Презентация, доклад по биологии для 10 класса на тему Дифференцировка клеток. Развитие взрослого организма

Дифференцировка клеток

Слайд 1Дифференцировка клеток. Развитие взрослого организма.

Дифференцировка клеток.   Развитие взрослого организма.

Слайд 2Дифференцировка клеток

Дифференцировка клеток

Слайд 3Дифференцировка — это процесс, в результате которого клетка становится специализирован-ной, т.е. приобретает

химические, морфологические и функциональные особенности.
Дифференцировка — это процесс, в результате которого клетка становится специализирован-ной, т.е. приобретает химические, морфологические и функциональные особенности.

Слайд 4Почему из клеток, обладающих одинаковым генотипом, развиваются разные ткани?

Почему из клеток, обладающих одинаковым генотипом, развиваются разные ткани?

Слайд 5Эмбриональная индукция — это взаимодействие частей развивающегося зародыша, при котором один участок

зародыша влияет на судьбу другого участка. Явление эмбриональной индукции с начала XX в. изучает экспериментальная эмбриология.
Классическими считают опыты немецкого ученого Г. Шпемана и его сотрудников (1924) на зародышах амфибий. Для того чтобы иметь возможность проследить за судьбой клеток определенного участка зародыша, Шпеман использовал два вида тритонов: тритона гребенчатого, яйца которого лишены пигмента и потому имеют белый цвет, и тритона полосатого, яйца которого благодаря пигменту имеют желто-серый цвет.

Пересадка спинной губы от зародыша-донора на брюшную сторону зародыша-реципиента. А—схема опыта; Б—поперечный срез на стадии закладки двух комплексов осевых органов:
1—первичный зародыш, 2—вторичный, индуцированный зародыш

Эмбриональная индукция — это взаимодействие частей развивающегося зародыша, при котором один участок зародыша влияет на судьбу другого участка.

Слайд 6Из этого и подобных опытов следует несколько выводов.
Во-первых, участок, взятый

из спинной губы бластопора, способен направлять или даже переключать развитие того материала, который находится вокруг него, на определенный путь развития. Он как бы организует, или индуцирует, развитие зародыша как в обычном, так и в нетипичном месте.
Во-вторых, боковая и брюшная стороны гаструлы обладают более широкими потенциями к развитию, нежели их презумптивное (предполагаемое) проспективное направление, так как вместо обычной поверхности тела в условиях эксперимента там образуется целый зародыш.
В-третьих, достаточно точное строение новообразованных органов в месте пересадки указывает на эмбриональную регуляцию.
Это означает, что фактор целостности организма приводит к достижению хорошего конечного результата из нетипичных клеток в нетипичном месте, как бы управляя процессом, регулируя его в целях достижения этого результата.
Из этого и подобных опытов следует несколько выводов. Во-первых, участок, взятый из спинной губы бластопора, способен направлять

Слайд 7Особый тип дифференцировки – определение пола у организма.
Для большинства животных характерно

хромосмное определение пола.
Особый тип дифференцировки – определение пола у организма.Для большинства животных характерно хромосмное определение пола.

Слайд 9Типы хромосомного определения пола
1. Мужской пол гетерогаметен – ХY(две разные половые

хромосомы)

двукрылые

млекопитающие

жёсткокрылые
(жуки)

Типы хромосомного определения пола1. Мужской пол гетерогаметен – ХY(две разные половые хромосомы)двукрылыемлекопитающиежёсткокрылые (жуки)

Слайд 10Типы хромосомного определения пола
2. Мужской пол гетерогаметен – Х0 (отсутствует Y-хромосома)

кузнечики

Типы хромосомного определения пола2. Мужской пол гетерогаметен – Х0 (отсутствует Y-хромосома)

Слайд 11Типы хромосомного определения пола
3. Женский пол гетерогаметен – ХY (две разные

половые хромосомы)
Типы хромосомного определения пола3. Женский пол гетерогаметен – ХY (две разные половые хромосомы)

Слайд 12Типы хромосомного определения пола
5. Гаплоидный или диплоидный набор

хромосом
определяет принадлежность к тому или иному полу

4. Женский пол гетерогаметен – Х0 (отсутствует Y-хромосома)

Типы хромосомного определения пола5. Гаплоидный  или  диплоидный  набор  хромосом   определяет принадлежность

Слайд 13Определение пола у человека
Кариотип человека:
46 хромосом = 44 аутосомных +

2 половые ( ХХ или ХY)

44 + ХХ

44 + ХY

G:

P:

44 + ХХ

44 + ХY

F:

Определение пола у человекаКариотип человека: 46 хромосом = 44 аутосомных + 2 половые ( ХХ или ХY)44

Слайд 14Признаки сцепленные с полом
только самки
её потомки по мужской линии страдали гемофилией
Дальтонизм

Признаки сцепленные с поломтолько самкиеё потомки по мужской линии страдали гемофилиейДальтонизм

Слайд 15Изображения для проверки цветового зрения

Изображения для проверки цветового зрения

Слайд 16Определение пола зависит не только от половых хромосом.
Немногие люди слышали

о синдроме Морриса, поскольку встречается эта патология очень редко. Это генетическая особенность, иногда ее называют «нечувствительность к андрогенам половых гормонов» или «мнимый гермафродитизм». Если говорить простым языком, то синдром подразумевает, что мужской организм с Y-хромосомой развивается по женскому типу, в итоге у человека
присутствуют
признаки обоих
полов. Встречается
примерно 1 раз на
50 000 человек.
Определение пола зависит не только от половых хромосом. Немногие люди слышали о синдроме Морриса, поскольку встречается эта

Слайд 17Развитие взрослого организма
Любой организм – сложная многоуровневая система, состоящая из множества

элементов. Эти элементы связаны друг с другом прямыми и обратными связями, т.е обмениваются информацией.

Самый малый из известных геномов – у бактерии Mycoplasma genitalium, паразита млекопитающих – содержит 480 генов. Её геном – 580 070 п.о.
Caenorhabditis elegans — свободноживущая нематода (круглый червь) длиной около 1 мм. Широко используется как модельный организм в исследованиях по молекулярной биологии. Геном - 100 млн п.о.

У человека 3,2 миллиарда пар нуклеотидов. А вот японский вороний глаз (Paris japonica) — красивое растение с белыми цветами — имеет в своем геноме 150 миллиардов пар оснований. Получается, что человек должен быть устроен в 50 раз проще какого-то цветка. Об этом сообщает Рамблер. Далее: https://news.rambler.ru/science/37306174/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

Развитие взрослого организмаЛюбой организм – сложная многоуровневая система, состоящая из множества элементов. Эти элементы связаны друг с

Слайд 19Гомеоста́з — саморегуляция, способность биологических систем поддерживать постоянство своего состава и

свойств.

Организмы – открытые системы

Гомеоста́з — саморегуляция, способность биологических систем поддерживать постоянство своего состава и свойств. Организмы – открытые системы

Слайд 20Саморегуляция - ???
Когда человеку становится холодно, он начинает непроизвольно дрожать.
Каков

биологический смысл этого явления???

Саморегуляция позволяет организму приспособиться к изменениям среды обитания.

Саморегуляция - ???Когда человеку становится холодно, он начинает непроизвольно дрожать. Каков биологический смысл этого явления???Саморегуляция позволяет организму

Слайд 21Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Клеточный: синтез ферментов происходит только при

наличии веществ, на которые эти ферменты влияют.

Тканевый: при обучении в головном мозге активно образуются новые отростки, новые межнейронные связи. Поэтому важно интенсивное обучение в детском возрасте , это способствует максимальному умственному развитию.

Уровни приспособления организма  к изменяющимся условиям.Клеточный: синтез ферментов происходит только при наличии веществ, на которые эти

Слайд 22Иммунная система также участвует в осуществлении гомеостаза. Антитела надолго сохраняются и возникает

невосприимчивость к заболеваниям. Благодаря этой особенности организма медики используют вакцинацию.
Иммунная система также участвует в осуществлении гомеостаза. Антитела надолго сохраняются и возникает невосприимчивость к заболеваниям. Благодаря этой

Слайд 23Стволовые клетки. Недифференцированные клетки, сохраня-ющие способность делиться и образовы-вать новые клетки различных

тканей. Регенерация.

Пуповинная кровь содержит стволовые клетки новорожденного. Стволовые клетки- это стержень жизни, источник, из которого образуются все остальные клетки организма. Они способны к преобразованию в клетки любых органов и тканей организма. Клетки обеспечивают восстановление поврежденных участков органов и тканей. Из стволовых клеток можно создать любую ткань, вырастить любой орган. Столь необычные их свойства были открыты не так давно, однако прорыв в этой области за последние несколько лет был уникальным.

Стволовые клетки. Недифференцированные клетки, сохраня-ющие способность делиться и образовы-вать новые клетки различных тканей.  Регенерация.

Слайд 24Влияние внешних условий на раннее развитие

организмов

Способность к саморегуляции и к эффективному поддержанию гомеостаза возникает у организмов не сразу.

И у животных, и у растений зародыш защищен специальными оболочками или организмом матери.

Влияние внешних условий       на раннее развитие организмовСпособность к саморегуляции и к