Слайд 1Контрольно обобщающий урок по теме «Основы экологии»
Учитель биологии МКОУ СОШ №
4 с. Киевка
Буланова И. И.
Слайд 2Цитата урока: А.Дистервег
«Можно знания человеку предложить, подсказать, но овладеть ими
он должен путем собственной деятельности…»
Экологические знания открывают жизненно важные стороны действительности, содействуют изменению нашей культуры, нашего образа жизни.
Владея экологическим знанием, человек заново открывает окружающий мир, начинает понимать значение многих, ранее казавшихся второстепенными, связей и отношений к природе.
Слайд 3«Определите принадлежность признака к определённому экологическому фактору»:
Экологические факторы:
1.Температура
2. Ель в лесу
3.
Влажность
4. Солёность
5. Распашка земель
6. Свет
7. Белка в лесу
8. Аскарида в организме
9. Загрязнения от выбросов заводов
10.Клещи в гнезде птиц
11.Выхлопные газы автомобиля
Слайд 4Задание. Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела) и
хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела).
Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь.
Слайд 5
Задание: изучите график «Зависимость численности Божьей коровки от t 0C окружающей
среды» и определите: зону стресса, зону оптимума, диапазон устойчивости, нижний и верхний предел.
Слайд 6БЛОК 1 «Термины»
Структура биогеоценоза (экосистемы)
+ =
Атмосфера Почва
Растения Животные
(фитоценоз) (зооценоз)
микроорганизмы
(микробоценоз)
Биоценоз
Слайд 7Основные показатели биоценоза
Слайд 8БЛОК 2
1. Видовой состав разнообразный.
2. Способны к саморегуляции.
3. Не способны к
саморегуляции.
4. Состоят из небольшого числа видов.
5. Все поглощенные растениями элементы питания со временем возвращаются в почву.
6. Значительная часть элементов питания изымается из почвы. Для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения.
7. Единственным источником энергии является солнечный свет.
8. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор.
9. Цепи питания короткие.
10. Устойчивая природная система.
Биогеоценоз 1 2 5 7 8 10
Агроценоз 3 4 6 9
Слайд 9 Типы взаимоотношений
живых существ
+ + взаимополезные
- -
взаимовредные
+ -
полезновредные
+ 0
полезно-нейтральные
Протокооперация
Симбиоз
Мутуализм
Комменсализм
Паразитизм
Хищничество
Конкуренция
Нахлебничество
Сотрапезничество
Квартиранство
Межвидовая
Внутривидовая
Слайд 13Задание . Соотнесите живых организмов по типу их питания с определенной
группой
Тополь
Одуванчик
Подснежник
Полевка
Белка
Лось
Лисица
Рысь
Дождевой червь
Бактерии
Слайд 14Проверь себя!
Тополь
Одуванчик
Подснежник
Полевка
Белка
Лось
Лисица
Рысь
Дождевой червь
Бактерии
Слайд 15Задание 1.Составьте цепи питания
заяц
лиса
осина
дрозд
листва
Дождевой червь
ястреб
Слайд 16Проверь себя!
заяц
лиса
осина
ястреб
дрозд
листва
Дождевой червь
Слайд 17Блок 4
1 группа Организмы:
Мыши, Водоросли, Личинки падальных мух, Окунь,
Клевер, Уж, Мальки рыб, Кошки, Шмели, Лягушка, Мертвое животное, Чайка
2 группа Организмы:
Еж, Плотва, Дождевой червь, Водоросли, Кузнечик, Лисица, Землеройка, Цапля, Лягушка, Окунь, Листовой опад, Трава
3 группаРомашка, Стриж, Щука, Ястреб, Гусеница, Навоз, Стрекоза, Рачки, Жаба, Водоросли, Уж, Жук-навозник, Еж, Карась
Слайд 18Виды смены биогеоценоза
Постепенные
Скачкообразные
(сукцессии) («катастрофические»)
Изменение среды самими организмами.
Смена климата.
В процессе эволюции.
Природные катастрофы.
Антропогенный фактор.
Слайд 19БЛОК 5. Решение экологической задачи.
Пищевая цепь: фитопланктон → зоопланктон →
мелкие рыбы → хищные рыбы → выдра.
Сколько потребуется фитопланктона для построения 1 кг тела выдры. ( 3 балла)
Фермер собрал урожай зерна. Через месяц у него в амбаре сильно расплодились мыши, и он решил истребить их, посадив в амбар кошку. Фермер дважды взвешивал кошку: перед посадкой в амбар она весила 3600 грамм, а после недельной охоты за мышами кошка весила уже 3705 грамм. После чего фермер произвел расчёт и узнал, сколько примерно кошка съела мышей, и сколько эти мыши успели съесть зерна. Воспроизведите ход решения этой задачи. Будем считать, что мыши выросли на зерне этого амбара и масса одной мыши 15 грамм.
Дана пищевая цепь: злаки → кузнечики → лягушки → змеи → орел.
Используя правило экологической пирамиды, постройте пирамиду биомасс, исходя из того, что за период развития орла его масса составила 5 кг. ( 3 балла)
Слайд 20 2.Решите экологические задачи:
а) определите тип экологических
Слайд 21Блок 6. Решение практических задач
Задача 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов,
ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?
Задача 2. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?
Задача 3. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
Задача 4 Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?
Слайд 23Домашнее задание:
§ 5.2
Задание: представлен биоценоз. Покажите его морфологическую, пространственную и трофическую
структуру.
1 вариант - Биоценоз «Водоём»: водоросли придонные, тина на поверхности, ряска, кувшинка, рак, карась, лягушка, клоп водомерка, улитка-катушка,щука, мальки леща, икра лягушки, уж, стрекоза.
2 вариант – Биоценоз «Широколественный лес»: дуб, тополь, барбарис, лопух, земляника, мышь, сова, ласка, змея, жук-листоед, черви в почве, сорока, синица, бабочки, ящерица, гусеницы.