Презентация, доклад к уроку Значение бактерий в природе и жизни человека

Содержание

Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека.Цель и задачи урока:*познакомить учащихся с широким распространением бактерий;*раскрыть способы питания бактерий;*охарактеризовать способы дыхания бактерий;*раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека. Оборудование:компьютерная презентация, дидактический раздаточный материал.

Слайд 1МБОУ « ООШ 98»
г. Новокузнецк
Урок по теме: « Многообразие бактерий. Значение

бактерий в природе и жизни человека »
( учитель биологии Грачева И.А.)




МБОУ « ООШ 98»г. НовокузнецкУрок по теме: « Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека

Слайд 2Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека.
Цель и задачи

урока:

*познакомить учащихся с широким распространением бактерий;
*раскрыть способы питания бактерий;
*охарактеризовать способы дыхания бактерий;
*раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека.

Оборудование:

компьютерная презентация, дидактический раздаточный материал.

Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека.Цель и задачи урока:*познакомить учащихся с широким распространением бактерий;*раскрыть

Слайд 3Ключевые слова и понятия:
комбинированный
Типология урока:
Прокариоты, среды жизни, размножение, аэробы, анаэробы, способы

питания, сапрофиты, паразиты, патогенные, симбионты, приспособленность.
Ключевые слова и понятия:комбинированныйТипология урока:Прокариоты, среды жизни, размножение, аэробы, анаэробы, способы питания, сапрофиты, паразиты, патогенные, симбионты, приспособленность.

Слайд 4Методы обучения:
Рассказ, беседа, частично-поисковый, практический.

Методы обучения:Рассказ, беседа, частично-поисковый, практический.

Слайд 5Ход урока:
Организационный этап:

Приветствие
Определение отсутствующих
Проверка готовности учащихся к уроку
Организация внимания
2. Этап проверки

домашнего задания: (приложение 1)

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала: (приложение 2)

4. Этап усвоения новых знаний, закрепления новых знаний: (приложение 3)

5. этап информации учащихся о домашнем задании и инструктажа его выполнения: (приложение 4)

6. Рефлексия: (приложение 5)

Ход урока:Организационный этап:ПриветствиеОпределение отсутствующихПроверка готовности учащихся к урокуОрганизация внимания2. Этап проверки домашнего задания: (приложение 1)3. Этап подготовки

Слайд 6Карточка 1.
Подпишите основные органоиды бактериальной клетки.

Приложение1

Карточка 1. Подпишите основные органоиды бактериальной клетки.Приложение1

Слайд 7Карточка 1.
Подпишите основные органоиды бактериальной клетки.

Приложение1

Карточка 1. Подпишите основные органоиды бактериальной клетки.Приложение1

Слайд 8Карточка 2 .
Подпишите название форм бактериальных клеток.

Приложение 1

Карточка 2 . Подпишите название форм бактериальных клеток.Приложение 1

Слайд 9Карточка 2 .
Подпишите название форм бактериальных клеток.

Приложение 1

Карточка 2 . Подпишите название форм бактериальных клеток.Приложение 1

Слайд 10
АНАЭРОБ-?
АЭРОБ-?
МУРЕИН-?
ПАРАЗИТ-?
САПРОФИТ-?
СИМБИОЗ-?
СПОРА-?
ФОТОТРОФ-?

Карточка 3
Дайте определения:
Приложение1

АНАЭРОБ-?АЭРОБ-?МУРЕИН-?ПАРАЗИТ-?САПРОФИТ-?СИМБИОЗ-?СПОРА-?ФОТОТРОФ-?Карточка 3 Дайте определения:Приложение1

Слайд 11 СЛОВАРИК
АНАЭРОБ -организм, способный жить в бескислородной среде.
АЭРОБ -организм, способный

жить лишь в среде, содержащей кислород.
МУРЕИН – вещество, образующее жесткий наружный каркас в оболочке бактериальной клетки.
ПАРАЗИТ -организм, питающийся органическими веществами живых организмов.
САПРОФИТ -организм, питающийся готовыми органическими веществами отмерших организмов или их выделениями.
СИМБИОЗ -тип взаимовыгодных отношений организмов разных групп.
СПОРА -форма пассивного сохранения организмов (у бактерий) в неблагоприятных условиях обитания.
ФОТОТРОФ -фотосинтезирующий организм, т.е. организм. питающийся в процессе фотосинтеза.

СЛОВАРИКАНАЭРОБ -организм, способный жить в бескислородной среде. АЭРОБ -организм, способный жить лишь в среде, содержащей кислород.

Слайд 12Общая масса бактерий в организме взрослого человека может составлять до 1кг.

Это хорошо или плохо?

Приложение 2

Общая масса бактерий в организме взрослого человека может составлять до 1кг. Это хорошо или плохо?Приложение 2

Слайд 13Автотрофные бактерии синтезируют необходимые для их жизнедеятельности органические вещества.
Морские планктонные

цианобактерии (Trichodesmium). Ее массы населяют теплые моря и океаны. Фиксирует азот, что имеет огромное значение для жизни океана.

Приложение 3

Автотрофные бактерии синтезируют необходимые для их жизнедеятельности органические вещества. Морские планктонные цианобактерии (Trichodesmium). Ее массы населяют теплые

Слайд 14Автотрофные бактерии – симбионты - атмосферный азот фиксируют клубеньковые бактерии
На

корнях многих бобовых развиваются небольшие клубеньки, образованные разросшейся тканью после внедрения в нее бактерий . Они способны фиксировать атмосферный азот, переводя его в соединения, легко усваиваемые растениями.

Приложение3

Автотрофные бактерии – симбионты - атмосферный азот фиксируют клубеньковые бактерии На корнях многих бобовых развиваются небольшие клубеньки,

Слайд 15Клетки азотфиксирующей бактерии Rhizobuium (выделены красным) внутри клетки корня гороха (Pisum

sativum). Крупное зеленое образование в центре — ядро клетки гороха. Электронная фотография. Цвета — условные. Увеличено в 2500 раз

Приложение3

Клетки азотфиксирующей бактерии Rhizobuium (выделены красным) внутри клетки корня гороха (Pisum sativum). Крупное зеленое образование в центре —

Слайд 16Клубеньки, образованные азотфиксирующими бактериями Rhizobium melliloti на корнях клевера.
Приложение3

Клубеньки, образованные азотфиксирующими бактериями Rhizobium melliloti на корнях клевера. Приложение3

Слайд 17Гетеротрофные бактерии используют для питания готовые органические вещества. Бактерии – сапрофиты

– почвенные бактерии гниения.

Приложение3

Гетеротрофные бактерии используют для питания готовые органические вещества. Бактерии – сапрофиты – почвенные бактерии гниения.Приложение3

Слайд 18Бактерии – гетеротрофы – молочнокислые.
Приложение3

Бактерии – гетеротрофы – молочнокислые.Приложение3

Слайд 19Бактерии – гетеротрофы – паразиты растений, животных, человека.
Приложение3

Бактерии – гетеротрофы – паразиты растений, животных, человека.Приложение3

Слайд 20Приложение3

Приложение3

Слайд 21Бактерии могут быть аэробными и анаэробными. Аэробные бактерии обитают в условиях

свободного доступа кислорода. Они получают энергию в процессе окисления органических соединений до диоксида углерода и воды. Анаэробные бактерии обитают в бескислородных условиях

Патогенные бактерии
Патогенные бактерии (греч. pathos — болезнь, страдание и genes — рождающие) — это микроорганизмы, которые вызывают бактериальные болезни, растений, животных и человека.

Кишечная палочка — обитатель кишечника животных и человека; вызывает кишечное расстройство только при интенсивном размножении

Приложение3

Бактерии могут быть аэробными и анаэробными. Аэробные бактерии обитают в условиях свободного доступа кислорода. Они получают энергию

Слайд 22Сальмонелла — вызывает кишечное расстройство.
Приложение3

Сальмонелла — вызывает кишечное расстройство.Приложение3

Слайд 23Кокки — возбудители бактериального менингита (воспаления мозговых оболочек)
Приложение3

Кокки — возбудители бактериального менингита (воспаления мозговых оболочек)Приложение3

Слайд 24Кокки — возбудители пневмонии (воспаления легких)
Приложение3

Кокки — возбудители пневмонии (воспаления легких)Приложение3

Слайд 25Палочковидная бактерия, вызывающая чуму у человека.
Приложение3

Палочковидная бактерия, вызывающая чуму у человека.Приложение3

Слайд 26Вибрион — возбудитель холеры.
Приложение3

Вибрион — возбудитель холеры.Приложение3

Слайд 27Разновидность спирохет — трепонема — возбудитель сифилиса
Приложение3

Разновидность спирохет — трепонема — возбудитель сифилисаПриложение3

Слайд 28Приложение3

Приложение3

Слайд 29В нынешнее время науке известно приблизительно 3000 видов разнообразных бактерий, но

лишь небольшая их часть провоцирует болезни у людей. К примеру, на нашей коже и слизистых оболочках гнездится множественная бактериальная флора, которая питается выделениями, а также отходами пищеварения и производит вещества антибиотического типа, препятствующие поселению иных, патогенных бактерий, тем самым защищая нас от бактерий, способных провоцировать инфекцию. Проведя исследовании 20 точек на теле человека ученые условно разделили бактерий на три группы (по мнению самих авторов, микрофлора которых, различается так же, как фауна джунглей и пустыни ). Всего ученые обнаружили 205 видов, представляющих 19 родов.
Основу же составили четыре вида: Actinobacteria (51,8%), в лабораторных условиях используемые для получения антибиотиков; Firmicutes (24,4%), включающие и «полезные» молочнокислые бактерии, и патогенные клостридии, среди которых возбудитель столбняка; Proteobacteria (16,5%), к которым относятся возбудитель язвы желудка, менингита, гонореи и другие патогены; и, наконец, Bacteroidetes (6,3%), симбионты кожи и кишечника, часто становящиеся причиной оппортунистических инфекций, когда «нейтральные» или даже «полезные» микроорганизмы становятся патогенными при иммунодефицитах.

Приложение3

В нынешнее время науке известно приблизительно 3000 видов разнообразных бактерий, но лишь небольшая их часть провоцирует болезни

Слайд 30Приложение3

Приложение3

Слайд 31Приложение3

Приложение3

Слайд 32Бактерии являют собой не сложные микроорганизмы - прокариоты - с уникальной

способностью к размножению, но размножаются бактерии вовсе не половым путем, а именно поперечным делением, так клеточное содержимое делится на части

Приложение3

Бактерии являют собой не сложные микроорганизмы - прокариоты - с уникальной способностью к размножению, но размножаются бактерии

Слайд 33«новые правила?»
Приложение3

«новые правила?»Приложение3

Слайд 34Как мы моем руки?
Приложение3

Как мы моем руки?Приложение3

Слайд 35Приложение3

Приложение3

Слайд 36Карточка
??? ??
Чтобы доказательно ответить на вопрос, почему перед едой необходимо мыть

руки с мылом, проделайте такой опыт

За два дня до опыта чашки Петри закройте крышками. Приготовьте питательную смесь: вымойте клубень картофеля, очистите, разрежьте пополам и вымочите 2-3 ч в 1-процентном растворе соды, затем сварите его и разрежьте на ломтики, положите их на фильтровальную бумагу и чашки Петри ( это и есть питательная среда для выращивания бактерий). Прикоснитесь к одной пластинке пальцем немытой руки, к другой- пальцем мытой руки, но без мыла, а к третьей прикоснитесь, предварительно хорошо вымыв руки с мылом. Оставьте опыт на два дня, сравните результаты, сделайте вывод и расскажите об этом на уроке биологии, показывая результаты опыта.

Приложение3

Карточка ??? ??Чтобы доказательно ответить на вопрос, почему перед едой необходимо мыть руки с мылом, проделайте такой

Слайд 37Карточка
Задание: Правильно выберите характеристики бактерий и занесите соответствующие цифры в таблицу.


Форма бактерий:
1-палочковидная; 2- шаровидная;
3-изогнутая
Название групп бактерий по форме тела:
1-кокки;2-вибрионы;3-бациллы
Способы получения органических веществ:
1- из живых организмов, обеспечивая их минеральными веществами; 2- получают из отмерших организмов или продуктов их жизнедеятельности; 3- из живых организмов, отравляя организм хозяина

Приложение3

КарточкаЗадание: Правильно выберите характеристики бактерий и занесите соответствующие цифры в таблицу. Форма бактерий:1-палочковидная; 2- шаровидная;3-изогнутаяНазвание групп бактерий

Слайд 38Карточка

Приложение3

Карточка Приложение3

Слайд 39Карточка
Задание: Правильно выберите характеристики бактерий и занесите соответствующие цифры в таблицу.


Характер жизнедеятельности:
1- способствуют перегниванию отмерших организмов; 2- усваивают сахар с выделением молочной кислоты; 3- отравляют живые организмы продуктами своей жизнедеятельности; 4- усваивают атмосферный азот и переводят его в доступные для растений соединения.
Значение бактерий:
1- вызывают инфекционные заболевания человека и животных; 2- являются санитарами планеты, участвуют в почвообразовании, вызывают порчу продуктов питания; 3- обогащают почву соединениями азота, доступными для растений; 4- используются для получения молочнокислых продуктов, силоса, квашения овощей.

Приложение3

КарточкаЗадание: Правильно выберите характеристики бактерий и занесите соответствующие цифры в таблицу. Характер жизнедеятельности:1- способствуют перегниванию отмерших организмов;

Слайд 40Карточка

Приложение3

Карточка Приложение3

Слайд 41Карточка
Тест
Как называют округлые бактерии?
А) бациллы
Б) кокки
В) спириллы
Г) вибрионы
2. В клетках

каких бактерий содержится хлорофилл?
А) сапрофитов
Б) симбионтов
В) патогенных
Г) цианобактерий
3. Как называются бактерии, которые живут внутри кишечника животныхи, перерабатывая пищу, поставляют витамины группы В и К?
А) симбионты
Б) паразиты
В) сапрофиты
Г) цианобактерии
4. Какие бактерии называли сине-зелеными водорослями, относя их к царству растений?
А) серобактерии
Б) цианобактерии
В) железобактерии
Г) азотфиксирующие

Приложение3

Карточка ТестКак называют округлые бактерии?А) бациллыБ) коккиВ) спириллыГ) вибрионы2. В клетках каких бактерий содержится хлорофилл?А) сапрофитовБ) симбионтовВ)

Слайд 42Карточка
Тест
Как называют округлые бактерии?
А) бациллы
Б) кокки *
В) спириллы
Г) вибрионы
2. В

клетках каких бактерий содержится хлорофилл?
А) сапрофитов
Б) симбионтов
В) патогенных
Г) цианобактерий *
3. Как называются бактерии, которые живут внутри кишечника животныхи, перерабатывая пищу, поставляют витамины группы В и К?
А) симбионты *
Б) паразиты
В) сапрофиты
Г) цианобактерии
4. Какие бактерии называли сине-зелеными водорослями, относя их к царству растений?
А) серобактерии
Б) цианобактерии *
В) железобактерии
Г) азотфиксирующие

Приложение3

Карточка ТестКак называют округлые бактерии?А) бациллыБ) кокки *В) спириллыГ) вибрионы2. В клетках каких бактерий содержится хлорофилл?А) сапрофитовБ)

Слайд 43?????
Подсчитайте сколько дней бактерии могут сохранять свою жизнь в виде спор,

если известно, что споры выдерживают неблагоприятные условия:
холеры 2 дня,
чумы – в 4 раза дольше,
тифа – в 30 раз дольше,
туберкулеза – в 150 раз дольше,
сибирской язвы – в 1826 раз.

Приложение3

?????Подсчитайте сколько дней бактерии могут сохранять свою жизнь в виде спор, если известно, что споры выдерживают неблагоприятные

Слайд 44?????
Подсчитайте сколько дней бактерии могут сохранять свою жизнь в виде спор,

если известно, что споры выдерживают неблагоприятные условия:
холеры 2 дня,
чумы – в 4 раза дольше, (* выдерживают высушивание 8 дней);
тифа – в 30 раз дольше, (* 60 дней);
туберкулеза – в 150 раз дольше, (* до 10 месяцев);
сибирской язвы – в 1826 раз (* до 10 лет ).

Приложение3

?????Подсчитайте сколько дней бактерии могут сохранять свою жизнь в виде спор, если известно, что споры выдерживают неблагоприятные

Слайд 45??? ??
Подсчитайте, сколько бактерий содержится в одном кубическом метре воздуха, если известно,

что в морском воздухе попадается всего 1;
в городском парке в 400 раз больше;
на улице города в 12 раз больше, чем в парке;
в непроветренной комнате в 56 раз больше, чем на улице города;
на скотном дворе в 7раз больше, чем в непроветренной комнате.

Приложение3

??? ??Подсчитайте, сколько бактерий содержится в одном кубическом метре воздуха, если известно, что в морском воздухе попадается

Слайд 46??? ??
Подсчитайте, сколько бактерий содержится в одном кубическом метре воздуха, если известно,

что в морском воздухе попадается всего 1;
в городском парке в 400 раз больше; (*400)
на улице города в 12 раз больше, чем в парке; (* 400х12=4 800)
в непроветренной комнате в 56 раз больше, чем на улице города;
(*56х4800=268 800)
на скотном дворе в 7раз больше, чем в непроветренной комнате.
(*7х268800=1 881 600)

Приложение3

??? ??Подсчитайте, сколько бактерий содержится в одном кубическом метре воздуха, если известно, что в морском воздухе попадается

Слайд 47Карточка
Заполните таблицу.
Приложение3

Карточка Заполните таблицу.Приложение3

Слайд 48Карточка
Заполните таблицу.
Приложение3

Карточка Заполните таблицу.Приложение3

Слайд 49Приложение 4
Д/З:
*параграф учебника;
Учащимся предлагается подготовить следующие сообщения-проекты:
«Как мы моем руки»
«Чистота-залог здоровья»

Приложение 4Д/З:*параграф учебника;Учащимся предлагается подготовить следующие сообщения-проекты:«Как мы моем руки»«Чистота-залог здоровья»

Слайд 50Приложение 5
- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот,

который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их под музыку)
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)
Приложение 5- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть