Презентация, доклад к занятию по подготовке к ОГЭ-2016. Биология

Биология (греч. βιολογία; от др.-греч. βίος — жизнь + λόγος — учение, наука) — система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их

Слайд 1Занятие 1
Биология как наука, уровни организации живой материи, методы изучения, признаки

живого.
Занятие 1Биология как наука, уровни организации живой материи, методы изучения, признаки живого.

Слайд 2Биология (греч. βιολογία; от др.-греч. βίος — жизнь + λόγος — учение, наука) — система наук, объектами изучения которой являются живые существа и

их взаимодействие с окружающей средой.
Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.

Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом в 1802 году и Жаном Батистом Ламарком.

Биология

Слайд 3В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция,

генетика, гомеостаз и энергия

Клеточная теория — учение обо всём, что касается клеток. Все живые организмы состоят, как минимум, из одной клетки, основной функциональной единицы каждого организма. Базовые механизмы и химия всех клеток во всех земных организмах сходны; клетки происходят только от ранее существовавших клеток, которые размножаются путём клеточного деления. Клеточная теория описывает строение клеток, их деление, взаимодействие с внешней средой, состав внутренней среды и клеточной оболочки, механизм действия отдельных частей клетки и их взаимодействия между собой.
Эволюция. Через естественный отбор и генетический дрейф наследственные признаки популяции изменяются из поколения в поколение.
Теория гена. Признаки живых организмов передаются из поколения в поколение вместе с генами, которые закодированы в ДНК. Информация о строении живых существ или генотип используется клетками для создания фенотипа, наблюдаемых физических или биохимических характеристик организма. Хотя фенотип, проявляющийся за счёт экспрессии генов, может подготовить организм к жизни в окружающей его среде, информация о среде не передаётся назад в гены. Гены могут изменяться в ответ на воздействия среды только посредством эволюционного процесса.
Гомеостаз. Физиологические процессы, позволяющие организму поддерживать постоянство своей внутренней среды независимо от изменений во внешней среде.
Энергия. Атрибут любого живого организма, существенный для его состояния.

В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция, генетика, гомеостаз и энергияКлеточная теория —

Слайд 5Признаки живого
1. Обмен веществ и энергии с окружающей средой, за счет которого

поддерживается постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).
2. Раздражимость – способность организма избирательно реагировать на внешние воздействия.
3. Самовоспроизведение – способность организма давать потомство, которое за счет наследственности похоже на родителя.
4. Способность к эволюции: за счет изменчивости дети рождаются не полными копиями родителей, и этих детей рождается слишком много, на всех не хватает ресурсов, поэтому выживают наиболее приспособленные.
5. Постоянство состава:
98% массы всех живых организмов составляют СОНN, причем углерода и азота в них содержится гораздо больше, чем в окружающей среде
Хиральная чистота: в живых организмах содержатся только левовращающие аминокислоты и правовращающие сахара.
Каждый из этих признаков не является уникальным: обмен веществ и энергии характерен для лесного пруда, самовоспроизведение – для кристаллов, эволюция – для звёзд. Поэтому точное определение жизни дать тяжело.
Волькенштейн: Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.

Признаки живого1. Обмен веществ и энергии с окружающей средой, за счет которого поддерживается постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).2.

Слайд 6Уровни организации живой материи
1. Молекулярный уровень организации жизни
2 . Тканевый уровень организации

жизни
3 . Органный уровень организации жизни
4 . Организменный (онтогенетический) уровень организации жизни
5 . Популяционно-видовой уровень организации жизни
6 . Биогеоценотический уровень организации жизни
7 . Биосферный уровень организации жизни
Уровни организации живой материи1.	 Молекулярный уровень организации жизни2	. Тканевый уровень организации жизни3	. Органный уровень организации жизни4	. Организменный

Слайд 7Молекулярный уровень организации жизни
Представлен разнообразными молекулами, находящимися в живой клетке.
Молекулы неорганических

и органических соединений
Молекулярные комплексы
Основные процессы
Объединение молекул в особые комплексы
Осуществляющие, кодирование и передачу генетической информации
Биохимия
Биофизика
Молекулярная биология
Молекулярная генетика

Молекулярный уровень организации жизниПредставлен разнообразными молекулами, находящимися в живой клетке.КомпонентыМолекулы неорганических и органических соединенийМолекулярные комплексыОсновные процессыОбъединение молекул

Слайд 8Тканевый уровень организации жизни

расположения и сходных функций. Ткани возникли в ходе исторического развития вместе с многоклеточностью.

У многоклеточных организмов они образуются в процессе онтогенеза как следствие дифференцировки клеток.
У животных различают несколько типов тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная). У растений различают меристематическую, защитную, основную и проводящую ткани. На этом уровне происходит специализация клеток.

Тканевый уровень организации жизниТканевый уровень представлен тканями, объединяющими клетки определённого строения, размеров, расположения и сходных функций. Ткани возникли

Слайд 9Органный уровень представлен органами организмов.
У простейших пищеварение, дыхание, циркуляция веществ, выделение,

передвижение и размножение осуществляются за счёт различных органелл.
У более совершенных организмов имеются системы органов. У растений и животных органы формируются за счёт разного количества тканей. Для позвоночных характерна цефализация, заключающаяся в сосредоточении важнейших центров и органов чувств в голове.
Органный уровень представлен органами организмов.У простейших пищеварение, дыхание, циркуляция веществ, выделение, передвижение и размножение осуществляются за счёт

Слайд 10Организменный уровень

Генетика
Гигиена
Морфология
Физиология

Организменный уровеньКомпонентыКлетка — основной структурный компонент организма. Из клеток образованы ткани и органы многоклеточного организмаОсновные процессыОбмен веществ (метаболизм)РаздражимостьРазмножениеОнтогенезНервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельностиГомеостазНауки, ведущие

Слайд 11Популяционно-видовой уровень
Представлен в природе огромным разнообразием видов и их популяций.
Группы родственных

особей, объединённых определённым генофондом и специфическим взаимодействием с окружающей средой
Генетическое своеобразие
Взаимодействие между особями и популяциями
Накопление элементарных эволюционных преобразований
Осуществление микроэволюции и адаптация к изменяющейся среде
Видообразование
Увеличение биоразнообразия
Генетика популяций
Эволюция

Популяционно-видовой уровень Представлен в природе огромным разнообразием видов и их популяций.КомпонентыГруппы родственных особей, объединённых определённым генофондом и специфическим взаимодействием

Слайд 12Биогеоценотический уровень
Популяции различных видов
Факторы среды
Пищевые цепи, потоки веществ и энергии
Биохимический

круговорот веществ и поток энергии, поддерживающие жизнь
Подвижное равновесие между живыми организмами и абиотической средой (гомеостаз)
Обеспечение живых организмов условиями обитания и ресурсами (пищей и убежищем)
Биогеография
Биогеоценология
Экология

Биогеоценотический уровень КомпонентыПопуляции различных видовФакторы средыПищевые цепи, потоки веществ и энергииОсновные процессыБиохимический круговорот веществ и поток энергии,

Слайд 13Биосферный уровень
Представлен высшей, глобальной формой организации биосистем — биосферой.
Биогеоценозы
Антропогенное воздействие
Активное взаимодействие

живых и неживых веществ планеты
Биологический глобальный круговорот веществ и энергии
Активное биогеохимическое участие человека во всех процессах биосферы, его хозяйственная и этнокультурная деятельность
Экология
Глобальная экология
Космическая экология
Социальная экология

Биосферный уровень Представлен высшей, глобальной формой организации биосистем — биосферой.КомпонентыБиогеоценозыАнтропогенное воздействиеОсновные процессыАктивное взаимодействие живых и неживых веществ планетыБиологический

Слайд 14Методы изучения
Наблюдение - это исследование внешних признаков и видимых изменений объекта на

протяжении определённого промежутка времени.
Описание - это фиксирование наблюдаемых внешних признаков объектов исследования с выделением существенного и отбрасыванием несущественного.
Методы изученияНаблюдение - это исследование внешних признаков и видимых изменений объекта на протяжении определённого промежутка времени. Описание - это фиксирование

Слайд 15Сравнительный метод - это исследование сходства и различия в строении, протекании жизненных

процессов и поведении различных объектов.
Эксперимент - это проверка верности выдвинутой гипотезы с помощью целенаправленного воздействия на объект.

Моделирование - это, соответственно, создание упрощённой копии объекта, явления или процесса.
Моделирование:
1) создание упрощённых копий объектов познания;
2) исследование объектов познания на их упрощённых копиях.
Метод моделирования - это исследование свойств определенного объекта посредством изучения свойств другого объекта (модели), более удобного для решения задач исследования и находящегося в определенном соответствии с первым объектом.

Сравнительный метод - это исследование сходства и различия в строении, протекании жизненных процессов и поведении различных объектов.Эксперимент - это