVIII в. он начинает выпускать треножную модель сложного микроскопа, под столиком которого располагалось зеркало. В состав микроскопа входило несколько объективов, дававших увеличение от 25 до 275 раз.
Слайд 24 Наряду с основной линией развития штатива, постепенно приближающей микроскоп
к знакомому нам сегодня инструменту, в XVIII в периодически конструировались своеобразные модели.
Например, для сближения объекта с объективом пытались использовать принцип строения циркуля.
Слайд 25Исследования невидимок.
Антони ван Левенгук был первым человеком, который увидел микробов.
Это замечательное открытие он мог совершить только потому, что своими руками сделал такие увеличительные стекла, которые до него никто и представить себе не мог. Ему удалось получить увеличение в 300 раз .
Конечно, это было не то, что называют микроскопом. Сложные приборы, состоящие из нескольких увеличительных стекол, названные микроскопами, были изобретены значительно позже.
Слайд 26 "Микроскоп" А. Левенгука представлял собой две серебряные пластинки, имеющие круглые
отверстия, между которыми располагалась единственная линза, в ее фокусе помещался держатель для объекта.
Слайд 28Иван Петрович Кулибин
Кулибин в 1760г. изготовил в Нижнем Новгороде один микроскоп
и два телескопа, из которых «видна была Балахна весьма близко, хотя и с темнотою, но чисто» . Если при этом учесть, что промышленный город Балахна находился в 32 км от Нижнего Новгорода, то увеличение телескопов Кулибина было весьма большим.
Слайд 29Винсент и Чарльз Шевалье впервые ввели в практику изготовления ахроматических объективов
склеивание линз из разных сортов стекла канадским бальзамом, уничтожив тем самым преломление световых лучей на границе обеих линз.
Слайд 30 В первой половине XVIII в. широкое распространение получил так
называемый "ручной" или "карманный" микроскоп, сконструированный английским оптиком Дж. Вильсоном. "Ручные" микроскопы пользовались большой популярностью у любителей-микроскопистов.
Слайд 31Глаз человека способен различать детали объекта, отстоящие друг от друга не
менее чем на 0,08 мм.
С помощью светового микроскопа можно видеть детали, расстояние между которыми составляет до 0,2 мкм.
Слайд 34 Электронный микроскоп позволяет получить разрешение до 0,1-0,01 нм.
Устьице листа томата
под
электронным микроскопом
Слайд 38Как устроен микроскоп?
В нем увеличение происходит в два этапа благодаря
двум линзам.
Одна из них, которая называется объективом, создает первоначальное увеличение изображения. Другая, окуляр, увеличивает первое изображение. В ныне существующих микроскопах имеется несколько линз, использующихся как для объектива, так и для окуляра. Увеличение микроскопа можно определить , перемножив увеличение объектива на увеличение окуляра.
В настоящее время микроскоп очень важен в науке и промышленности.
Слайд 39окуляр
штатив
винты
зеркало
Предметный
столик
объектив
тубус
Увеличивает изображения предметов от 56 до 800 раз.
Слайд 40Как определить увеличение микроскопа?
Посмотри на число, указанное на окуляре.
Слайд 41Как определить увеличение микроскопа?
Посмотри на число, указанное на объективе.
Слайд 43Как определить увеличение микроскопа?
Перемножь эти числа. Произведение будет указывать увеличение, которое
в данный момент дает микроскоп.
Для нашего примера это 10 х 20 = 200 раз.
Если переводишь объектив или меняешь окуляр (на изображенном микроскопе его можно плавно поворачивать, изменяя 10 на 20), то, соответственно, меняется и увеличение.
Помни об этом! Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом.
Слайд 4456
80
120
280
400
600
630
900
1350
Как определить увеличение светового микроскопа?
Слайд 45Правила работы с микроскопом
Микроскоп установить перед собой, немного слева на 10
см от края стола.
Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения
Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;
Слайд 46Правила работы с микроскопом
Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его
в центре поля зрения микроскопа;
Для изучения объекта при большом увеличении сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив
Слайд 47Помните!
Нельзя брать микроскоп за тубус
Нельзя работать с микроскопом с грязными руками
Нельзя
ставить микроскоп на край стола
Слайд 48Домашнее задание
§ 4 стр. 15 – 17. Изучить правила работы с
микроскопом стр.18
Печатная тетрадь § 4 задания 1-3
Слайд 54Если бы мы сумели уменьшиться в миллион раз, перед нами открылись
бы удивительные возможности. Мы смогли бы проникнуть внутрь клеток и исследовать их, как путешественники исследуют таинственные джунгли, пещеры или морские глубины. Если бы мы при этом были неутомимы и побывали внутри у самых разных организмов, нам удалось бы выяснить следующее.
Слайд 55Как ни разнообразны живые существа, населяющие нашу планету, все они имеют
клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей. Поэтому клетки часто называют «кирпичиками» организма. Но это очень и очень приблизительное сравнение.
Слайд 56 Налет со стенки аквариума под микроскопом. Увеличение примерно в 60, 300
и 600 раз. Он состоит из мелких коричневатых клеток различной формы, которые представляли собой одноклеточные диатомовые водоросли. Выделялись зеленого цвета многоклеточные тяжи – зеленые водоросли. Таким образом, этот на-лет представляет собой скопление множества живых существ.
Слайд 57Эвглена зелёная сочетает признаки и растения, и животного.
Слайд 58Амёба протей.
Панцирная амёба.
Животные одноклеточные организмы.
Слайд 60 Коловратки - очень мелкие (от 10 мкм до 2,5 мм) свободноживущие
круглые черви, часто с наружным хитиновым скелетом. Они бывают мельче, чем простейшие, хотя и являются многоклеточными.