Презентация, доклад по биологии Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы (9 класс)

Содержание

Экологические факторы1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф и т.д.2. Биотические (факторы живой природы) – внутривидовое и межвидовое взаимодействие организмов3. Антропогенные (факторы влияния человека) – прямое воздействие человека на

Слайд 1Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы

Слайд 2Экологические факторы
1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность, концентрация

солей, давление, осадки, рельеф и т.д.
2. Биотические (факторы живой природы) – внутривидовое и межвидовое взаимодействие организмов
3. Антропогенные (факторы влияния человека) – прямое воздействие человека на организмы и воздействие на среду их обитания
Экологические факторы1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф и т.д.2.

Слайд 3Абиотические факторы-это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм

Абиотические факторы-это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм

Слайд 4Абиотические факторы (неживой природы)
1.температура
2.свет
3.влажность
4.концентрация солей
5.давление
6.осадки
7.рельеф
8.движение воздушных масс

Абиотические факторы (неживой природы)1.температура2.свет3.влажность4.концентрация солей5.давление6.осадки7.рельеф8.движение воздушных масс

Слайд 5
Рассмотрим действие основных прямодействующих абиотических факторов:
- свет;
- температура;
- наличие воды.
Температура,

свет и влажность являются наиболее важными факторами внешней среды. Эти факторы закономерно изменяются как в течение года и суток, так и в связи с географической зональностью. К этим факторам организмы обнаруживают зональный и сезонный характер приспособления.


Рассмотрим действие основных прямодействующих абиотических факторов: - свет;- температура;- наличие воды. Температура, свет и влажность являются наиболее

Слайд 6Температура
Различают животные организмы:
1. с постоянной температурой тела (теплокровные)
2.

с непостоянной температурой тела (холоднокровные).

Все химические процессы, протекающие в организме, зависят от температуры. Изменения тепловых условий, часто наблюдаемые в природе, глубоко отражаются на росте, развитии и других проявлениях жизнедеятельности животных и растений.

Температура Различают животные организмы:1. с постоянной температурой тела (теплокровные) 2. с непостоянной температурой тела (холоднокровные). Все химические

Слайд 7

Пойкилотермные животные способны приспосабливаться и к высоким температурам. Это происходит также

разными способами: теплоотдача может происходить за счет испарения влаги с поверхности тела или со слизистой верхних дыхательных путей, а также за счет подкожной сосудистой регуляции (например, у ящериц скорость тока крови по сосудам кожи увеличивается при повышении температуры).




Пойкилотермные животные способны приспосабливаться и к высоким температурам. Это происходит также разными способами: теплоотдача может происходить за

Слайд 8Холоднокровные животные

Холоднокровные животные

Слайд 9Наиболее совершенная терморегуляция наблюдается у птиц и млекопитающих - гомойотермных животных.

В процессе эволюции они приобрели способность поддерживать постоянную температуру тела благодаря наличию четырехкамерного сердца и одной дуги аорты, что обеспечило полное разделение артериального и венозного кровотока; высокого обмена веществ; перьевого или волосяного покрова; регуляции теплоотдачи; хорошо развитой нервной системы. Приобрели способность к активной жизни при разной температуре. У большинства птиц температура тела несколько выше 40 С, а у млекопитающих - несколько ниже.
Наиболее совершенная терморегуляция наблюдается у птиц и млекопитающих - гомойотермных животных. В процессе эволюции они приобрели способность

Слайд 10Теплокровные животные

Теплокровные животные

Слайд 11Свет

видимые лучи

инфракрасные лучи ультрафиолетовое излучение
(основной основной источник длина волны 0,3 мкм,
источник света тепловой энергии, 10 % лучистой энергии,
на Земле), 45 % лучистой энергии в небольших количествах
длина волны 0,4 – 0,75 мкм, необходим (витамин Д)
45 % от общего количества
лучистой энергии на Земле
(фотосинтез)

Солнечное излучение является основным источником энергии для всех процессов, происходящих на Земле.

Свет   видимые лучи         инфракрасные лучи

Слайд 12Ультрафиолетовые лучи с длиной волны менее 0,290 мкм губительны для всего

живого, они задерживаются озоновым слоем атмосферы. До поверхности Земли доходит лишь небольшая часть. Эти лучи обладают высокой химической активностью - могут повреждать живые организмы. В небольших количествах они необходимы: под влиянием этих лучей в организме человека образуется витамин Д, а насекомые зрительно различают эти лучи, т.е. видят в ультрафиолетовом свете. Они могут ориентироваться по поляризованному свету.
Ультрафиолетовые лучи с длиной волны менее 0,290 мкм губительны для всего живого, они задерживаются озоновым слоем атмосферы.

Слайд 13Видимые лучи с длиной волны от 0,400 до 0,750 мкм, достигающие

поверхности Земли, имеют особенно большое значение для организмов. Зеленые растения за счет этого осуществляют фотосинтез. Для большинства растений и животных видимый свет является одним из важных факторов среды, хотя есть и такие, для которых свет не является обязательным условием существования (почвенные, пещерные и глубоководные виды).
Видимые лучи с длиной волны от 0,400 до 0,750 мкм, достигающие поверхности Земли, имеют особенно большое значение

Слайд 14Инфракрасные лучи с длиной волны более 0,750 мкм глаз человека не

воспринимает, но они являются источником тепловой энергии .Эти лучи поглощаются тканями животных и растений, вследствие чего ткани нагреваются. Многие холоднокровные животные используют солнечный свет для повышения температуры тела. Световые условия, связанные с вращением Земли, имеют отчетливую суточную и сезонную периодичность. Почти все физиологические процессы у растений и животных имеют суточный ритм с максимумом и минимумом в определенные часы: например, в определенные часы суток цветок у растений открывается и закрывается, а у животных возникли приспособления к ночной и дневной жизни. Длина дня (или фотопериод), имеет огромное значение в жизни растений и животных.
Инфракрасные лучи с длиной волны более 0,750 мкм глаз человека не воспринимает, но они являются источником тепловой

Слайд 15Растения по отношению к свету
1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно

ветвящиеся побеги, много пигмента. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.
2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.
3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения.

Растения по отношению к свету1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента. Но увеличение

Слайд 16Светолюбивые растения

Светолюбивые растения

Слайд 17Тенелюбивые растения

Тенелюбивые растения

Слайд 18Теневыносливые растения

Теневыносливые растения

Слайд 19Фотопериодизм – это продолжительность и интенсивность воздействия света на организмы

Фотопериодизм – это продолжительность и интенсивность воздействия света на организмы

Слайд 20Животные, ведущие дневной образ жизни

Животные, ведущие дневной образ жизни

Слайд 21Животные, ведущие ночной и сумеречный образ жизни

Животные, ведущие ночной и сумеречный образ жизни

Слайд 22Вода как абиотический фактор
Вода играет исключительную роль в жизни любого организма,

поскольку она является структурным компонентом . Значение воды в жизни клетки определяется ее физико-химическими свойствами. Вследствие полярности молекула воды способна притягиваться к любым другим молекулам, образуя гидраты, т.е. является растворителем.
Вода как абиотический факторВода играет исключительную роль в жизни любого организма, поскольку она является структурным компонентом .

Слайд 23Группы растений по отношению к воде
1. водные растения
2. околоводные растения

(наземно-водные)
3. наземные растения
4. растения сухих и очень сухих мест - обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху
5. суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела

Группы растений по отношению к воде1. водные растения 2. околоводные растения (наземно-водные)3. наземные растения4. растения сухих и

Слайд 24Водные и околоводные растения

Водные и околоводные растения

Слайд 25Наземные растения


Наземные растения

Слайд 26Растения сухих и очень сухих мест

Растения сухих и очень сухих мест

Слайд 27

Многие животные пустынь способны обходиться без питьевой воды; некоторые быстро и

долго могут бегать, совершая длинные миграции на водопой (сайгаки, антилопы, верблюды и др.); часть животных добывает воду из пищи (насекомые, пресмыкающиеся, грызуны). Жировые отложения пустынных животных могут служить своеобразным резервом. Многие животные перешли к ночному образу жизни или скрываются в норах, избегая иссушающего действия низкой влажности и перегрева. В условиях периодической сухости ряд растений и животных переходят в состояние физиологического покоя - растения приостанавливают рост и сбрасывают листья, животные впадают в спячку. Эти процессы сопровождаются пониженным обменом веществ в период сухости.
Многие животные пустынь способны обходиться без питьевой воды; некоторые быстро и долго могут бегать, совершая длинные миграции

Слайд 28Группы животных по отношению к воде
1. влаголюбивые животные
2. промежуточная группа
3.

сухолюбивые животные

Группы животных по отношению к воде1. влаголюбивые животные 2. промежуточная группа3. сухолюбивые животные

Слайд 29Влаголюбивые животные

Влаголюбивые животные

Слайд 30Промежуточная группа животных

Промежуточная группа животных

Слайд 31 Сухолюбивые животные

Сухолюбивые животные

Слайд 32 Приспособления организмов к колебаниям температуры, влажности и света:
1. теплокровность животных

– поддержание организмом постоянной температуры
2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время
3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни
4. морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные температуры
5. состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности
6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.
Приспособления организмов к колебаниям температуры, влажности и света:1. теплокровность животных – поддержание организмом постоянной температуры2. зимняя

Слайд 33Задание №1
Из перечисленных животных назовите холоднокровных (т.е. с непостоянной температурой

тела).

Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.
Задание №1 Из перечисленных животных назовите холоднокровных (т.е. с непостоянной температурой тела).

Слайд 34Задание №2
Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой

тела).

Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь.
Задание №2 Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела).   Крокодил, кобра, ящерица,

Слайд 35Задание №3
Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми

и теневыносливыми.

Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк.
Задание №3 Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Ромашка, ель, одуванчик лекарственный,

Слайд 36Задание №4
Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.

Сова,

ящерица, леопард, белый медведь, летучая мышь, бабочка.
Задание №4Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни. Сова, ящерица, леопард, белый медведь, летучая мышь,

Слайд 37Задание №5
Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению

к воде.

Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка
Задание №5  Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде.    Одуванчик

Слайд 38Задание №6
Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к

воде.

Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, белка, рыба-клоун, бобр.
Задание №6 Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы,

Слайд 39Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть