Слайд 3Вставьте пропущенные слова.
У большинства ___________ грибов плодовое тело образовано _____ и_______.
У шляпочных грибов из __________ образуются плодовые тела. Совокупность гиф называют _______________. Размножение грибов происходит с помощью особых клеток - ____.
Слайд 4Дайте определения.
Симбиоз – это ___________________.
Микориза – это __________________.
Слайд 6«Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор
она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить…»
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о плесени)
- А где вы видели плесень?
- Кто видел как бабушка или мама печет пироги? Что она добавляет в тесто, после чего оно начинает увеличиваться в размерах, расти?
( Дрожжи)
- Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы? Это бактерии? (Нет, бактерии микроскопически малы.)
- Тогда может быть это растения? (Нет, растения зеленые, им нужен свет для жизни)
- Тогда, это, наверное, животные? (Нет, животные могут активно двигаться)
- Значит, к какому же царству они относятся? (К царству Грибы)
- А мы такие грибы уже изучали? (Нет)
Тогда сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи).
Запишите ее в тетрадь.
Слайд 8Тема урока: «Плесневые грибы и дрожжи»
Слайд 9Проблемные вопросы.
Что такое плесень?
Что такое дрожжи?
Слайд 11Рассказ о пенициллине.
1. Эта история началась с позеленевшей от плесени корки
апельсина. На что может годиться эта корка? Только выбросить. Но вот, свыше ста лет тому назад петербургскому профессору Полотебнову пришлось осматривать больного, на руке у которого не заживали гнойные раны. Профессор решил лечить его своим способом. Соскоблил с апельсина зеленоватую плесень, приготовил из нее мазь и приложил к ранам. И случилось чудо– через два дня раны зажили. С тех пор профессор стал лечит этой мазью и других больных. Но что за сила таится в зеленой плесени, Полотебнов не знал.
Разгадать эту загадку удалось только через полвека. Помог случай. Английский ученый Алекс Флеминг давно изучал микробы, живущие в почве. В тот день, продолжая опыт, он взял плоскую чашечку, в которой выращивались микробы, и удивился. В открытой чашечке завелась зеленоватая плесень. На том месте, где она поселилась, микробов не было. Не было их и вокруг плесени. Микробы отступили. «Похоже, что плесень выделяет какое–то вещество, которое убивает микробов».–подумал Флеминг. Опыты подтвердили догадку ученого. Так был открыт пожиратель микробов – грибок пеницилл. Из него выделили лекарство, которое в честь грибка назвали пенициллином. Это лекарство помогло спасти миллионы людей, страдающих разными тяжелыми заболеваниями. Теперь пенициллин дополняет целое семейство лекарств со схожими свойствами. Возможно кто–то из вас знает как называются эти лекарства? Да, все эти лекарства носят общее название – антибиотики (от слов «анти» – против, «биос» – жизнь).
Слайд 122. в 1941 году во время Великой отечественной войны в одном
из московских бомбоубежищ были расставлены приманки для плесневых грибов – кусочки картофеля, смоченные в слабым раствором медного купороса. Как только появлялся зеленый пушок, то его сразу везли на испытание к профессору Ермольевой. Много плесневых грибов испытала профессор Ермольева со своей сотрудницей Балезиной, отбирая самый лучший. Так был получен самый первый советский пенициллин. А первый больной был красноармеец, раненный в грудь осколком снаряда. Его кровь разрушал микроб стафилококк. С помощью пенициллина кровь постепенно очистилась от гноя, и больной выздоровел.
Уже в 1946 году был получен искусственный препарат пенициллина..
«Чайный гриб» японский гриб, симбиоз дрожжевого гриба с уксуснокислой бактерией, образующий толстую слизистую плёнку на поверхности подсахаренного чайного настоя, отсюда и название.
Дрожжи, сбраживая сахар, способствуют образованию небольшого количества спирта и углекислого газа, а уксуснокислая бактерия сбраживает сахар с выделением уксусной кислоты; в результате жидкость (чайный квас) приобретает кисло-сладкий вкус и слегка газируется. Результат-освежающий напиток.
Слайд 13Плесени вырастают очень быстро на гниющем хлебе или фруктах.
Гифы плесени
вырабатывают ферменты, разжижающие пищу. Эту жидкость гифы затем всасывают.
Гифы имеют вид белых нитей. На их концах находятся спорангии со спорами.
Слайд 14
Физкультминука
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в
океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Слайд 15Мукор.
Прочитайте статью стр.78.
2. Выполните лабораторную работу
Инструкционная карта. Лабораторная работа
Тема: «Строение плесневого
гриба»
Цели:
-познакомиться со строением плесневых грибов,
-продолжать формировать навык работы с натуральными объектами..
Оборудование:
Культура мукора, микроскоп.
Ход работы:
1.Рассмотрите внешнее строение гриба мукор с помощью микроскопа. Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий.
2. Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении
3.Сделайте вывод.
Слайд 17Пеницилл.
1. Прочитайте статью на странице 79.
Слайд 18Дрожжи.
1. Прочитайте статью на странице 79-80.
Слайд 20Билетик на выход.
1. Головки, в которых созревают споры называют ………
2. Мукор
состоит из:
А. одной клетки; Б. нескольких клеток.
3. Пеницилл используют для получения:
А. хлеба; Б. пива; В. антибиотиков.
4. Дрожжи размножаются:
А. спорами; Б. почкованием.
5. Мукор и пеницилл по типу питания:
А. паразит; Б. сапрофит.
Слайд 22
Параграф №15, читать, составить кроссворд или 5 загадок.