Слайд 1Урок - ролевая игра
(Эпиграф: «Без осанки конь – корова»)
Цель урока: повторить
понятия по теме “Опорно-двигательная система”, профилактика травматизма и физиологических нарушений скелета.
Слайд 2Задачи урока:
1. Образовательные: называть части опорно-двигательной системы, основные отделы скелета и
группы мышц.
2. Развивающие: раскрывать состав и свойства костей, значение ОДС, влияние физического труда и спорта на её формирование, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры профилактики нарушения осанки и плоскостопия, характеризовать строение костей, типы их соединения, работу мышц.
3. Воспитывающие: развивать стремление к здоровому образу жизни
Слайд 5I конкурс: «На приёме»
по организму пациента показать и назвать не
менее 5 костей и 3 мышцы,
назвать, как соединяются
кости скелета, какую первую доврачебную помощь
можно оказать пострадавшему при переломе, вывихе, ушибе или растяжении связок данной кости.
Какую работу выполняют мышцы,
с помощью каких физических упражнений (статических или динамических) можно их развивать.
Слайд 6Лабораторный практикум:
Методика определения гибкости позвоночника: согнувшись в пояснице, постараться достать кончиками
пальцев пол. Если удастся – позвоночник гибкий, а если нет, то недостаточно гибкий.
Методика выявления нарушения осанки: И.П. встать возле стены, попробовать просунуть между стеной и поясницей кулак. Если приём удался, то есть нарушение осанки. В норме между поясницей и стеной должна проходить ладонь.
Методика определения наличия плоскостопия: на следе ноги измерить ширину самой широкой плюсневой части (А) и средней части ноги (а), разделить полученные цифры и умножить на 100%. Если результат не превысит 33%, стопа нормальная, а если превысит, имеется плоскостопие.
Слайд 7II КОНКУРС “ЗНАТОКИ АНАТОМИИ”
1. Функции скелета. . .
2. Скелет головы.
. .
3. Скелет головы состоит из двух частей.
4. Отделы скелета туловища. . .
5. Позвонки состоят из. . .
6. Грудная клетка образована из … пар рёбер
7. Соседние позвонки отделены друг от друга…
8. Плечевой пояс образуют. . .
9. Три отдела скелета верхней конечности. ..
10. Три отдела кисти. . .
11. Три отдела нижней конечности. . .
12. Плотная, сросшаяся с костью оболочка. . .
13. Полости трубчатых костей заполнены. . .
14. Виды соединения костей. . .
15. Подвижное соединение костей. . .
16. Кости бывают. . .
17. Мышцы прикрепляются к костям с помощью. . .
18. Органические вещества придают кости. .
19. Неорганические вещества придают кости. .
20. Мышцы противоположного действия.
21. Мышцы, действующие в одном направлении. . .
22. Понижение двигательной активности.
23. Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется. . .
24. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, называется. . .
25. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. . .
26. Болезненные изменения стопы. . .
27. Полное или частичное нарушение целостности кости. . .
Слайд 8III. КОНКУРС “КТО БЫСТРЕЕ”
Отделы позвоночника в таблице расположены беспорядочно. Вы должны
в первой колонке указать порядок расположения указанных отделов позвоночника, во второй колонке надо указать число позвонков в отделе. В третьей колонке надо отметить подвижность отдела (п - подвижный, м - малоподвижный, н - неподвижный) .
Слайд 10Заполните таблицу, поставив в нужных местах крестик
Слайд 12А – 2, 3, 6
Б – 8, 10
В – 1
Г –
3
Д – 4, 5, 12
Е – 9
Ж – 11, 7
Слайд 13V. КОНКУРС “911”
1. Пациент Н. после падения с велосипеда стал жаловаться
на боль в левом плечевом суставе. Больной может поднять левую руку, но боль, покраснение и опухоль свидетельствуют о травме.
Ваш диагноз:
а) ушиб и вывих плечевого сустава;
б) растяжение связок и, возможно, ушиб;
в) перелом плечевой кости и, возможно, ушиб плечевого сустава;
Слайд 14“911”
2. В многодневном туристическом походе в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный
сустав быстро распухает и острая боль не позволяет наступить на больную ногу. Укажите меры первой помощи.
3. Как оказать первую помощь пострадавшему
с закрытым переломом ребра?
“911”
4. В медицинский пункт “Скорой помощи” доставили пострадавшего с болью в локтевом суставе. Локтевой сустав у него имел непривычные контуры, рука несколько укорочена, каждое движение усиливало боль. Вам поручили определить вид повреждения и оказать первую помощь.
“911”
5. С помощью сподручных материалов оказать доврачебную помощь пострадавшему с переломом голени.
“911”
6. С помощью сподручных материалов оказать доврачебную помощь пострадавшему с переломом руки в предплечье.
Слайд 18
7. Оказать доврачебную помощь пострадавшему с растяжением голеностопного сустава. “911”
Слайд 19 “911”
8. Оказать первую доврачебную помощь при
повреждении позвоночника.
Слайд 20
1
VI конкурс «Подумай»
1. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость –
сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
Слайд 21
2.Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост
уменьшается. Объясните это явление.
Слайд 22
3. У молодого петуха удалили бедренную кость, оставив только надкостницу. Через
некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
Слайд 23
4. Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?
Слайд 245. При раскопках в кургане был найден скелет. Как определить по
костям скелета пол человека?
Слайд 256. Почему близорукие люди часто страдают таким нарушением осанки, как сутулость?
Слайд 267. Учащимся школьного возраста рекомендуют носить обувь по ноге на небольшом
каблуке. Однако многие учащиеся носят узкую, спортивную обувь и обувь на высоком каблуке. Почему такая обувь не рекомендуется для постоянного ношения?
Слайд 278.Как называются видоизменённые клетки мышечной ткани?
Слайд 28Составление фрагмента карты здорового образа жизни человека.
Расчёт индекса массы тела (ИМТ):
ИМТ
= вес (в кг): рост в метрах в квадрате
Слайд 29
Интерактивное обучение: живой диалог детей и учителя, связь с компьютером.
Слайд 30
Итоговые результаты урока:
Направление на остеомиологический симпозиум
получает …, представлявшая родной ФАП.
Качество
знаний – 75% (продвинутое);
Уровень обученности- 57% (высокий);
Средний балл – 3,75 (допустимый).
Работу выполнила учитель высшей категории
МОУ Озъягской СОШ Гевейлер Валентина Владимировна.