Презентация, доклад к уроку Среда обитания 5 класс ФГОС

Содержание

Тема: Среда обитания организмов. .

Слайд 1У осла и соловья, У лисы и журавля, У стрекоз и муравья Жизнь у

каждого своя. Каждый соблюдает точно Свой режим и дня, и ночи, И у каждого свое Облюбовано жилье.
Выбирает привереда Лишь свое меню обеда, А в дороге изберут Каждый собственный Маршрут – У букашки и у птички. Тем-то каждый и хорош, Что на прочих не похож.
Л. Ердаков.
У осла и соловья, У лисы и журавля, У стрекоз и муравья Жизнь у каждого своя. Каждый

Слайд 2Тема: Среда обитания организмов.
.

Тема: Среда обитания организмов.  .

Слайд 3Цели урока:
Узнать, что такое среда обитания организмов;

Познакомиться с отличительными особенностями разных

сред обитания организмов;

Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;

Цели урока:Узнать, что такое среда обитания организмов;Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; Найти отличия между

Слайд 4Какие царства организмов вы знаете?

Какие царства организмов вы знаете?

Слайд 7Заполним таблицу:

Заполним таблицу:

Слайд 8Какая среда самая древняя? Почему?

Какая среда самая древняя? Почему?

Слайд 11Разделимся на группы:
1 группа: водная среда
2 группа: наземно-воздушная среда
3 группа: почвенная

среда
4 группа : организменная среда
Разделимся на группы:1 группа: водная среда2 группа: наземно-воздушная среда3 группа: почвенная среда4 группа : организменная среда

Слайд 121.Прочитайте текст, заполните соответствующую колонку в таблице.
Рыбы и ра­ко­об­раз­ные дышат жаб­ра­ми.

Это спе­ци­аль­ные ор­га­ны, ко­то­рые из­вле­ка­ют из воды рас­тво­рен­ный в ней кис­ло­род, необ­хо­ди­мый для ды­ха­ния.
Ля­гуш­ка, на­хо­дясь под водой, дышит кожей. Осво­ив­шие воду мле­ко­пи­та­ю­щие дышат лег­ки­ми, им необ­хо­ди­мо пе­ри­о­ди­че­ски под­ни­мать­ся к по­верх­но­сти воды для вдоха.
По­доб­ным об­ра­зом ведут себя и вод­ные жуки, толь­ко у них, как и у дру­гих на­се­ко­мых, не лег­кие, а осо­бые ды­ха­тель­ные тру­боч­ки – тра­хеи.
Одни ор­га­низ­мы (фо­рель) могут жить толь­ко в бо­га­той кис­ло­ро­дом воде.  Сазан, ка­рась, линь вы­дер­жи­ва­ют недо­ста­ток кис­ло­ро­да. Зимой, когда мно­гие во­до­е­мы ско­ва­ны льдом, может на­сту­пить замор рыб, т. е. мас­со­вая ги­бель их от уду­шья. Чтобы кис­ло­род по­сту­пал в воду, во льду про­ру­ба­ют лунки. В вод­ной среде мень­ше света, чем в на­зем­но-воз­душ­ной. В оке­а­нах и морях на глу­бине 200 мет­ров – цар­ство су­ме­рек, а еще ниже – веч­ная тьма. Со­от­вет­ствен­но, вод­ные рас­те­ния встре­ча­ют­ся лишь там, где до­ста­точ­но света. Глуб­же могут жить толь­ко жи­вот­ные. Глу­бо­ко­вод­ные жи­вот­ные пи­та­ют­ся па­да­ю­щи­ми из верх­них слоев мерт­вы­ми остан­ка­ми раз­лич­ных мор­ских оби­та­те­лей.
Осо­бен­ность мно­гих мор­ских жи­вот­ных – это при­спо­соб­ле­ние для пла­ва­ния. У рыб, дель­фи­нов и китов – это плав­ни­ки. У тю­ле­ней  и мор­жей – ласты. У боб­ров, выдр, во­до­пла­ва­ю­щих птиц есть пе­ре­пон­ки между паль­ца­ми. У жука пла­вун­ца есть пла­ва­тель­ные ножки, по­хо­жие на весла.

1.Прочитайте текст, заполните соответствующую колонку в таблице.Рыбы и ра­ко­об­раз­ные дышат жаб­ра­ми. Это спе­ци­аль­ные ор­га­ны, ко­то­рые из­вле­ка­ют из

Слайд 13Приспособления к водной среде обитания
обтекаемая форма тела
наличие слизи на теле
плавники,
ласты
подкожный слой

жира
Приспособления к водной среде обитанияобтекаемая форма теланаличие слизи на телеплавники,ластыподкожный слой жира

Слайд 14Приспособления растений к водной среде

Приспособления растений к водной среде

Слайд 152.Прочитайте текст, заполните соответствующую колонку в таблице.
Рас­те­ния и жи­вот­ные за­суш­ли­вых мест

оби­та­ния имеют спе­ци­аль­ные при­спо­соб­ле­ния для до­бы­ва­ния, за­па­са­ния и эко­но­мич­но­го рас­хо­до­ва­ния воды.
В рай­о­нах с хо­лод­ной зимой в те­че­ние года за­мет­но ме­ня­ет­ся вся жизнь ор­га­низ­ма. Осен­ний ли­сто­пад, отлет пе­ре­лет птиц в теп­лые края, смена шер­сти у зве­рей на более гу­стую и теп­лую - все это при­спо­соб­ле­ние живых су­ществ к се­зон­ным из­ме­не­ни­ям в при­ро­де.
В на­зем­но-воз­душ­ной среде можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху. И жи­вот­ные этим поль­зу­ют­ся. Ноги одних при­спо­соб­ле­ны к бегу: стра­ус, ге­пард, зебра. Дру­гих – к прыж­кам: кен­гу­ру, туш­кан­чик. Из каж­дых 100 оби­та­ю­щих в этой среде жи­вот­ных 75 умеют ле­тать. Это боль­шин­ство на­се­ко­мых, птиц и неко­то­рые звери, на­при­мер, ле­ту­чая мышь.

2.Прочитайте текст, заполните соответствующую колонку в таблице.Рас­те­ния и жи­вот­ные за­суш­ли­вых мест оби­та­ния имеют спе­ци­аль­ные при­спо­соб­ле­ния для до­бы­ва­ния,

Слайд 16Приспособительные особенности животных

крылья
конечности для передвижения по твердой поверхности
шерсть,
перья
приспособления для экономного расходования

влаги
приспособления для опыления растений
Органы зрения

Приспособительные особенности животныхкрыльяконечности для передвижения по твердой поверхностишерсть,перьяприспособления для экономного расходования влаги приспособления для опыления растенийОрганы зрения

Слайд 17Приспособления растений

Хорошо развиты органы: корень, стебель, листья и т.д.
Приспособления к опылению:

яркая окраска цветков, аромат
Приспособления к сохранению влаги


Приспособления растенийХорошо развиты органы: корень, стебель, листья и т.д.Приспособления к опылению: яркая окраска цветков, ароматПриспособления к сохранению

Слайд 183.Прочитайте текст, заполните соответствующую колонку в таблице.
Стро­е­ние тела крота, цо­ко­ра и

сле­пы­ша го­во­рит о том, что все они оби­та­те­ли поч­вен­ной среды. Пе­ред­ние ноги у крота и цо­ко­ра – глав­ный ин­стру­мент для рытья. Они плос­кие, как ло­па­ты, с очень боль­ши­ми ког­тя­ми. А у сле­пы­ша ноги обыч­ные. Он вгры­за­ет­ся в почву мощ­ны­ми пе­ред­ни­ми зу­ба­ми. Тело у всех этих зверь­ков оваль­ное, ком­пакт­ное, для более удоб­но­го пе­ре­ме­ще­ния по под­зем­ным ходам. Крот от рож­де­ния до смер­ти живет под зем­лей, света бе­ло­го не видит. Как зем­ле­коп, он не знает себе рав­ных. Всё у него для рытья при­спо­соб­ле­но наи­луч­шим об­ра­зом. Мех ко­рот­кий и глад­кий, чтобы не цеп­лять­ся за землю. Глаз­ки у крота кро­хот­ные, с ма­ко­вое зер­ныш­ко. Веки их плот­но за­кры­ва­ют, когда это необ­хо­ди­мо, а у неко­то­рых кро­тов глаза и вовсе за­рос­ли кожей. Пе­ред­ние лапы у крота – на­сто­я­щие ло­па­ты. Кости на них плос­кие, а кисть вы­вер­ну­та так, чтобы удоб­ней было рыть землю перед собой и от­гре­бать её назад. За день он про­ры­ва­ет 20 новых ходов. Под­зем­ные ла­би­рин­ты кро­тов могут про­сти­рать­ся на огром­ные рас­сто­я­ния.
3.Прочитайте текст, заполните соответствующую колонку в таблице.Стро­е­ние тела крота, цо­ко­ра и сле­пы­ша го­во­рит о том, что все

