Презентация, доклад компьютерного урока по биологии по теме: Онтогенез. Деление, рост, дифференциация клеток. Биогенетический закон ( 9 класс) Комалетдинова Ф. М.

Содержание

«ОНТОГЕНЕЗ. ДЕЛЕНИЕ, РОСТ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КЛЕТОК. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН». Цели урока: сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов, основных стадиях эмбриогенеза, производных зародышевых листков, показать вредное влияние на организм мутагенных факторовЗадачи: подробно рассмотреть - Образование двухслойного зародыша. Понятие

Слайд 1


Слайд 2«ОНТОГЕНЕЗ. ДЕЛЕНИЕ, РОСТ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КЛЕТОК. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН».
Цели урока: сформировать знания

об этапах индивидуального развития организмов, основных стадиях эмбриогенеза, производных зародышевых листков, показать вредное влияние на организм мутагенных факторов
Задачи: подробно рассмотреть -
Образование двухслойного зародыша.
Понятие о зародышевых листках и их производных.
Первичный органогенез.
Дифференциация клеток и тканей.
Взаимодействие частей развивающегося зародыша.
Постэмбриональное развитие
Биогенетический закон
Нарушения дифференциации клеток
«ОНТОГЕНЕЗ. ДЕЛЕНИЕ, РОСТ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КЛЕТОК. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН». Цели урока: сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов, основных

Слайд 3ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА
Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Длится от оплодотворения до смерти.
Независимо

от способа размножения начало новому организму дает одна или несколько клеток. Развитие заключается в постепенной реализации наследственной информации, полученной от родителей.
Индивидуальное развитие — онтогенез подразделяют на два этапа:
1.) эмбриональный — период с момента образования зиготы до рождения или выхода организма из яйцевых оболочек.
2) постэмбриональный — период, с момента рождения и завершающийся смертью организма.
ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗАОнтогенез - индивидуальное развитие организма. Длится от оплодотворения до смерти.Независимо от способа размножения начало новому организму

Слайд 41. ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

Oплодотворение — слияние сперматозоида и яйцеклетки приводит к образованию зиготы


1. ОПЛОДОТВОРЕНИЕOплодотворение — слияние сперматозоида и яйцеклетки приводит к образованию зиготы

Слайд 5ЗИГОТА
Из оплодотворенной яйцеклетки - зиготы развивается новый сложный организм, состоящий из

множества клеток, органов и тканей
ЗИГОТАИз оплодотворенной яйцеклетки - зиготы развивается новый сложный организм, состоящий из множества клеток, органов и тканей

Слайд 62. ДРОБЛЕНИЕ
Через несколько часов после оплодотворения зигота в результате митоза делится

на две клетки. Клетки не разъединяются и делятся еще и еще. Клетки делятся, но не растут и становятся после каждого деления мельче и мельче (увеличивается количество клеток, но их общая масса остается неизменной). Такой процесс называется дроблением.
Процесс дробления приводит к образованию множества клеток, соединенных в сферу с полостью внутри. С этого момента зародыш называется БЛАСТУЛОЙ. На стадии бластулы клетки не отличаются друг от друга. Каждая клетка может стать нервной, мышечной или любой другой.
2. ДРОБЛЕНИЕЧерез несколько часов после оплодотворения зигота в результате митоза делится на две клетки. Клетки не разъединяются

Слайд 73. ГАСТРУЛЯЦИЯ
1 — бластула, 2 — гаструла
Следующая стадия развития - ГАСТРУЛА.

В этот период продолжается митотическое деление клеток и происходят важные изменения в строении зародыша - впячивание (прогиб внутрь- инвагинация) участка стенки бластулы.
Инвагинация - впячивание части стенки бластулы внутрь зародыша.
В результате инвагинации образуется гаструла - двуслойный мешок клеток.
Наружный слой клеток - эктодерма
Внутренний слой клеток — энтодерма
На стадии гаструлы в зародыше происходит дифференциация клеток. С этого момента специализацию клетки изменить невозможно.
3. ГАСТРУЛЯЦИЯ1 — бластула, 2 — гаструлаСледующая стадия развития - ГАСТРУЛА. В этот период продолжается митотическое деление

Слайд 8Митотическое деление продолжается, продолжается и перемещение клеток на следующей стадии, называемой

НЕЙРУЛОЙ.
Мезодерма - 3-й слой клеток, образуется между эктодермой и энтодермой на стадии нейрулы.
На стадии нейрулы начинаются первые процессы органогенеза и, что особенно важно, закладка центральной нервной системы в виде нервной трубки.
К концу стадии нейрулы формируется общий план строения взрослого организма. По мере развития зародыша, группы клеток все больше и больше начинают отличаться друг от друга по строению и выполняемым функциям.

4. СТАДИЯ НЕЙРУЛЫ ОБРАЗОВАНИЕ МЕЗОДЕРМЫ

Митотическое деление продолжается, продолжается и перемещение клеток на следующей стадии, называемой НЕЙРУЛОЙ. Мезодерма - 3-й слой клеток,

Слайд 9ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ

Слайд 10Из клеток эктодермы, энтодермы и мезодермы
образуются соответствующие органы:
а) Из эктодермы -

кожа, спинной мозг, головной мозг, органы чувств
б) Из энтодермы - пищеварительный тракт (гладкие мышцы), лёгкие
в) Из мезодермы - скелет, поперечнополосатые мышцы, железы

5. ОРГАНОГЕНЕЗ

Из клеток эктодермы, энтодермы и мезодермыобразуются соответствующие органы:а) Из эктодермы - кожа, спинной мозг, головной мозг, органы

Слайд 11В ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ФАЗЫ: ЮНОШЕСКУЮ (ЮВЕНИЛЬНУЮ) ФАЗУ ЗРЕЛОСТИ; ФАЗУ

СТАРОСТИ. ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ЮНОШЕСКАЯ ФАЗА И ФАЗА ЗРЕЛОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ ИМЕЮТ БОЛЬШОЕ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗМНОЖЕНИЯ ВИДА.
В ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ФАЗЫ:  ЮНОШЕСКУЮ (ЮВЕНИЛЬНУЮ)  ФАЗУ ЗРЕЛОСТИ;  ФАЗУ СТАРОСТИ. ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ,

Слайд 12ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Прямое - потомки во всем сходны со взрослыми организмами

из яйца - птицы

Прямое - потомки во всем сходны со взрослыми организмами внутриутробное развитие млекопитающих- мыши

Непрямое развитие с метаморфозом с неполным превращением

Непрямое развитие с метаморфозом с неполным превращением - амфибии

Непрямое развитие с метаморфозом с полным превращением- бабочки

ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕПрямое - потомки во всем сходны со  взрослыми организмами из яйца - птицыПрямое - потомки

Слайд 13.

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН
Сформулирован Ф.Мюллером и Э.Геккелем.
"Онтогенез (индивидуальное развитие особи) является повторением филогенеза

(эволюционному пути вида, к которому принадлежит данная особь)
Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях эмбрионального развития приводит к выводу:

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА СХОДНЫ У МНОГИХ ОРГАНИЗМОВ, ЧТО ГОВОРИТ О ЕДИНСТВЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях эмбрионального развития.

.БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОНСформулирован Ф.Мюллером и Э.Геккелем.

Слайд 14Иногда дифференциация клеток нарушается и органы развиваются неправильно.
Таким образом, есть 2

причины возникновения аномалий развития:
1) Мутация
а) Генные - чаще происходят в интерфазе деления клетки.
б) Хромосомные - обмен участками хромосом чаще в профазе деления клетки.
в) Геномные - чаще происходят в анафазе деления клетки.
2) Нарушение дифференциации клеток
Нарушение дифференциации клеток и мутации могут спровоцировать одни и те же вещества и явления.
Когда речь идёт о мутациях их называют мутагенами.
Когда речь идёт о нарушении дифференциации клеток - тератогенами.

НАРУШЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КЛЕТОК

Burt Lampkin - жертва талидомида из шт. Джорджия (США)
В период с 1956 по 1962 годы в ряде стран мира родилось, по разным подсчётам, от 8000 до 12 000 детей с врождёнными уродствами конечностей, обусловленными тем, что матери принимали препараты талидомида во время беременности.

Иногда дифференциация клеток нарушается и органы развиваются неправильно.Таким образом, есть 2 причины возникновения аномалий развития:1) Мутацияа) Генные

Слайд 15ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прочитать текст учебника § 3.4 с. 93-99
Ответить на вопросы:
1. Что

общего в онтогенезе разных организмов?
2. Расскажите о стадиях развития зародыша?
3. Каким тканям и органам дают начало разные зародышевые листки?
4. Покажите взаимное влияние одних частей зародыша на другие.
5. Что может повлиять на развитие зародыша?
6. О чем говорит сходство начальных стадий онтогенеза у разных организмов?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Прочитать текст учебника § 3.4 с. 93-99Ответить на вопросы:1. Что общего в онтогенезе разных организмов?2. Расскажите

Слайд 16ЛИТЕРАТУРА
Большой биологический справочник / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова и др. –

3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 668 с.
А. А. Каменский, В. В. Пасечник и др., Общая биология, М.: Дрофа,2005. – 367 с.
Ю.И. Полянский, Н.М. Верзилин и др., Общая биология, М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
http://biomed.szgmu.ru/SZGMU_SITE/M_Developmental_Biology/The_individual_development_of_organisms.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.itest.kz/lekciya_individualnoe_razvitie_organizma_ontogenez_ru
http://www.tnu.podelise.ru/docs/index-319927.html

ЛИТЕРАТУРАБольшой биологический справочник / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть