Слайд 1Письмо от сказочного героя – стекляшкина из сказки «Приключение Незнайки».
Слайд 2Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Я друг
Незнайки!
Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.
А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.
Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?
С уважением, ваш Стекляшкин.
Слайд 3Ребята, какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин?
С чем нам предстоит
познакомиться на сегодняшнем уроке?
Слайд 4Урок путешествие, где мы будем с вами и историками, и оптиками,
изучающими увеличительные приборы, и микроисследователями.
Задачи урока??????
Слайд 5Какие увеличительные приборы вы знаете?
Слайд 7Слово «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и
«скопос» (наблюдатель). Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького».
Это прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооруженным глазом.
Слайд 8История открытия микроскопа: дом. Задание и два рассказа.
Слайд 10В наше время хорошие оптические микроскопы дают увеличение в две тысячи
раз.
Достичь увеличения в 20 тысяч раз и больше ученым удалось, создав электронный микроскоп.
Слайд 11 Изучение строение микроскопа и правила работы с ним.
Слайд 13Световой и оптический микроскопы – стр. 32
Слайд 14Объектив, окуляр, тубус, винт, столик, зеркало, штатив, предметный столик.
Слайд 15
Увеличение микроскопа:
увеличение окуляра x увеличение объектива
Задание : подсчитать увеличение микроскопа.
Слайд 163: выберите верное утверждение:
1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2. Штатив поверни
ручкой «к себе».
3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
6. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
Слайд 17А теперь научимся работать с микроскопом: порядок работы на стр. 32.
Слайд 18Научись правильно работать с микроскопом
Поставьте микроскоп (штативом к себе) посередине парты
( 5-10 см от края стола).
Зрительную трубу опустите вниз на расстоянии 1-2 мм от предметного столика.
Направьте свет на предметный столик при помощи зеркальца, глядя в окуляр. Добейтесь яркого света.
Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.
В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой.
Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.
Слайд 19 Закрепление
1. Что означает слово «микроскоп» и кто его изобрёл?
2.
как высчитать увеличение микроскопа?
3. разгадать кроссворд «Устройство увеличительного прибора».
Слайд 20Подведение итогов.
Выполнили мы задание сказочного персонажа????
Слайд 21Домашнее задание: параграф 6, вопросы 1-4 и правила работы с микроскопом.
Опережающее задание – найти ответ на вопрос: кто впервые открыл помощью микроскопа строение клетки?
Слайд 24Задачи урока:
1. Из чего состоит клетка (из каких органоидов состоит).
2. Значение
органоидов.
3. Можно ли приготовить микропрепарат, с помощью которого увидеть клетку.
Слайд 25Почему клетки называют «кирпичиками» организма»?
Слайд 26Незнайка просит помощи в приготовление микропрепарата кожицы лука:
расположите по порядку (стр.
36):
А) положить кожицу в каплю раствора йода
Б) снять кожицу лука
В) рассмотреть микропрепарат под микроскопом
Г) протереть предметное стекло
Д) капнуть каплю раствора йода
Е) накрыть покровным стеклом
Слайд 27Назовите главные части живой клетки
оболочка
цитоплазма
ЯДРО
Слайд 28Пользуясь текстом учебника заполните таблицу
«Основные части клеток»
Слайд 30Клеточная оболочка
Мы – клеточная оболочка,
Мы дружные братья,
Задача у нас одна:
Такую молекулу
пропускать лишь,
Которая клетке нужна.
А что нужно клетке?
Вода, кислород, минеральные соли,
А также ещё одно вещество.
В процесс фотосинтеза будет включён
Газ углекислый. Запомните Вы его!
Слайд 31Пластиды бывают разные:
Бесцветные, зелёные, красные.
Но всем одинаково хочется
Растительной клетке помочь
очень.
Слайд 32Хлоропласты
Мы веселы, мы зелены,
Мы очень любим свет.
Участвуем в процессе фотосинтеза
Нам
хлорофилл придал зелёный цвет.
Слайд 33Хромопласты
А мы – все краски осени,
Разнообразие в окраске плодов и
лепестков.
Мы – красные, оранжевые, жёлтые
Ведь в нас – огромное количество цветов.
Слайд 34Лейкопласты
Что ж из того, что мы – бесцветные?
Зато без нас не
обойтись!
Ведь лук, картошка, кабачки – полезные
Лишь потому,
Что веществами лейкопласты запаслись.
Танцуем в клетке мы
То медленно, то быстро.
Ведь цитоплазма движется,
Хотя её не видно.
Слайд 35В спелых плодах вакуоли крупные.
«Я – клеточная вакуоль,
Заполнена я сладким соком…»
Слайд 36Ядро
Я – ядро.
Я – самая главная клетки часть.
Досталась мне очень тяжёлая
участь.
Ведь скрыта во мне секретная информация
О том, что это за клетка, и какова её специализация.
Слайд 38Вставьте пропущенные слова
Учёные, изучавшие клетку
1609-1610гг … создал микроскоп
… увидел ячейки пробки
и назвал их клетками
… открыл одноклеточные организмы
Слайд 39Вставьте пропущенные слова
Каждая клетка имеет плотную прозрачную ________, в
которой местами есть более тонкие участки - _________. Под оболочкой находится живое бесцветное вязкое вещество - _____. _______ медленно движется. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
В цитоплазме находится небольшое плотное тельце - _______, в котором можно различить ________. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение.
Слайд 40Вставьте пропущенные слова
Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны
полости - _______. Они заполнены _______.
В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца - _______. У цветковых растений _______ бывают зелёные, жёлтые, оранжевые и бесцветные. Зелёные пластиды называют - ______. Красные, жёлтые и оранжевые - ________. Бесцветные - _________.