Слайд 19Обитатели почвенной среды
Медведка
Крот
Поперечный срез почвы

Обитатели почвенной средыМедведкаКротПоперечный срез почвы

Слайд 204.Прочитайте текст, заполните соответствующую колонку в таблице.
Некоторые организмы используют тела других

видов в качестве среды обитания. Эту среду обитания освоили животные-паразиты, например круглый червь аскарида, печеночный сосальщик, бычий цепень, малярийный плазмодий и др. У паразитов нет недостатка в пище, и они защищены от воздействия внешней среды; внутренняя среда в которой обитает паразит обладает постоянством солевого состава и осмотического давления; отсутствует угроза высыхания. Организмы, использующие другие организмы в качестве среды обитания называют эндобионты.
Организменная среда обитания это в основном среда ПАРАЗИТОВ. ЧЕРТЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ к паразитическому образу жизни:
- сложные жизненные циклы со сменой хозяев,
- преимущественное развитие половой системы и большая плодовитость,
- упрощение органов и систем (дегенерация) ,
- возможны специальные приспособления: венчики и хоботки с кутикулярными крючьями, присоски, присасывательные щели.

4.Прочитайте текст, заполните соответствующую колонку в таблице.Некоторые организмы используют тела других видов в качестве среды обитания. Эту

Слайд 21Организменная среда обитания
Условия постоянные.
Живые организмы имеют специальные приспособления: присоски, крючочки,

большая плодовитость.
Организменная среда обитания  Условия постоянные.Живые организмы имеют специальные приспособления: присоски, крючочки, большая плодовитость.

Слайд 22Обитатели организменной среды
Аскарида человечекая
Вошь человеческая, чесоточный зудень
Наездники
Блоха
Клоп постельный

Обитатели организменной средыАскарида человечекаяВошь человеческая, чесоточный зуденьНаездникиБлохаКлоп постельный

Слайд 23Растения-паразиты не имеют зеленых листьев, питаются за счет хозяина с помощью

корней-присосок

Раффлезия Арнольди

Петров крест

Растения-паразиты не имеют зеленых листьев, питаются за счет хозяина с помощью корней-присосокРаффлезия АрнольдиПетров крест

Слайд 24Выводы по уроку:
Cреда обитания – условия, окружающие организм.
Различают наземно– воздушную, водную,

почвенную, организменную среды обитания.
Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде
Домашнее задание:
пар.5, вопросы.
Используя дополнительные источники литературы, подумайте: почему организмы в наземно-воздушной среды более многообразны?
Выводы по уроку:Cреда обитания – условия, окружающие организм.Различают наземно– воздушную, водную, почвенную, организменную среды обитания.Каждый организм приспособлен

Слайд 25Задание №1. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».

1. Различают 2

среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 9 метров.
4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.
6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
                
Задание №1. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.2. Чтобы

Слайд 26 (-, +, +, -, +,+        взаимопроверка)
 Задание №2.По описанию определи, о какой среде

идет речь. Ответ запиши.
1.Эта среда  довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
2.Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
3.В эту среду проникает мало света, продукт жизнедеятельности живых организмов.
4.Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
5.Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.

 (-, +, +, -, +,+        взаимопроверка) Задание №2.По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.1.Эта среда  довольно

Слайд 27Рефлексия
Сегодня урок :
лёгкий – трудный
интересный – скучный
полезный – ненужный
Я ученик:
старательный –

ленивый
внимательный – невнимательный
урок усвоил – не усвоил

РефлексияСегодня урок :лёгкий – трудныйинтересный – скучныйполезный – ненужныйЯ ученик:старательный – ленивый внимательный – невнимательныйурок усвоил –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть