Слайд 1Моделирование учебных ситуаций на уроках биологии с помощью технологий развития критического
мышления
Для учащихся 8 класса
Подготовила: Васильева Лариса Владимировна учитель 1 кв. категории МБОУ « Цолгинская СОШ им. Р. Номтоева» Мухоршибирский район Республика Бурятия
Слайд 28 класс тема: « Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».
Цели урока:
Образовательная: в результате урока
учащиеся обобщают знания о:
• строении и функциях органов пищеварительной системы;
• гигиенических требованиях к составу пищи;
• мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний;
• влиянии курения, алкоголя на функции пищеварительной системы.
Развивающая: ученики продолжают развивать умения:
• распознавать органы пищеварительной системы на рисунках;
• анализировать, обобщать и обосновывать полученную информацию о гигиенических правилах и профилактике желудочно-кишечных заболеваний;
• оказывать первую доврачебную помощь при пищевых отравлениях и желудочно-кишечных заболеваниях;
• соблюдать правила личной гигиены питания и зубной полости рта.
Воспитательная:
• учащиеся убеждаются в необходимости соблюдения мер по предупреждению кишечных и глистных заболеваний, правил хранения продуктов и приготовления пищи;
• осознают вредное воздействие алкоголя, курения на пищеварение;
• воспитание любви к урокам биологии.
Методы обучения:репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Слайд 3Работать будем по плану:
1 – проверим, как вы усвоили предыдущую тему,
2
– познакомимся с новым,
3 – закрепим, что узнали.
Слайд 4Формативное оценивание (взаимооценивание групп)
конкурс «Да- нет»
Вам даны высказывания о пищеварительной
системе, если вы согласны с высказыванием, то пишете цифру 1, если не согласны -0.
1. Сыр, мясо, молоко- это питательные вещества.
2. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функции.
3. Глотка является частью пищеварительного тракта.
4. В состав эмали зуба входят соли кальция
5. У каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.
6. В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию, обеззараживанию
7. Переход питательных веществ и воды в кровь и лимфу, т. е. всасывательная функция, выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала.
8. Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок.
9. Аппендикс- это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит.
10. В глотке пищеварительный путь совмещается с дыхательным путем.
Правильные ответы: 0111011001
Слайд 5
Эпиграф нашего урока будет высказывание И.И.Мечникова: «Болезни легче предупреждать, …чем их
лечить».
А как вы понимаете это высказывание? /ответы уч-ся/
А какие проблемы мы должны решить в ходе урока? /ответы/
Слайд 6Создание проблемных ситуаций:
Ситуация 1.
Учитель. Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, то
есть информацию на упаковке пищевых продуктов.
Для чего?
-Нужно убедиться в том, что срок хранения данного продукта не истек (ребята должны практически, используя различные упаковки, показать маркировку и определить, не испорчен ли данный продукт).
Учитель. Если же не посмотрели и употребили несвежий продукт. К чему это может привести?
-Употребление несвежих продуктов может привести к пищевому отравлению.
Учитель. Что же делать, если все же отравились?
-. Вызвать рвоту. Для этого необходимо выпить несколько стаканов теплой воды и ложкой или другим удобным предметом раздражать корень языка.
Учитель. Спасибо за информацию.
Слайд 7
Ситуация 2.
Учитель. Почему не всякую пищу надо есть сырой (например, мясо, рыбу)?
-В
сырой рыбе могут быть личинки глистов. А в сыром мясе личинки бычьего цепня сохраняются живыми и, съев такое мясо можно заразиться.
Учитель. В чем вред бычьего цепня?
-. Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства, и развивается малокровие.
Учитель. Как избежать заражения?
-Нужно употреблять в пищу хорошо проваренные или прожаренные мясо и рыбу.
Учитель. Спасибо.
Слайд 8Ситуация 3.
Учитель. К чему приводит пренебрегание элементарными гигиеническими правилами?
-С немытыми овощами, фруктами,
через грязные руки в пищеварительный канал могут попасть болезнетворные микробы и вызвать такие заболевания, как дизентерия, брюшной тиф, холера. Яды, выделяемые возбудителями этих болезней, отравляют организм. Также в организм могут попасть яйца глист, что приводит к кишечным расстройствам и головным болям.
Учитель. Что делать в данной ситуации? Как этого избежать?
- нужно мыть перед едой руки, есть чисто вымытые овощи и фрукты.
-Готовить в чистой посуде и есть из чистой посуды.
Учитель. Что делать, если заражение все-таки произошло?
-Дизентерия, брюшной тиф очень заразны. Поэтому заболевших людей нужно сразу отправить в больницу и в их квартирах произвести дезинфекцию.
Учитель. Спасибо.
Слайд 10Работа талантливых и одаренных ( задание было дано на дом)
1.Составить правила
правильного питания
Вредно съедать за один раз много пищи.
Необходимо принимать пищу в одни и те же часы.
Большая часть пищи должна употребляться в вареном или жареном виде.
За обедом полезно съедать сначала салат и суп.
Необходимо тщательно пережевывать пищу.
Во время еды вредно разговаривать и читать.
Чрезмерное заполнение желудка ухудшает пищеварение, пища не переваривается.
(повесить на доске и запомнить)
Слайд 112. Перед вами лежат продукты (на столе консервная банка, яблоко, стакан воды
и куриное яйцо или картинки). Как вы думаете, что их объединяет?
1) Консервная банка.
Следует проявлять осторожность с консервированными продуктами, т.к. в них могут содержаться бактерии ботулизма. На что обращаем внимание при выборе консервов? (Срок годности, нет ли вздутия.)
2) Яйцо.
Может стать причиной сальмонеллеза и брюшного тифа. Заражение происходит чаще в летнее – осеннее время через зараженные продукты (яйца, мясо, молоко). Что делать? (Варить, жарить, мыть руки.)
3) Стакан воды.
Да, это просто вода. Но в ней может содержаться холерный вибрион – возбудитель холеры! Он долго сохраняется в воде, но быстро гибнет при нагревании и обеззараживании. Как поступим? (Кипятить воду, не пить воду из водоемов, не купаться в запрещенных местах.)
4) Грязное яблоко.
Оно, конечно, не отравленное, как в сказке о мертвой царевне, но может вызвать неприятное заболевание – дизентерию. Ее еще называют “болезнью грязных рук”. Что делать? (Мыть фрукты, посуду, руки.)
Слайд 12III.Закрепление материала
Тестирование
Взаимооценивание
Слайд 13IV. Рефлексия
Урок заканчивается и мне хотелось бы взять у Вас интервью.
Ответьте на любое незаконченное предложение.
Сегодня я почувствовал(а), что …
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Я почувствовал, что …
Меня удивило, что …
Я приобрел …
Слайд 14V. Домашнее задание:
Учитель комментирует задание, а учащиеся записывают в дневник: изучить
параграф учебника 43, ответить на вопросы к параграфу , творческие задания по выбору учащихся: выпустить сан.бюллетень о кишечных инфекциях и их профилактике, придумать сказку о роли пищеварения в жизни человека.
Слайд 15VI. Итог урока
Как говорил один мудрец: “Все в твоих руках!” Ваше здоровье,
дети, в ваших руках. Будьте здоровы!