Слайд 1Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы
Слайд 2Экологические факторы
1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность, концентрация
солей, давление, осадки, рельеф и т.д.
2. Биотические (факторы живой природы) – внутривидовое и межвидовое взаимодействие организмов
3. Антропогенные (факторы влияния человека) – прямое воздействие человека на организмы и воздействие на среду их обитания
Слайд 3Абиотические факторы-это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм
Слайд 4Абиотические факторы (неживой природы)
1.температура
2.свет
3.влажность
4.концентрация солей
5.давление
6.осадки
7.рельеф
8.движение воздушных масс
Слайд 5
Рассмотрим действие основных прямодействующих абиотических факторов:
- свет;
- температура;
- наличие воды.
Температура,
свет и влажность являются наиболее важными факторами внешней среды. Эти факторы закономерно изменяются как в течение года и суток, так и в связи с географической зональностью. К этим факторам организмы обнаруживают зональный и сезонный характер приспособления.
Слайд 6Температура
Различают животные организмы:
1. с постоянной температурой тела (теплокровные)
2.
с непостоянной температурой тела (холоднокровные).
Все химические процессы, протекающие в организме, зависят от температуры. Изменения тепловых условий, часто наблюдаемые в природе, глубоко отражаются на росте, развитии и других проявлениях жизнедеятельности животных и растений.
Слайд 7
Пойкилотермные животные способны приспосабливаться и к высоким температурам. Это происходит также
разными способами: теплоотдача может происходить за счет испарения влаги с поверхности тела или со слизистой верхних дыхательных путей, а также за счет подкожной сосудистой регуляции (например, у ящериц скорость тока крови по сосудам кожи увеличивается при повышении температуры).
Слайд 9Наиболее совершенная терморегуляция наблюдается у птиц и млекопитающих - гомойотермных животных.
В процессе эволюции они приобрели способность поддерживать постоянную температуру тела благодаря наличию четырехкамерного сердца и одной дуги аорты, что обеспечило полное разделение артериального и венозного кровотока; высокого обмена веществ; перьевого или волосяного покрова; регуляции теплоотдачи; хорошо развитой нервной системы. Приобрели способность к активной жизни при разной температуре. У большинства птиц температура тела несколько выше 40 С, а у млекопитающих - несколько ниже.
Слайд 11Свет
видимые лучи
инфракрасные лучи ультрафиолетовое излучение
(основной основной источник длина волны 0,3 мкм,
источник света тепловой энергии, 10 % лучистой энергии,
на Земле), 45 % лучистой энергии в небольших количествах
длина волны 0,4 – 0,75 мкм, необходим (витамин Д)
45 % от общего количества
лучистой энергии на Земле
(фотосинтез)
Солнечное излучение является основным источником энергии для всех процессов, происходящих на Земле.
Слайд 12Ультрафиолетовые лучи с длиной волны менее 0,290 мкм губительны для всего
живого, они задерживаются озоновым слоем атмосферы. До поверхности Земли доходит лишь небольшая часть. Эти лучи обладают высокой химической активностью - могут повреждать живые организмы. В небольших количествах они необходимы: под влиянием этих лучей в организме человека образуется витамин Д, а насекомые зрительно различают эти лучи, т.е. видят в ультрафиолетовом свете. Они могут ориентироваться по поляризованному свету.
Слайд 13Видимые лучи с длиной волны от 0,400 до 0,750 мкм, достигающие
поверхности Земли, имеют особенно большое значение для организмов. Зеленые растения за счет этого осуществляют фотосинтез. Для большинства растений и животных видимый свет является одним из важных факторов среды, хотя есть и такие, для которых свет не является обязательным условием существования (почвенные, пещерные и глубоководные виды).
Слайд 14Инфракрасные лучи с длиной волны более 0,750 мкм глаз человека не
воспринимает, но они являются источником тепловой энергии .Эти лучи поглощаются тканями животных и растений, вследствие чего ткани нагреваются. Многие холоднокровные животные используют солнечный свет для повышения температуры тела. Световые условия, связанные с вращением Земли, имеют отчетливую суточную и сезонную периодичность. Почти все физиологические процессы у растений и животных имеют суточный ритм с максимумом и минимумом в определенные часы: например, в определенные часы суток цветок у растений открывается и закрывается, а у животных возникли приспособления к ночной и дневной жизни. Длина дня (или фотопериод), имеет огромное значение в жизни растений и животных.
Слайд 15Растения по отношению к свету
1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно
ветвящиеся побеги, много пигмента. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.
2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.
3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения.
Слайд 19Фотопериодизм – это продолжительность и интенсивность воздействия света на организмы
Слайд 20Животные, ведущие дневной образ жизни
Слайд 21Животные, ведущие ночной и сумеречный образ жизни
Слайд 22Вода как абиотический фактор
Вода играет исключительную роль в жизни любого организма,
поскольку она является структурным компонентом . Значение воды в жизни клетки определяется ее физико-химическими свойствами. Вследствие полярности молекула воды способна притягиваться к любым другим молекулам, образуя гидраты, т.е. является растворителем.
Слайд 23Группы растений по отношению к воде
1. водные растения
2. околоводные растения
(наземно-водные)
3. наземные растения
4. растения сухих и очень сухих мест - обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху
5. суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела
Слайд 26Растения сухих и очень сухих мест
Слайд 27
Многие животные пустынь способны обходиться без питьевой воды; некоторые быстро и
долго могут бегать, совершая длинные миграции на водопой (сайгаки, антилопы, верблюды и др.); часть животных добывает воду из пищи (насекомые, пресмыкающиеся, грызуны). Жировые отложения пустынных животных могут служить своеобразным резервом. Многие животные перешли к ночному образу жизни или скрываются в норах, избегая иссушающего действия низкой влажности и перегрева. В условиях периодической сухости ряд растений и животных переходят в состояние физиологического покоя - растения приостанавливают рост и сбрасывают листья, животные впадают в спячку. Эти процессы сопровождаются пониженным обменом веществ в период сухости.
Слайд 28Группы животных по отношению к воде
1. влаголюбивые животные
2. промежуточная группа
3.
сухолюбивые животные
Слайд 32 Приспособления организмов к колебаниям температуры, влажности и света:
1. теплокровность животных
– поддержание организмом постоянной температуры
2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время
3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни
4. морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные температуры
5. состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности
6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.
Слайд 33Задание №1
Из перечисленных животных назовите холоднокровных (т.е. с непостоянной температурой
тела).
Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.
Слайд 34Задание №2
Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой
тела).
Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь.
Слайд 35Задание №3
Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми
и теневыносливыми.
Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк.
Слайд 36Задание №4
Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.
Сова,
ящерица, леопард, белый медведь, летучая мышь, бабочка.
Слайд 37Задание №5
Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению
к воде.
Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка
Слайд 38Задание №6
Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к
воде.
Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, белка, рыба-клоун, бобр.