Презентация, доклад мастер-класса приемы смыслового чтения

Содержание

 Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы личностные результаты: мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная

Слайд 1Мастер-класс
Лисунова Н.Л.
Учитель биологии и химии
МБОУ СОШ №3 г.Назарово
Приёмы развития смыслового

чтения
Мастер-классЛисунова Н.Л.Учитель биологии и химии МБОУ СОШ №3 г.НазаровоПриёмы развития смыслового чтения

Слайд 2 Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы
личностные результаты: мотивация

чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

 Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы личностные результаты: мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе

Слайд 5Работу с текстом делят на три этапа:

Предтекстовый этап
ознакомление с

единицами, которые могут вызвать затруднение, к которым нужно привлечь внимание, а также прогнозирование содержания текста

2. Текстовый этап
чтение текста и работу над материалом

Послетекстовый этап
выявление основных элементов содержания текста (контроль понимания прчитанного)

Работу с текстом делят на три этапа: Предтекстовый этап ознакомление с единицами, которые могут вызвать затруднение, к

Слайд 6ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
формируется или уточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы, для

чего, зачем читать.
Читать текст можно с самыми различными целями, например:
чтобы ознакомиться с информацией, узнать, о чем говорится; извлечь из текста основную информацию;
критически осмыслить, оценить изложенную в тексте информацию и т. п.
Этап планирования деятельности зависит не только от целевой установки, но и от объема текста, времени, отведенного на работу с текстом.
ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАПформируется или уточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы, для чего, зачем читать. Читать текст можно

Слайд 7Приемы предтекстового этапа
Прием Мозговой штурм
Прием Глоссарий
Прием Ориентиры предвосхищения
Прием Рассеченные вопросы
Прием Предваряющие

вопросы
Приемы предтекстового этапаПрием Мозговой штурмПрием ГлоссарийПрием Ориентиры предвосхищенияПрием Рассеченные вопросыПрием Предваряющие вопросы

Слайд 8Прием Мозговой штурм
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме

текста
Например:
Определите, какой частью речи являются выделенные слова, от каких слов они образованы?
Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте
Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте



Прием Мозговой штурмЦель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текстаНапример:Определите, какой частью речи являются выделенные

Слайд 9Прием Глоссарий
Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста
Пример: тема «Цветок,

его строение и значение» Задание: Быстро просмотрите текст. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом:









Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовый этап) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.





Прием Глоссарий Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текстаПример: тема «Цветок, его строение и значение» Задание:

Слайд 10Прием Ориентиры предвосхищения
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме

текста
Пример: Тема: «Цветок.6 класс»
Задание 1. : Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны






2.    

  Отметьте их ещё раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовый этап)
Прием Ориентиры предвосхищения Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текстаПример: Тема: «Цветок.6 класс»Задание 1.

Слайд 11Прием Рассеченные вопросы
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа

его заглавия.
Пример:
Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?



Прием Рассеченные вопросы Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.Пример:Прочитайте заглавие текста и

Слайд 12Прием Предваряющие вопросы
Цель: актуализация имеющихся знаний по теме текста.
Пример:
Задание: Просмотрите текст

быстро.    
 Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

Ответьте на предтекстовые вопросы.

Прием Предваряющие вопросы Цель: актуализация имеющихся знаний по теме текста.Пример: Задание: Просмотрите текст быстро.     Ответьте на вопрос, заданный

Слайд 13На ТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций

структуры и материала текста.

ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП

На ТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и материала текста.ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП

Слайд 14
Прием «Свёртывание текста»
1. Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие

информацию.

2. Расположите предложения абзаца по степени важности информации.

3. Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации.

Прием «Свёртывание текста» 1. Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию.2. Расположите предложения абзаца по

Слайд 15
Прием «Реконструкция текста»:
1. Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.

2.

Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой.

3. Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.

Прием «Реконструкция текста»: 1. Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.2. Расположите разрозненные предложения в соответствии

Слайд 16Прием «Чтение с вопросами»
Цель: научить вдумчиво читать текст, задавая вопросы и отвечая

на них.
Варианты :
1.    Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них.

2. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них.
3. Прочитайте текст. Составьте вопросы, которые вы зададите товарищам (по парте, из класса, другой группы)


Прием «Чтение с вопросами»Цель: научить вдумчиво читать текст, задавая вопросы и отвечая на них.Варианты :1.    Прочитайте первый абзац и

Слайд 17Приемы текстового этапа
перекодирование информации –перенос информации из одной формы её представления

в другую,
составление списка –перечисление объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией
множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
конспектирование/составление кратких записей –развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)

Приемы текстового этапаперекодирование информации –перенос информации из одной формы её представления в другую, составление списка –перечисление объектов

Слайд 18Приемы текстового этапа
Прием «Дополни определение».
Прием «Установите соответствие».
Прием «Составь

задание».
Прием «Задай вопрос».
Прием «Верные и неверные утверждения».
Приемы текстового этапаПрием «Дополни определение». Прием «Установите соответствие». Прием «Составь задание». Прием «Задай вопрос». Прием «Верные и

Слайд 19На послетекстовом этапе приёмы
направлены на выявление основных элементов содержания

текста.

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП

На послетекстовом этапе приёмы направлены на выявление основных элементов содержания текста.ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП

Слайд 20
Упражнения на составление характеристики персонажей:

1. Выделите авторские характеристики.


2. Ответьте на вопросы

к фрагментам текста.


4. Прокомментируйте авторскую характеристику героев.


3. Поставьте вопросы к фрагментам текста.


5. Дайте свою характеристику героям.

Упражнения на составление характеристики персонажей:1. Выделите авторские характеристики.2. Ответьте на вопросы к фрагментам текста.4. Прокомментируйте авторскую характеристику

Слайд 21
Упражнения на выявление темы текста:

1. Выявите слова, выражающие тему в абзаце,

в связке абзацев, в тексте.


2. Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему.


3. Сформулируйте тему самостоятельно.

Упражнения на выявление темы текста:1. Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте.2. Найдите

Слайд 22Приемы Послетекстового этапа
Идея (Самая важная мысль Самая спорная мысль, идея, которую хотелось бы

попробовать на практике )
•​  Кластер.
•​  Сочинение (мини-сочинение по пяти ключевым словам)
•​  Художественные формы письменной рефлексии - синквейны  

Приемы Послетекстового этапаИдея (Самая важная мысль Самая спорная мысль, идея, которую хотелось бы попробовать на практике )•​  Кластер.•​  Сочинение (мини-сочинение по пяти

Слайд 23Дискуссия с самим собой
Сформулируйте (предложите) проблемный вопрос по изучаемой теме.  В

предложенных текстах выявите позиции авторов по этому вопросу; заполните таблицу. С мнением кого из них Вы согласны. Обоснуйте.

 
Дискуссия с самим собой Сформулируйте (предложите) проблемный вопрос по изучаемой теме.  В предложенных текстах выявите позиции авторов

Слайд 24Вопросы? Вопросы!
Обучающимся предлагается составить наибольшее количество общих и частных вопросов по

тексту. 
Вопросы? Вопросы! Обучающимся предлагается составить наибольшее количество общих и частных вопросов по тексту. 

Слайд 25Литература
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Стратегии смыслового чтения в 5

– 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. 
https://www.metod-kopilka.ru/metodicheskie-priemi-razvitiya-smislovogo-chteniya-

Литература Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образованияСтратегии смыслового чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть