Презентация, доклад к выступлению Использование рефлексии на уроке биологии

Содержание

«Использование рефлексии на уроках биологии»

Слайд 1 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
(из ФГОС)

Структура урока по стандартам второго поколения обязательно включает в себя этап урока- рефлексию.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2.

Слайд 2«Использование рефлексии на уроках биологии»

«Использование рефлексии на уроках биологии»

Слайд 3Цель
Повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся.

ЦельПовысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся.

Слайд 4Задачи
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.
Дать представление о классификации рефлексии.
Показать конкретные варианты

проведения рефлексии на уроках.


ЗадачиПознакомить коллег с понятием “рефлексия”.Дать представление о классификации рефлексии.Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

Слайд 5Что такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio- обращение назад.

Толковый словарь

русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.


Что такое рефлексия?Слово рефлексия происходит от латинского reflexio- обращение назад.Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.В

Слайд 6Зачем?
Для обучающихся:
Подведение итогов(

Что узнали? Как работали?)
Обобщение результатов
Выяснение впечатлений
- Отметить успехи, достижения
Обрисовать перспективы движения

Для педагога:
Оценка собственной работы
Выводы о необходимость корректировки программы, методов,приёмов.
Зачем?        Для обучающихся:Подведение итогов( Что узнали? Как работали?)Обобщение результатовВыяснение впечатлений-

Слайд 8Классификация приёмов рефлексии
1.Рефлексия
настроения и эмоционального состояния
2.Рефлекси
деятельности
3. Рефлексия содержания учебного материала

Классификация приёмов рефлексии1.Рефлексиянастроения и эмоционального состояния2.Рефлексидеятельности3. Рефлексия содержания учебного материала

Слайд 9Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 11 Букет настроения







Букет настроения

Слайд 12






Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний

и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений.

Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни.

Синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых.

Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.

Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым.

Жёлтый-оптимизм переполняет Вашу душу и заставляет сердце стучать быстрее. Вы расслаблены и полны мечтами об удаче.

Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент

Слайд 13На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о.

Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.

Метод «Острова».

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных

Слайд 15«Дерево успеха»
3-4 ошибки
Нет ошибок
1 ошибка
Рефлексия деятельности

«Дерево успеха»3-4 ошибкиНет ошибок1 ошибкаРефлексия деятельности

Слайд 16Лесенка успеха

Лесенка успеха

Слайд 17Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха»

Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха»

Слайд 18«Поезд»
Домашняя работа
Работа с терминами
Изучение нового
материала
Работа в
группах

«Поезд»Домашняя работа Работа с терминамиИзучение нового материалаРабота вгруппах

Слайд 21Рефлексия содержания учебного материала
Сегодня на уроке я:
-научился…
-было интересно…
-было трудно…
-мои ощущения…
-этот

урок дал мне для жизни…
-больше всего понравились задания…
Рефлексия содержания учебного материала Сегодня на уроке я:-научился…-было интересно…-было трудно…-мои ощущения…-этот урок дал мне для жизни…-больше всего

Слайд 22Плюс-минус- интересно
Плюс
Минус
Интересно

Плюс-минус- интересноПлюсМинусИнтересно

Слайд 23 Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое

мнение.
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.
В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.
В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Прием рефлексии
«Плюс – минус – интересно»

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение. 	 	 	В графу “+”

Слайд 24Анкета

Анкета

Слайд 25Таблица -фиксация знания и незнания
о каком- либо понятии

Таблица -фиксация знания и незнания о каком- либо понятии

Слайд 26 Метод «Благодарю…».
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать

только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди-тельные слова признательности и этому участнику событий.
Метод «Благодарю…».  В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому

Слайд 27Ничего не понял
Получил удовольствие
Удивился
Узнал что-то новое
Расстроился
Научился

Я
«Лист самооценки».

Ничего не понялПолучил удовольствиеУдивилсяУзнал что-то новоеРасстроилсяНаучилсяЯ «Лист самооценки».

Слайд 28 «Лист самоконтроля».
Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

«Лист самоконтроля».  Ведется на протяжении всего урока.Фамилия, имя ученика_____________________________

Слайд 29РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЛИСТ ________________________________ Фамилия ученика
(нужное в таблице подчеркнуть)

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЛИСТ ________________________________ Фамилия ученика (нужное в таблице подчеркнуть)

Слайд 30Предлагаю посмотреть приемы характерные для этой технологии в биологии:
Заполнение, таблиц,

установление причинно-следственной связи между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы.
Организация круглых столов
Написание творческих работ.
Исследования по отдельным вопросам темы.
Предлагаю посмотреть приемы  характерные для этой технологии  в биологии: Заполнение, таблиц, установление   причинно-следственной

Слайд 31Прием «Синквэйн»
Правила написания синквэйна: 1.      В первой строчке тема называется

одним словом (существительным). 2.      Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных). 3.      Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами. 4.      Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5.      Синоним из одного слова, который повторит суть темы.
Прием «Синквэйн»  Правила написания синквэйна:  1.      В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

Слайд 32Синквейн. По теме «Теория Дарвина»:
1 строка - Дарвин
2 строка -

Трудолюбивый, обстоятельный
3 строка - Путешествовал, анализировал, наблюдал
4 строка - Определили главные механизмы эволюции
5 строка - Гений!!!

Синквейн.   По теме «Теория Дарвина»: 1 строка - Дарвин2 строка - Трудолюбивый, обстоятельный3 строка -

Слайд 33Прием «Синквэйн»

Белки
Большие, органические
Синтезируются , денатурируют, собираются
Строительный материал

в клетке
Биополимеры из аминокислот





ДНК
Гигантская , двуспиральная
Реплицируется, денатурирует, хранит информацию
Состоит из нуклеотидов
Хранение наследственной информации

Тема урока : Белки и нуклеиновые
кислоты (9 класс)
Цель : самовоспроизведение информации данной на уроке

Прием «Синквэйн»  БелкиБольшие, органические  Синтезируются , денатурируют, собираются Строительный материал в клетке Биополимеры из аминокислот

Слайд 34Прием «Кластер»
1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине

листа или доски.
2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.
3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

Фотосинтез

??











Прием  «Кластер»1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски. 2. Далее записывают

Слайд 35Фотосинтез

глюкоза
лист

Углекислый газ
вода
свет
хлорофилл
Цель : развивать мыслительную деятельность

ФотосинтезглюкозалистУглекислый газводасветхлорофиллЦель : развивать мыслительную деятельность

Слайд 36«Перепутанная мозаика»
Выделительная
система
Нервная система
Пищевари
тель ная
система
Удаляет вредные
вещества
Перевари
вает пищу
Половая


система

Связь с окружающей средой

Переносит кислород

Воспроизведение себе
подобных

Защита
внутренних органов

Кожно-мускульный мешок

Цель: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.

Тема: «Внутреннее строение кольчатых червей». 7 класс.

«Перепутанная мозаика» Выделительная системаНервная системаПищеваритель ная системаУдаляет вредные вещества Переваривает пищуПоловая системаСвязь с окружающей средой Переносит кислород

Слайд 37«Слепое письмо»
Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых

существ.
Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и…….

цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.
Тема: «Экосистемы». 9 класс.

Цель:

«Слепое письмо»  Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ. Организмы, потребляющие органическое вещество

Слайд 38Прием “Самоанализ”
Дан текст :
После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции:

перемещение части клеток с поверхности бластулы вовнутрь, на место будущих органов. В результате образуется чашевидный зародыш-гаструла. Она состоит из двух слоев клеток-зародышевых листков: наружного- эктодермы внутреннего- энтодермы. У большинства многоклеточных животных в процессе гаструляции образуется третий зародышевый листок –мезодерма.

цель: способствовать контролю своих знаний Урок 11 класс

:Онтогенез

Прием “Самоанализ”Дан текст : После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции: перемещение части клеток с поверхности бластулы

Слайд 39«Сопоставление альтернативных точек зрения»
Существует две точки зрения биогенеза и абиогенеза .


Обсуждение темы:
1. Почему точка зрения креационистов по поводу происхождения жизни существует в наше время?
2.Английский ученый Дж.Бернал был прав , когда в 1947 году отмечал как особый этап эволюции формирование мембран у предорганизмов, Ваша позиция к этому утверждению

.

« Происхождение живого вещества « в разделе биосфера 10 класс.
Цель : умение высказывать свою точку зрения , умение рассуждать.

«Сопоставление альтернативных точек зрения»Существует две точки зрения биогенеза и абиогенеза . Обсуждение темы: 1. Почему точка зрения

Слайд 40Таблица вопросов

Сравнение процессов митоза и мейоза (9 класс)
Цель: научить сравнивать

процессы , самостоятельно делать выводы
Таблица вопросов Сравнение процессов митоза и мейоза (9 класс) Цель: научить сравнивать процессы , самостоятельно делать выводы

Слайд 41Анатомические особенности сердца человека

Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные

клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»)
Анатомические особенности сердца человекаОрганизуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего

Слайд 42Верите ли вы, что…( верные и неверные утверждения)
… сердце располагается в

грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево?
… в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерий?
… эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца?
…питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных (коронарных) сосудов?
… сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой?
… на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны?
… створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?


Верите ли вы, что…( верные и неверные утверждения)… сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими

Слайд 43Дискуссии и коллективное обсуждение
Темы обсуждений :
Живое вещество как ведущий фактор

преобразования поверхности планеты
Эволюция биосферы до и после появления человека.
Ритмы жизни в биосфере
Цунами и их влияние на биосферу
Адаптация организмов к вредным воздействиям факторов окружающей среды.
Происхождение млекопитающих
Биология видов, обнаруженных в 20 веке.

Процессы биологического самоочищения природных вод.



Урок обобщения и подведения итогов по теме «Биосферный уровень жизни» 10 класс
Цель : научиться самостоятельно делать выводы , уметь высказывать свои суждения и мысли

Дискуссии и коллективное обсуждениеТемы обсуждений : Живое вещество как ведущий фактор преобразования поверхности планеты  Эволюция биосферы

Слайд 44 Применение метода Фишбоун на уроке Эффективнее всего ее применять во время урока

обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

 

Применение метода Фишбоун на уроке Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения

Слайд 47Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно

с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире.
Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над

Слайд 48Ребенок должен чувствовать себя:
ЛЮБИМЫМ
НУЖНЫМ
УСПЕШНЫМ

Ребенок должен чувствовать себя:ЛЮБИМЫМНУЖНЫМУСПЕШНЫМ

Слайд 49Рефлексия на уроке- это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать

учебный процесс, ориентируясь на личность
каждого ученика.
Рефлексия на уроке- это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого

Слайд 50Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова

молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
 

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций,

Слайд 52Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть