Презентация, доклад по биологии 9 класс на тему Состав и структура сообщества

Содержание

Понятие о видовом разнообразии сообществ возникло в 40-х гг. ХХ века.Сообщество – это совокупность видов растений и животных, которые длительное время сосуществуют в определённом пространстве и представляют собой определённое экологическое единство. Сообщество в биологии называется биоценозом.Разнообразие живых организмов

Слайд 1


Слайд 2Понятие о видовом разнообразии сообществ возникло в 40-х гг. ХХ века.
Сообщество – это

совокупность видов растений и животных, которые длительное время сосуществуют в определённом пространстве и представляют собой определённое экологическое единство. Сообщество в биологии называется биоценозом.
Разнообразие живых организмов сообщества зависит от абиотических и исторических факторов.

Понятие о видовом разнообразии сообществ возникло в 40-х гг. ХХ века.Сообщество – это совокупность видов растений и животных, которые

Слайд 4 Географическое положение
(с севера на юг число видов увеличивается)

Географическое положение (с севера на юг число видов увеличивается)

Слайд 52. Климатические условия
(в тёплых и влажных условиях в сообществе обитает больше

видов)
2. Климатические условия(в тёплых и влажных условиях в сообществе обитает больше видов)

Слайд 63. Исторический фактор
(чем древнее сообщество, тем большее количество видов его

составляют)
4. Тип сообщества

Тундра

Тропический лес

3. Исторический фактор (чем древнее сообщество, тем большее количество видов его составляют)4. Тип сообщества Тундра Тропический лес

Слайд 75. Видовая структура сообщества
Характеризуется разнообразием видов и соотношением численности (для животных)

или биомассы (для растений) всех входящих в него популяций.
5. Видовая структура сообществаХарактеризуется разнообразием видов и соотношением численности (для животных) или биомассы (для растений) всех входящих

Слайд 8Морфологическая структура сообщества – набор определённых жизненных форм и их соотношение
Жизненные

формы растений
(по классификации И. Г. Серебрякова)
Деревья
Кустарники
Полукустарники
Кустарнички
Полукустарнички
Травы (мезофиты, ксерофиты, гидрофиты, галофиты и пр.)

Морфологическая структура сообщества –  набор определённых жизненных форм и их соотношение Жизненные формы растений(по классификации И.

Слайд 9Пространственная структура сообщества
По вертикали
По горизонтали
Ярусность (наземная и подземная)
Неоднородность открытых структур (естественные

возвышения и углубления рельефа, разный уровень влажности и пр.)
Пространственная структура сообществаПо вертикалиПо горизонталиЯрусность (наземная и подземная)Неоднородность открытых структур (естественные возвышения и углубления рельефа, разный уровень

Слайд 11В каждом ярусе встречаются только определённые организмы, приспособленные к условиям этого

яруса

Ярусы леса умеренного пояса, их насчитывается обычно 5-6.
Первый (верхний) древесный ярус образуют деревья первой величины с высоко расположенной листвой, которая хорошо освещается солнцем (ель, сосна, дуб черешчатый, вяз гладкий и др.).
Неиспользованный свет поглощается деревьями, которые образую второй ярус. К ним относят (рябину обыкновенную, клён, черемуху, дикую яблоню) ─ деревья второй величины.
Третий ярус (подлесок) составляют кустарники и кустарниковые формы древесных пород (лещина, калина, бузина красная, малина).
Четвёртый ярус (травяно-кустарничковый) травы (сныть обыкновенная, щитовник, крапива, чистотел лесной).
Так же к четвёртому ярусу относят кустарнички (чернику, бруснику, клюкву, вереск).
Пятый ярус образует живой надпочвенный покров мхи, грибы, лишайники, кислица.
Шестой ярус образует постилка.

В каждом ярусе встречаются только определённые организмы, приспособленные к условиям этого ярусаЯрусы леса умеренного пояса, их насчитывается

Слайд 12Трофическая структура сообщества
Примеры пищевых цепей

Трофическая структура сообщества Примеры пищевых цепей

Слайд 13Пищевая сеть трофической структуры – состоит из нескольких пищевых цепей

Пищевая сеть трофической структуры – состоит из нескольких пищевых цепей

Слайд 15По способу питания
Автотрофы – растения,
способные осуществлять фотосинтез и использовать минеральные

элементы.



Гетеротрофы – представители
живого органического мира, нуждающиеся в органической пище. Сюда относятся все животные, некоторые сосудистые растения (паразиты, грибы), некоторые бактерии.

Организмы

По способу питания Автотрофы – растения,способные осуществлять фотосинтез и использовать минеральные элементы.Гетеротрофы – представителиживого органического мира, нуждающиеся

Слайд 16Схема пищевой цепи
Растительноядные животные (консументы I порядка, гетеротрофы)
Сапрофаги – разрушители органических

остатков (редуценты, гетеротрофы)

Плотоядные животные (консументы II, III, IV, V порядков, гетеротрофы)

Растения (продуценты, автотрофы)

Схема пищевой цепиРастительноядные животные (консументы I порядка, гетеротрофы)Сапрофаги – разрушители органических остатков (редуценты, гетеротрофы)Плотоядные животные (консументы II,

Слайд 17Реши тест:
 
1. Перед вами пищевая цепь: пшеница → саранча → ящерица →

сова → орёл. Какой из этих организмов является основным конкурентом за пищу людей?
 
1) саранча
2) орёл
3) сова
4) ящерица
2. Выберите правильно составленную пищевую цепь.
 
1) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб
2) листья укропа → обыкновенный ёж → ястреб
3) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж
4) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб
3. В пи­ще­вой цепи: одноклеточные во­до­рос­ли → даф­нии → ...?... → орлан бе­ло­хвост — под зна­ком «?» находится
 
1) обыкновенный перепел
2) утка-кряква
3) обыкновенный скворец
4) ястреб перепелятник
4. Определите потребителя первого порядка в пищевой цепи:
 
хлебные злаки → шведская муха → паук → землеройка → горностай
 
1) горностай
2) хлебные злаки
3) паук
4) шведская муха
5. Как получают энергию редуценты (разрушители)?
 
1) Они потребляют воду из почвы.
2) Они питаются растущими растениями.
3) Они используют энергию солнца.
4) Они питаются органическими веществами мёртвых организмов.
6. Как получают энергию продуценты (производители)?
 
1) Они потребляют воду из почвы.
2) Они используют энергию солнца.
3) Они питаются растущими растениями.
4) Они питаются мёртвыми организмами.
7. Как получают энергию консументы (потребители)?
 
1) Они используют энергию солнца.
2) Они потребляют воду из почвы.
3) Они питаются растущими растениями.
4) Они минерализуют органические вещества.
8. Какое из следующих утверждений справедливо для продуцентов (организмов — производителей органических веществ)?
 
1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.
2) Они извлекают энергию из поедаемых ими остатков растений и животных.
3) Они используют энергию организма-хозяина.
4) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.
9. Какое из следующих утверждений справедливо для паразитов?
 
1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.
2) Они извлекают энергию из поедаемых ими останков растений и животных.
3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.
4) Они получают энергию из веществ организма-хозяина.
10. Какое из следующих утверждений справедливо для редуцентов (разрушителей)?
 
1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.
2) Они извлекают энергию из поедаемых ими останков растений и животных.
3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.
4) Они используют энергию организма-хозяина.
11. Какое из следующих утверждений справедливо для консументов (потребителей)?
 
1) Они разлагают органические вещества до неорганических.
2) Они извлекают энергию из неорганических веществ.
3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.
4) Они извлекают энергию из поедаемых ими растений и животных.
12. В пищевой цепи: листья капусты → полевой слизень → ? → лисица → орел — под знаком «?» находится
 
1) полевая мышь
2) обыкновенный стриж
3) обыкновенный ёж
4) ястреб перепелятник

Реши тест: 1. Перед вами пищевая цепь: пшеница → саранча → ящерица → сова → орёл. Какой из этих

Слайд 18Домашнее задание:
Практическая работа
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Выявление типов взаимодействия разных

видов
в данной экосистеме.
Цель работы: 1) изучить структуру биоценоза соснового бора, рассмотреть
показатели, характеризующие биоценоз;
2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений,
определить их значение в природе и жизни человека.

Домашнее задание:Практическая работаИзучение и описание экосистемы своей местности.Выявление типов взаимодействия разных видовв данной экосистеме.Цель работы: 1) изучить

Слайд 19Ход работы.
I. 1)Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав
растений.


2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.
II. 1)Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.
2)Приведите примеры влияния растений на животных
и животных на растения. Данные внесите в таблицу.










3)Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.
III. 1)Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей,
отметьте цепи питания).
IV. Объясните значение леса в природе и жизни человека.
V. Вывод.

Ход работы.I. 1)Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой составрастений. 2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть