Презентация, доклад Особенности высшей нервной деятельности человека. Сознание – результат действия социальных факторов в эволюции

Содержание

1. Условные рефлексы имеют постоянный характер .2. Условные рефлексы образуются на основе безусловных .3. Для формирования условного рефлекса достаточно одноразового действия раздражителя .

Слайд 1Биологический диктант с взаимопроверкой. («+» - утверждение верное, «-» - утверждение

неверно).
Биологический диктант с взаимопроверкой.  («+» - утверждение верное, «-» - утверждение неверно).

Слайд 21. Условные рефлексы имеют постоянный характер .
2. Условные рефлексы образуются на

основе безусловных .
3. Для формирования условного рефлекса достаточно одноразового действия раздражителя .
1. Условные рефлексы имеют постоянный характер .2. Условные рефлексы образуются на основе безусловных .3. Для формирования условного

Слайд 34. Важным условием образования условных рефлексов - сначала появляется условный раздражитель,

а затем безусловный.
5. Действие посторонних раздражителей, болезни не усложняют образования условных рефлексов .
6. Основой образования условных рефлексов является установление временных связей между нервными центрами анализаторов безусловного и условного раздражителя.
4. Важным условием образования условных рефлексов - сначала появляется условный раздражитель, а затем безусловный.5. Действие посторонних раздражителей,

Слайд 47. Вегетативные и соматические условные рефлексы - это виды условных рефлексов.
8.

Физиологическую основу поведения человека не составляют искусственные и натуральные рефлексы.
9. Безразличный раздражитель не может стать условным раздражителем.
10. Условные рефлексы формируются в результате взаимосогласованной деятельности коры и подкорковых центров.



7. Вегетативные и соматические условные рефлексы - это виды условных рефлексов.8. Физиологическую основу поведения человека не составляют

Слайд 51. Условные рефлексы имеют постоянный характер (-).
2. Условные рефлексы образуются на

основе безусловных (+).
3. Для формирования условного рефлекса достаточно одноразового действия раздражителя (-).
4. Важным условием образования условных рефлексов - сначала появляется условный раздражитель, а затем безусловный(+).
5. Действие посторонних раздражителей, болезни не усложняют образования условных рефлексов (-).
6. Основой образования условных рефлексов является установление временных связей между нервными центрами анализаторов безусловного и условного раздражителя (+).
7. Вегетативные и соматические условные рефлексы - это виды условных рефлексов (+).
8. Физиологическую основу поведения человека не составляют искусственные и натуральные рефлексы (-).
9. Безразличный раздражитель не может стать условным раздражителем (-).
10. Условные рефлексы формируются в результате взаимосогласованной деятельности коры и подкорковых центров (+).

1. Условные рефлексы имеют постоянный характер (-).2. Условные рефлексы образуются на основе безусловных (+).3. Для формирования условного

Слайд 6Оценивание
10 – 5
9,8 – 4
7,6 – 3
5… - 2

Оценивание 10 – 59,8 – 47,6 – 35… - 2

Слайд 7Что общего у этих организмов?

Что общего у этих организмов?

Слайд 8Тема: Особенности высшей нервной деятельности человека. Сознание – результат действия социальных

факторов в эволюции

18 сентября

Тема: Особенности высшей нервной деятельности человека. Сознание – результат действия социальных факторов в эволюции 18 сентября

Слайд 9Цель?

Цель?

Слайд 10Высшая нервная деятельность.
Познавательная деятельность мозга.

Высшая нервная деятельность. Познавательная деятельность мозга.

Слайд 11ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Ощущения
Мышление
Воображение
Восприятия
Представления
Память

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫОщущения МышлениеВоображениеВосприятияПредставленияПамять

Слайд 12Главное отличие человека от других существ:
Сознание
Владение речью
Способность к

трудовой деятельности
Общественная жизнь
Главное отличие человека от других существ: Сознание Владение речью Способность к трудовой деятельности Общественная жизнь

Слайд 13Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности.
Сознание

человека — способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком).
Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности.Сознание человека — способность отделения себя («я»)

Слайд 14Сознание –высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности.
Учение о

2-ой
сигнальной системе
создал И.П.Павлов
Сознание –высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности.Учение о 2-ой сигнальной системе создал И.П.Павлов

Слайд 17Виды и формы сознания

Виды и формы сознания

Слайд 18Виды и формы сознания

Виды и формы сознания

Слайд 19Виды и формы сознания

Виды и формы сознания

Слайд 20Виды и формы сознания

Виды и формы сознания

Слайд 21Виды и формы сознания

Виды и формы сознания

Слайд 22Мышление – это способность на основе известных знаний добывать новую информацию.


МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Абстрагирование

Мысленное разделение предметов
и явлений на части

Мысленное объединение частей
или свойств в целое

Сопоставление предметов и явлений,
нахождение сходства и различий между ними

Мысленное объединение предметов
и явлений по их общим признакам

Выделение одних признаков
и отвлечение от других

Мышление – это способность на основе известных знаний добывать новую информацию. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИАнализСинтез Сравнение Обобщение Абстрагирование Мысленное

Слайд 23Виды мышления
по форме
Наглядно-
действенное
Вид мышления,
опирающийся
на
непосредственное
восприятие
предметов

в
процессе действия
с ними

Наглядно-
образное
Вид мышления,
характеризующийся
опорой на
представления
и образы



Словесно-
логическое
Вид мышления,
осуществляемый
при помощи
логических
операций
с понятиями



Абстрактно-
логическое
Вид мышления,
основанный на
выделение
существенных
свойств предмета
и отвлечении от
других,
несущественных

Виды мышления по форме Наглядно-действенноеВид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действия с нимиНаглядно-образноеВид мышления,

Слайд 24Задание : И.П.Павлов выделил специально- человеческие типы высшей нервной деятельности: художественный,

мыслительный, средний. Какой тип сигнальной системы был принят за основу такого подразделения? Какие типы мышления по форме преобладают?
Задание : И.П.Павлов выделил специально- человеческие типы высшей нервной деятельности: художественный, мыслительный, средний. Какой тип сигнальной системы

Слайд 26Виды речи
Внешняя –
общение между
людьми при
помощи разговора
или технических средств
Внутренняя


направлена на себя

Устная: диалогическая и монологическая
Письменная
Аффективная («Ах!», «Ну, погоди!»)

Виды речиВнешняя –общение между людьми при помощи разговора или технических средствВнутренняя –направлена на себяУстная: диалогическая и монологическаяПисьменная

Слайд 27Упражнение «Выражение мысли другими словами». Ни одно из слов данного предложения

не должно употребляться в ваших предложениях. При этом не должен искажаться смысл высказывания.
Нынешнее лето будет очень теплым.
Упражнение «Выражение мысли другими словами». Ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в ваших предложениях.

Слайд 28Память – это сохранение в сознании прошлого опыта, делающее его с

помощью речи легко воспроизводимым в любой момент и возможным для повторного использования.

Основные процессы памяти
запоминание
2. сохранение
3. воспроизведение

Память – это сохранение в сознании прошлого опыта, делающее его с помощью речи легко воспроизводимым в любой

Слайд 29Свойствами(продуктивностью) памяти являются:
Объем –количество хранящейся информации
Быстрота запоминания
Точность запоминания
Прочность - длительность сохранения
Готовность

воспроизведения
Свойствами(продуктивностью) памяти являются: Объем –количество хранящейся информацииБыстрота запоминанияТочность запоминанияПрочность - длительность сохраненияГотовность воспроизведения

Слайд 31Вспомните знакомую с детства сценку: Мальвина дает урок арифметики озорному деревянному

мальчишке.
- У нас в кармане два яблока…Буратино хитро подмигнул:
- Врете, ни одного…
- Я говорю, - повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
-Два…
-Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, подумал.
-Два…
-Почему?
-Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка.

- Заслуживает ли он такой оценки?
- Каким мышлением обладал Буратино, а каким Мальвина?
Вспомните знакомую с детства сценку: Мальвина дает урок арифметики озорному деревянному мальчишке.- У нас в кармане два

Слайд 32Ответы: Человек -1.2,3,4,5 Млекопитающие животные -1,2,3
К названиям организмов(левый столбик) подберите формы(правый

столбик), в которых может проявляться их высшая нервная деятельность.

Ответы: Человек -1.2,3,4,5  Млекопитающие животные -1,2,3 К названиям организмов(левый столбик) подберите формы(правый столбик), в которых может

Слайд 33Выберите правильный ответ
1-в
2-в
3-г
4-а
5-б
УДАЧИ !

Выберите правильный ответ1-в2-в3-г4-а5-бУДАЧИ !

Слайд 34СПАСИБО ЗА УРОК !

СПАСИБО ЗА УРОК !

Слайд 35Речь
Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная

языком.
Функции речи:
Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми.
Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы.
Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.
РечьРечь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Функции речи:Речь - это наиболее

Слайд 36Виды речи
Внешняя
Общение между людьми при помощи разговора или технических устройств
Внутренняя
Направлена на

себя. Носит свернутый, сокращенный характер.

Письменная

Устная

Диалог

Монолог

Виды речиВнешняяОбщение между людьми при помощи разговора или технических устройствВнутренняяНаправлена на себя. Носит свернутый, сокращенный характер.Письменная УстнаяДиалогМонолог

Слайд 37Функции речи
В общении
В мышлении
Коммуникация
(общение)
Передача друг другу определенных сведений.
Экспрессия
Передача эмоционального отношения к

человеку.

Сигнализация
Через слово обозначается предмет, действие

Обобщение
Каждое слово уже обобщает и это позволяет реализовываться мышлению

Функции речиВ общенииВ мышленииКоммуникация(общение)Передача друг другу определенных сведений.ЭкспрессияПередача эмоционального отношения к человеку.СигнализацияЧерез слово обозначается предмет, действиеОбобщениеКаждое слово

Слайд 38Труд

Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которого созидается

вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.

В процессе эволюции у человека появились приспособления к труду, большой палец руки противопоставлен остальным.
ТрудТруд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которого созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для

Слайд 39Человек биосоциальное существо.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие

нормального развития человека, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.
Человек биосоциальное существо. Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, превращения в личность.

Слайд 40ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Слайд 41Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражении объективной

реальности в его сознании, а результатом – получении нового знания об окружающем мире.
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражении объективной реальности в его сознании, а результатом

Слайд 42Первым шагом познания
ОЩУЩЕНИЕ
Непосредственная реакция нервной системы на факт реальности (раздражение)
Например: мы

слышим пение соловья, т.е. звуковых волны разной длины раздражают нервные клетки уха, и сигналы от нейрона идет в мозг.
Первым шагом познанияОЩУЩЕНИЕНепосредственная реакция нервной системы на факт реальности (раздражение)Например: мы слышим пение соловья, т.е. звуковых волны

Слайд 43На второй ступени познания работает механизм
ВОСПРИЯТИЯ
Первичное целостный анализ нервных сигналов

в мозге. Если ощущение звука лишь хаотичное колебание, то ВОСПРИЯТИЕ укладывает хаос в мелодию.
На второй ступени познания работает механизм ВОСПРИЯТИЯПервичное целостный анализ нервных сигналов в мозге. Если ощущение звука лишь

Слайд 44Третий шаг можно считать
МЫШЛЕНИЕ
Чувственный или логический анализ факта. Здесь уже

мозг использует существующий опыт, включает операции сравнения, анализа, обобщения.
Третий шаг можно считать МЫШЛЕНИЕЧувственный или логический анализ факта. Здесь уже мозг использует существующий опыт, включает операции

Слайд 45Мыслительные операции:
Анализ
Синтез
Сравнение
Обобщение
Абстрагирование

Мыслительные операции: Анализ Синтез Сравнение Обобщение Абстрагирование

Слайд 46Виды мышления
ПО ФОРМЕ
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Абстрактно-логическое
ПО ХАРАКТЕРУ ЗАДАЧ
Теоретическое
Практическое
ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРГИНАЛЬНОСТИ
Репродуктивное
Творческое

Виды мышленияПО ФОРМЕНаглядно-действенноеНаглядно-образноеАбстрактно-логическоеПО ХАРАКТЕРУ ЗАДАЧТеоретическоеПрактическоеПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРГИНАЛЬНОСТИРепродуктивноеТворческое

Слайд 47ПАМЯТЬ
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта.

Без памяти не может происходить обучение, мышление, ни навык.

Основные процессы памяти

запоминание

сохранения

воспроизведения

ПАМЯТЬПамять – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Без памяти не может происходить обучение,

Слайд 48Виды памяти
долговременная
краткосрочная

Виды памятидолговременнаякраткосрочная

Слайд 49Виды памяти
механическая
логическая

Виды памятимеханическаялогическая

Слайд 50Виды памяти
зрительная
слуховая
моторная

Виды памятизрительнаяслуховаямоторная

Слайд 51Как запомнить много, быстро и надёжно
Очень важно сосредоточиться на том,

что Вы хотите выучить, и не отвлекаться
Пересказать другим людям то, что вы прочитали.
Не стоит при чтении шепотом проговаривать слова, либо мысленно произносить то, что читаете в данный момент.
Записывайте прочитанное
Самый важный для вас текст лучше прочитывать утром, когда мозг работает лучше всего, или днем, если вы тяжело просыпаетесь.
Повторять то, что было выучено. В первый раз всё обновить в памяти через 40 минут после заучивания. Повторить в этот же день, 2-3 раза. Затем, если не забудете, на следующий день одно или два повторения. А после, по одному повторению с интервалом в 7-10 дней.

Как запомнить много, быстро и надёжно  Очень важно сосредоточиться на том, что Вы хотите выучить, и

Слайд 52Каждому человеку свойственно воображение. Образы воображения закрепляются с помощью речи и

могут передаваться другим людям в виде художественных образов или научных предположений, которые потом будут проанализированы логическим мышлением и использованы в построении замыслов при создании новых вещей.

Воображение

Каждому человеку свойственно воображение. Образы воображения закрепляются с помощью речи и могут передаваться другим людям в виде

Слайд 53Различают активное и пассивное воображение.
Активное воображение позволяет человеку до начала

его работы представить себе то, что получится в результате. Эти образы позволяют довести изделие до необходимого уровня, будь то самоделка в руках ребенка или космический корабль в чертежах генерального конструктора.

От активного воображения следует отличать пассивное воображение, которое подменяет собой активные действия.
Различают активное и пассивное воображение. Активное воображение позволяет человеку до начала его работы представить себе то, что

Слайд 54Первая и вторая сигнальные системы и их взаимодействие
Условнорефлекторную деятельность коры больших

полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга.
1 сигнальная система - сигналы поступающие в мозг, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств (в результате чего возникают ощущения, восприятия, представления). Она имеется у человека и у животных.
2 сигнальная система – Слово. Есть только у человека.
Первая и вторая сигнальные системы и их взаимодействиеУсловнорефлекторную деятельность коры больших полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга.1

Слайд 55Первая и вторая сигнальные системы и их взаимодействие
Обе сигнальные системы находятся

в постоянном взаимодействии. Если сигналы второй сигнальной системы (слова) не имеют опоры в первой сигнальной системе (не отражают того, что было получено через нее), то они становятся непонятными. Так, слово на иностранном языке, которого мы не знаем, ничего нам не говорит, так как за этим словом нет для нас конкретного содержания.
Первая и вторая сигнальные системы и их взаимодействиеОбе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии. Если сигналы второй

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть