Слайд 1Тема: Слуховой анализатор.
Бояринцева С.В.
учитель биологии
2014г.
Слайд 2Цели урока:
Раскрыть понятие «слуховой анализатор», изучить принцип его действия.
Изучить анатомию
органов слуха человека.
Развить логическое мышление и умение анализировать информацию.
Закрепить изученный материал путем решения самостоятельных заданий.
Слайд 3Повторение изученного материала.
Расскажите о строении зрительного анализатора.
Слайд 4Повторение изученного материала.
Как уберечься от конъюнктивита?
Чем близорукий и дальнозоркий глаз отличается
от нормального?
В чем причина косоглазия?
Что такое бельмо и катаракта?
Объясните, что делать при ранении глаз, термических и химических ожогах.
Слайд 5Значение слуха.
Дает возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии.
С помощью слуха животные
обнаруживают добычу, спасаются от хищников, общаются.
У человека со слуховым анализатором связана членораздельная речь. Лишившиеся в раннем детстве слуха люди теряют способность произносить слова.
Слайд 6Строение органа слуха.
Слуховой анализатор состоит из трех частей: слухового рецептора, слухового
нерва и слуховой зоны коры больших полушарий головного мозга, где происходят анализ и оценка звуковых раздражений.
Слайд 8Строение органа слуха.
В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо.
Наружное
ухо:
1 – ушная раковина;
2 – слуховой проход;
3 – барабанная перепонка.
1
2
3
Слайд 9Функции наружного уха.
Направление ушной раковиной звуковых колебаний в слуховой проход и
превращение колебаний звуковой волны в механические колебания барабанной перепонки.
Слайд 10Функции наружного уха.
В глубине слухового прохода имеются волосы и кожные железы,
выделяющие липкое желтое вещество, называемое ушной серой. Она задерживает пыль и уничтожает микроорганизмы.
Слайд 11Строение органа слуха.
Среднее ухо:
1 – полость среднего уха;
2 – слуховая труба;
3
– слуховые косточки:
А – молоточек;
Б – наковальня;
В – стремечко.
1
2
А
Б
В
Запомните, стремя – это самая маленькая кость в организме человека!
Слайд 12Функции среднего уха.
Система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивает силу
воздействия колебаний барабанной перепонки.
Полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки. При глотании вход в слуховую трубу открывается, и давление воздуха в среднем ухе становится равным атмосферному. Благодаря этому барабанная перепонка не выгибается в ту сторону, где давление меньше.
Слайд 13Строение органа слуха.
Внутреннее ухо:
Улитка;
Слуховой нерв.
Слайд 14Внутреннее ухо.
Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей
и канальцев, расположенных в глубине височной кости. Внутри этого лабиринта, как в футляре, находится перепончатый лабиринт. В нем имеется два разных органа: орган слуха и вестибулярный аппарат. Все полости лабиринта заполнены жидкостью.
Слайд 15Вывод:
Аппарат, улавливающий звук – наружное ухо;
Аппарат, передающий звук – среднее ухо;
Аппарат,
воспринимающий звук – внутреннее ухо.
Слайд 16Механизм восприятия звука.
Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызывают механические колебания барабанной
перепонки. С помощью слуховых косточек оно передается перепонке овального окна, а через нее — жидкости внутреннего уха.
Слайд 17Механизм восприятия звука.
Эти колебания вызывают раздражение рецепторов спирального органа, возникающие возбуждения
поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируются в слуховые ощущения.
Слайд 18Как определяется источник звука.
Уши расположены на расстоянии 15 см одно от
другого, поэтому звук доходит до них не одновременно. Эта разница позволяет нам определить источник звука. А также воспринимать звуковые источники из разных участков пространства. Такое звучание называется объемным или стереофоническим.
Слайд 19Задание.
Самостоятельно изучить текст «Гигиена органов слуха».
Ответить на вопросы:
Какие заболевания органов слуха
вам известны?
Сформулируйте правила гигиены органов слуха.
Слайд 20Закрепление:
1. Орган, отвечающий за работу слухового анализатора:
а) глаз
б) ухо
в)
нос
г) язык
Слайд 21Закрепление:
2. Рецепторы слухового анализатора расположены
а) во внутреннем ухе
б) в среднем
ухе
в) на барабанной перепонке
г) в ушной раковине
Слайд 22Закрепление:
3. Молоточек находится в:
а) среднем ухе
б) наружном ухе
в) внутреннем
ухе
г) в головном мозге
Слайд 23Закрепление:
4. Часть головного мозга, отвечающая за слух:
а) лобная доля
б) затылочная
часть
в) мозжечок
г) височные доли
Слайд 24Закрепление:
5. В ухе находится:
а) самый длинный нерв
б) самая большая кость
в)
самая маленькая кость
г) самая крупная мышца
Слайд 25Закрепление:
6. Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам
органа слуха:
а) наружное ухо
б) перепонка овального окна
в) слуховые косточки
г) барабанная перепонка
д) жидкость в улитке
е) слуховые рецепторы
Слайд 26«Да» или «Нет»?
От формы ушной раковины напрямую зависит качество слуха.
Если человек
родился слышащим, оглохнуть он не может.
Лечением проблем слуха занимается врач офтальмолог.
Лучшее средство для чистки ушей – гигиеническая ватная палочка.
Барабанная перепонка находится во внутреннем ухе.
Слайд 27Интересно знать, что…
У птиц уже сформированы некоторые элементы среднего уха: небольшая
полость, напоминающая барабанную у человека, и единственная слуховая косточка, называемая колумеллой.
У некоторых насекомых и рыб слуховые нервные клетки находятся на поверхности тела («слуховая линия» вдоль хребта).
Слайд 28Интересно знать, что…
Кошачьи ушки всё время бодрствуют и поворачиваются
в разные стороны на 180°, независимо друг от друга, даже если их хозяин, на первый взгляд спит.
Голубь способен уловить звук частотой в 0,1 герца.
Комары воспринимают звучание окружающего мира с помощью особых антенн расположенных на голове.
Слайд 29Интересно знать, что…
Муравьи не слышат человека! У них восприятие звуков находится
далеко за пределами частот воспринимаемыми человеком – в ультразвуковом диапазоне.
Слайд 30Домашнее задание.
§51, отв. на вопр.
Рис. 106 зарисовать.
Заполните таблицу.