Слайд 1Метод проектов как образовательная технология
Автор: Жидова Светлана Федоровна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ
№2 п.г.т. Суходол СП «Поиск»
Слайд 2Метод проектов
Возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США
Основоположники:
Джон Дьюи и Уильям Херд Килпатрик
Называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления
Слайд 3Из книги Д. Дьюи «Школа и общество»:
«С точки зрения ребенка самый
большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе»
Слайд 4Метод проектов в России
В 1905 году под руководством С.Т.Шацкого организована небольшая
группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания
Принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность проектов, меньше внимания уделялось учебным проектам
В 1931 году постановлением ЦК ВКП/б метод проектов был осужден
Слайд 5Метод проектов
"проект" (лат. рrojectus) - «брошенный вперед», "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся
в глаза"
в широком смысле - любая деятельность, представленная как комплекс отдельных шагов
в узком смысле - "планирование от цели принципиально новой для организации деятельности, ограниченной по срокам и ресурсам"
Слайд 6С 1965 года существует некоммерческая профессиональная организация - Международная ассоциация управления
проектами.
Цель: содействие в развитии, широком распространении и практическом применении методов и средств управления проектами. В IPMA сегодня входят 34 страны, в том числе и Россия, которую представляет национальная ассоциация управления проектами СОВНЕТ
Слайд 7Проект
специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися на основе субъективного целеполагания
комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования и его представления в рамках устной или письменной презентации
Слайд 8Проект
специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению
личностно значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта
Метод проектов
технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося
Слайд 9Суть метода проекта
Личная заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны
пригодиться в жизни.
Решение реальной значимой проблемы.
Самостоятельное и в совместных усилиях получение реального и ощутимого результата.
Развитие рефлекторного мышления
Слайд 10
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо
и где и как я могу эти знания применить»
Слайд 111. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания,
исследовательского поиска для ее решения
Требования к использованию метода проектов
Слайд 122. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
Требования к использованию метода проектов
Слайд 133. Самостоятельная
(индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся
Требования к использованию метода проектов
Слайд 144. Структурирование
содержательной части проекта
(с указанием поэтапных результатов)
Требования к использованию
метода проектов
Слайд 155. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий
Требования к использованию метода
проектов
Слайд 16Выбор тематики проектов
Формулирование темы специалистами органов образования
Выдвижение темы педагогом с учетом
учебной ситуации на уроке теоретического и производственного обучения.
Тема предлагается обучающимися, ориентирована на их интересы
Слайд 17Тематика проектов
Теоретический вопрос учебной программы с целью углубления знаний
Вопросы, актуальные для
практической жизни
Слайд 18Преимущества метода проекта
Системное закрепление знаний по предметам, интеграция различных дисциплин, развитие
интереса к обучению и профессии
Развитие когнитивных (знаниевых) умений, выбор правильной стратегии для решения конкретной задачи
Развитие социальных и физических умений: работа с инструментами и техникой, исследование ситуации, испытание изделия, критическое обсуждение, работа в команде
Развитие уверенности в своих силах
Слайд 19Типология проектов по типу продукта (результата)
технологические
исследовательские
продуктивные
сетевые
сервисные
комплексные
Слайд 20Типология проектов в зависимости от количества учебных предметов
- внутрипредметные
- межпредметные
- надпредметные
Слайд 21Типология проектов
по продолжительности выполнения
краткосрочные
среднесрочные
долгосрочные
Слайд 22Типология проектов
по количеству участников
индивидуальные
парные
групповые
Слайд 23Типология проектов
по характеру координации проекта
непосредственные
скрытые
Слайд 24Типология проектов
по характеру контактов
внутренние
региональные
международные
Слайд 25ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Поисковый:
определение тематического поля и темы проекта
поиск и
анализ проблемы
постановка цели проекта
Слайд 26ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
2. Аналитический:
анализ имеющейся информации,
поиск информационных лакун,
сбор и изучение
информации,
поиск оптимального способа достижения цели проекта,
построение алгоритма деятельности
Слайд 27ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
3. Практический:
выполнение запланированных технологических операций,
текущий контроль качества,
внесение (при
необходимости) изменений в конструкцию и технологию
Слайд 28ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
4. Презентационный:
подготовка презентационных материалов,
презентация проекта,
изучение возможностей использования результатов
проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация )
Слайд 29ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
5. Контрольный:
анализ результатов выполнения проекта
оценка качества выполнения проекта