Слайд 1Организация научно-исследовательской работы учащихся
по биологии
в рамках НОУ
Иванова Татьяна Васильевна
учитель
биологии
высшей квалификационной категории
МОУ “Гимназия №22”
Центрального района г. Барнаула
Слайд 2Цель проекта – систематизировать и обобщить опыт НИР учащихся по биологии
в рамках НОУ гимназии №22 с целью использования его на практике другими школами.
Задачи проекта:
1. Выделить основные этапы НИР учащихся.
2. Систематизировать основные требования к оформлению научно-исследовательской работы.
3. Описать организацию работы секции “Биология и медицина” в рамках школьной научно-практической конференции гимназии № 22.
Слайд 3I. Основные этапы НИР (Егоров, 1999):
1.Выбор темы исследования.
- тема должна быть
интересной для ученика;
- тема должна быть актуальной;
- тема должна быть выполнимой для ученика.
2.Определение цели исследования.
3.Формулировка задач исследования в соответствии с целью (они охватывают конкретные этапы работы для достижения цели).
Слайд 44. Определение объекта и предмета исследования.
Объект - это процесс, совокупность связей
и отношений, которые существуют независимо от исследователя.
Предмет исследования - более конкретен и включает только те связи и отношения, которые выбраны исследователем для изучения в данной работе, то есть устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Именно предмет исследования определяет тему, его определяет сам исследователь.
Слайд 55.Выбор методов исследования.
Слайд 66. Знакомство с литературой.
1) Определение направления поиска в соответствии с темой:
- через библиотечные
каталоги, в том числе и электронные;
- через справочники и реферативные издания;
- через поисковые системы Интернет.
2) Создание банка данных с занесением источников на карточки или в компьютер.
7. Проведение практической части НИР.
- проведение эксперимента;
- анализ, систематизация, сопоставление имеющихся данных;
- выдвижение собственных гипотез, выводов.
8. Оформление научно-исследовательской работы.
Слайд 7II. Требования к оформлению научно-исследовательской работы.
Основные элементы структуры НИР:
Титульный лист
Оглавление
Введение
Основная часть
Заключение
Список
использованной литературы
Приложение
Слайд 8Во введении кратко обосновывается:
- актуальность выбранной темы;
- цель и содержание поставленных задач;
- формулируется объект
и предмет исследования;
- указывается избранный метод(методы);
- дается характеристика работы - относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов, обосновывается структура работы;
- приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.
Слайд 9Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа
избранного материала (при этом должна быть подчеркнута их самостоятельность, новизна, теоретическое и (или) практическое значение). При оценке экспертами работ учитывается и грамотность текста.
Слайд 10Объем работы до 15 страниц. Текст представляется на одной стороне белой
бумаги формата А4 через 1,5 интервала. Поля: слева от текста - 30 мм, справа - 15 мм, сверху и снизу - 20 мм (контуры полей не наносятся). Шрифт 12 пунктов. Для заголовков - по 23. Гарнитура шрифта - Times New Roman, Arial.
Слайд 11
III. Организация работы секции “Биология и медицина” в рамках школьной научно-практической
конференции гимназии № 22.
Требования к выступлению на научно-практической конференции.
В выступлении должно быть отражено:
- название темы (если выступление на районном и выше уровне и не была ведущим представлена работа и ее автор, то предварительно необходимо представиться -фамилия, имя, школа, класс);
- обоснована актуальность темы;
- показана разработанность проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
- обоснован выбор темы, показана практическая значимость и степень научной новизны проведенного исследования;
- определен объект и предмет изучения;
- сформулированы цели и задачи исследования;
- сформулированы выдвигаемые гипотезы(если есть); а названы методы исследования;
- представлены результаты исследования (это важнейшая часть выступления);
- указана сфера или возможная область применения полученных результатов.
Слайд 12Критерии оценки устных выступлений:
- Ясное изложение проблемы перед аудиторией - 1-5 баллов;
- Соблюдение
регламента - 1балл;
- Использование иллюстративного материала - 1-4 балла;
- Умение отвечать на вопросы - 1-5 баллов;
- Общая эрудированность и грамотность выступающего - 1-5 баллов.
Слайд 13Критерии оценки письменных работ:
- Соответствие тематике секции - 1балл;
- Обоснование актуальности выбранной темы
- 1-3 балла;
- Новизна и практическая значимость - 1-2 балла;
- Наличие цели и задачи - 1-2 балла;
- Выделение предмета, объекта, указание методов исследования - 1-3 балла;
- Соблюдение правил оформления работы (структура, ссылки, список литературы) 1-3 балла;
- Объем - 15 печатных страниц - 1-3 балла;
- Грамотность изложения - 1-3 балла;
- Исследовательский характер работы (наличие собственных наблюдений и выводов) - 1-5 баллов.
Слайд 14План работы секции “Биология и медицина” на научно-практической конференции:
Открытие конференции -
приветственное слово, выбор Совета Ученых-членов жюри секций (преподаватели ВУЗов и учителя);
Работа секции – выступление учащихся, работа жюри секции;
Закрытие конференции – подведение итогов, торжественное вручение грамот победителям, поздравления учащихся.