Слайд 1Учитель биологии МБОУ
«СШ №7 г. Евпатория»
Лещева Елена Алексеевна
Использование интерактивных
методов обучения на уроках биологии
Слайд 2Цели:
повышение познавательного уровня учащихся
повысить качество обучения биологии путем применения интерактивных средств,
средств современных информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся
повышение развития у учащихся коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов.
Слайд 3Задачи:
формировать интерес к изучаемому предмету
активизировать внимание учащихся, побудить их к активной
мыслительной деятельности, развивать самостоятельность учащихся
формировать критическое мышление, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми
решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации
комфортно чувствовать себя на уроках
проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
Слайд 4В педагогике различают несколько методов обучения:
пассивный - учащийся выступает в роли
"объекта" обучения (слушает и смотрит);
активный - учащийся выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
интерактивный – обучение, построенное на взаимодействии учащихся друг с другом, с учителем («субъект-субъектное» обучение)
Слайд 6Пассивный метод
Пассивный метод – это форма взаимодействия учителя и ученика, в
которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а ученики выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учениками осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
Слайд 8Активный метод
Активный метод – это форма взаимодействия учителя и учащихся, при
которой они взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Ученики и учитель – активные участники урока (дети выступают как равные участники и создатели урока).
Слайд 10Интерактивный метод
Интерактивный метод – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога
с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия.
Слайд 12Групповые методы обучения
дискуссионные
игровые
тренинг-методы
Слайд 13Групповые методы
Дискуссионные
дискуссия
метод кейсов
мозговой штурм
дебаты
работа в парах, работа в группах
Слайд 14Дискуссионные методы
Дискуссионные методы – это вид интерактивных методов обучения, основанных на
организационной коммуникации в процессе решения учебных задач. Это методы, дающие возможность путем использования в процессе публичного спора системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников «дискуссии».
Слайд 15Кейс-метод
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем
решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на взаимодействие, сотворчество учителя и учащегося. Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче учащимся.
Слайд 16Мозговой штурм
Один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Состоит из
2 туров, содержит 4 шага:
1. Постановка задачи.
2. Выдвижение идей.
3. Обсуждение идей.
4. Принятие решения.
В 1 туре генерируются идеи. Во 2 туре из всех предложенных вариантов необходимо выбрать основные. Идеи критически оцениваются, с этой целью применяют метод суда, когда участники делятся на сторонников и противников выбранных мнений. Учитель в результате обсуждения принимает решение о том, какой фактор действительно оказывает существенное влияние.
Слайд 17Работа в парах
Работа в паре – это разновидность групповой работы,
однако благодаря минимальному количеству участников группы в ней максимально задействованы индивидуальные возможности каждого ученика, ученики ощущают больший комфорт, спокойствие.
Слайд 18Работа в группах
Работа в малых группах – это одна из самых
популярных стратегий, так как она дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (например: умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Цель работы в малых группах - продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.
Слайд 19Групповые методы
2. Игровые
Деловая игра
Ролевая игра
Организационно-деятельностная игра
Слайд 20Игровые методы
Игровые методы – вид групповых методов обучения, основанных на игровом
моделировании учебно-профессиональной деятельности.
Слайд 21Деловая игра
Деловая игра предполагает создание модели, способом работы с которой является
имитация, осуществляемая в игровой форме. Каждый участник получает роль, действует, исходя из нее достигая определенных результатов. В конце игры подводятся итоги, оцениваются результаты и обязательно делаются выводы о том, какие были приобретены новые знания и навыки.
Слайд 22Ролевая игра
Ролевая игра – один из методов активного обучения, предлагающий исполнение
ее участниками различных ролей, значимых для них в реальной жизни. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах.
Слайд 23Игра-соревнование
Например:
В 5 классе, изучив строение клетки растений, животных и грибов, можно
на одном из этапов урока (актуализация знаний или на этапе контроля знания и обратной связи), предложить игру-соревнование.
Учащиеся распределяются учителем на 2 группы/команды. На доске нарисованы шаблоны растительной (или животной) и грибной клеток. На кафедре разложены карточки с органоидами клетки. При помощи магнитов команды крепят карточки характерные соответственно для растительной (или животной) и грибной клетки. Каждый член команды может прикрепить (или удалить) только 1 карточку или дописать/дорисовать недостающий органоид. Побеждает та команда, которая быстрее и безошибочно выполнит задание.
Слайд 24Тренинг-методы
Тренинг – это такой метод обучения, основой которого является практическая сторона
педагогического процесса, а теоретический аспект имеет лишь второстепенное значение. Преимущества тренинга состоят в возможности изучить проблему с разных точек зрения и уловить её тонкости и нюансы, подготовить учащихся к действиям в жизненных ситуациях, а также повысить их мотивацию и создать положительный эмоциональный климат.
Слайд 25Индивидуальные методы обучения
Эти методы предусматривают различные виды деятельности учащихся и учителя,
но требуют большой самостоятельности учащихся в обучении.
К ним относятся:
упражнения
выполнение практических задач (лабораторные, практические работы)
метод проекта
Слайд 26Упражнения
упражнения - многократное повторение определенных действий или видов деятельности с
целью их усвоения, которое опирается на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой.
Слайд 27Выполнение практических задач
Лабораторные, практические работы. Под ними понимается самостоятельная работа учащегося
в классе по заданию учителя. Лабораторные работы - изучение в школьных условиях явлений природы с помощью специального оборудования. Они способствуют связи теории с практикой, вооружают учеников одним из методов исследования в естественных условиях, формируют навыки использования приборов, учат обрабатывать ты результаты измерений и делать правильные научные выводы и предложения.
Слайд 28Метод проектов
Метод проекта - метод поиска, такая организация обучения, при котором
учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов, что позволяет тесно сочетать теорию с практикой. Проектные технологии имеют определенные преимущества: одновременное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, возможность самореализации, работа в команде; реализация возрастных потребностей в самостоятельной и практические й деятельности; оценки результатов, их общественная значимость, возможность видеть результаты своей деятельности, возможность применения в процессе работы над проектом современных технологий.
Слайд 32Итог, результат применения интерактивных методов обучения
повышение познавательного уровня учащихся
повышение развития у
учащихся коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов
формирование умений слушать и слышать; обучение через взаимообмен опытом;
формирование умений работы в команде, повышение активности каждого;
Слайд 33Итог, результат применения интерактивных методов обучения
повышение активности при изучении и закреплении
материала;
повышение мыслительной способности (обоснование своих высказываний);
самостоятельность при выполнении практических работ и заданий;
повышение уровня сформированности аналитических способностей
сформированность способности делать обоснованные выводы, решать проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.