Слайд 1Агроценоз
как биологическая система
Урок биологии в 9 классе
МБОУ «Михайловская СОШ»
Учитель: Зезина
Т.И.
Слайд 2Цель урока:
Организовать деятельность учащихся
для овладения новыми знаниями об
агроценозах как искусственных экосистемах, закономерностей их существования и роли человека
Слайд 3Задачи:
Образовательные: сформировать у обучающихся систему знаний о структуре и функционировании биоценозов,
созданных человеком, об основных признаках, характеризующих агроценоз.
Воспитательные: воспитание любви к труду на земле, бережного отношения к природе
Развивающие: развитие представлений обучающихся о возможности достигнуть гармоничное сочетание между агроценозом и природным биогеоценозом
Слайд 4Контроль достижений:
1. В приведённом перечне найдите и подчеркните разными
цветами названия продуцентов, консументов и редуцентов.
Папоротник, муравей, белый гриб, хемосинтезирующая бактерия, стрекоза, дождевой червь, гнилостная бактерия, цианобактерия, лев, мухомор, кактус, человек.
Слайд 52. Укажите (обозначьте цифрами), в какой последовательности могут входить в пищевую
цепь следующие организмы:
человек, одноклеточная водоросль, личинки, карась, щука.
Слайд 6Если каждый человек
на кусочке своей земли
сделал бы все,
что
он может, как прекрасна была бы земля наша
А.П.Чехов
Слайд 7Агробиоценоз –
совокупность организмов, обитающих на землях с\х использования, занятых посевом
или посадками культурных растений
Слайд 13Сходство агроценоза с биоценозом
Существуют те же группы организмов,
Складываются пищевые цепи, как
и в природной экосистеме, обязательным звеном является человек, возделывающий поля и собирающий урожай,
Комплексы организмов, кроме культурных растений формируются, как в биоценозе, в результате отбора (сорняки, вредители),
Наличие круговорота веществ
Слайд 14Отличие агроценоза и биоценоза
Резко снижается разнообразие видов,
Виды, культивируемые человеком, не могут
выдержать борьбу за существование с дикими видами без поддержки человека,
Получают дополнительный поток энергии, кроме солнечной, благодаря деятельности человека, животных, обеспечивающих необходимые условия роста культивируемых видов,
Растительный покров создается человеком,
Короткие пищевые цепи,
Неполный круговорот веществ, так как часть питательных веществ выносится с урожаем из системы,
Невысокая устойчивость агроценоза
Слайд 15Пути повышения продуктивности:
Мелиорация земель,
Высокая специализация с\х,
Использование достижений селекции, агрохимии, растениеводства,
Применение высокопродуктивной
техники,
Обработка почвы,
Севооборот (лучшие предшественники),
Внесение минеральных и органических удобрений,
Своевременное проведение всех с\х работ
Слайд 17Сравнение природных и искусственных биоценозов
Слайд 18Домашнее задание:
прочитать п. 46
сообщение:
Что такое севооборот