Слайд 1У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
Жизнь у
каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье.
Выбирает привереда
Лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный
Маршрут –
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.
Л. Ердаков.
Слайд 2Тема: Среда обитания организмов.
.
Слайд 3Цели урока:
Узнать, что такое среда обитания организмов;
Познакомиться с отличительными особенностями разных
сред обитания организмов;
Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;
Слайд 4Какие царства организмов вы знаете?
Слайд 8Какая среда самая древняя? Почему?
Слайд 11Разделимся на группы:
1 группа: водная среда
2 группа: наземно-воздушная среда
3 группа: почвенная
среда
4 группа : организменная среда
Слайд 121.Прочитайте текст, заполните соответствующую колонку в таблице.
Рыбы и ракообразные дышат жабрами.
Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород, необходимый для дыхания.
Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. Освоившие воду млекопитающие дышат легкими, им необходимо периодически подниматься к поверхности воды для вдоха.
Подобным образом ведут себя и водные жуки, только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.
Одни организмы (форель) могут жить только в богатой кислородом воде. Сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованы льдом, может наступить замор рыб, т. е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине 200 метров – царство сумерек, а еще ниже – вечная тьма. Соответственно, водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. Глубоководные животные питаются падающими из верхних слоев мертвыми останками различных морских обитателей.
Особенность многих морских животных – это приспособление для плавания. У рыб, дельфинов и китов – это плавники. У тюленей и моржей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.
Слайд 13Приспособления к водной среде обитания
обтекаемая форма тела
наличие слизи на теле
плавники,
ласты
подкожный слой
жира
Слайд 14Приспособления растений к водной среде
Слайд 152.Прочитайте текст, заполните соответствующую колонку в таблице.
Растения и животные засушливых мест
обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды.
В районах с холодной зимой в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе.
В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик. Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь.
Слайд 16Приспособительные особенности животных
крылья
конечности для передвижения по твердой поверхности
шерсть,
перья
приспособления для экономного расходования
влаги
приспособления для опыления растений
Органы зрения
Слайд 17Приспособления растений
Хорошо развиты органы: корень, стебель, листья и т.д.
Приспособления к опылению:
яркая окраска цветков, аромат
Приспособления к сохранению влаги
Слайд 183.Прочитайте текст, заполните соответствующую колонку в таблице.
Строение тела крота, цокора и
слепыша говорит о том, что все они обитатели почвенной среды. Передние ноги у крота и цокора – главный инструмент для рытья. Они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. А у слепыша ноги обычные. Он вгрызается в почву мощными передними зубами. Тело у всех этих зверьков овальное, компактное, для более удобного перемещения по подземным ходам. Крот от рождения до смерти живет под землей, света белого не видит. Как землекоп, он не знает себе равных. Всё у него для рытья приспособлено наилучшим образом. Мех короткий и гладкий, чтобы не цепляться за землю. Глазки у крота крохотные, с маковое зернышко. Веки их плотно закрывают, когда это необходимо, а у некоторых кротов глаза и вовсе заросли кожей. Передние лапы у крота – настоящие лопаты. Кости на них плоские, а кисть вывернута так, чтобы удобней было рыть землю перед собой и отгребать её назад. За день он прорывает 20 новых ходов. Подземные лабиринты кротов могут простираться на огромные расстояния.
Слайд 19Обитатели почвенной среды
Медведка
Крот
Поперечный срез почвы
Слайд 204.Прочитайте текст, заполните соответствующую колонку в таблице.
Некоторые организмы используют тела других
видов в качестве среды обитания. Эту среду обитания освоили животные-паразиты, например круглый червь аскарида, печеночный сосальщик, бычий цепень, малярийный плазмодий и др. У паразитов нет недостатка в пище, и они защищены от воздействия внешней среды; внутренняя среда в которой обитает паразит обладает постоянством солевого состава и осмотического давления; отсутствует угроза высыхания. Организмы, использующие другие организмы в качестве среды обитания называют эндобионты.
Организменная среда обитания это в основном среда ПАРАЗИТОВ. ЧЕРТЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ к паразитическому образу жизни:
- сложные жизненные циклы со сменой хозяев,
- преимущественное развитие половой системы и большая плодовитость,
- упрощение органов и систем (дегенерация) ,
- возможны специальные приспособления: венчики и хоботки с кутикулярными крючьями, присоски, присасывательные щели.
Слайд 21Организменная среда обитания
Условия постоянные.
Живые организмы имеют специальные приспособления: присоски, крючочки,
большая плодовитость.
Слайд 22Обитатели организменной среды
Аскарида человечекая
Вошь человеческая, чесоточный зудень
Наездники
Блоха
Клоп постельный
Слайд 23Растения-паразиты не имеют зеленых листьев, питаются за счет хозяина с помощью
корней-присосок
Раффлезия Арнольди
Петров крест
Слайд 24Выводы по уроку:
Cреда обитания – условия, окружающие организм.
Различают наземно– воздушную, водную,
почвенную, организменную среды обитания.
Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде
Домашнее задание:
пар.5, вопросы.
Используя дополнительные источники литературы, подумайте: почему организмы в наземно-воздушной среды более многообразны?
Слайд 25Задание №1. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».
1. Различают 2
среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 9 метров.
4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.
6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
Слайд 26 (-, +, +, -, +,+ взаимопроверка)
Задание №2.По описанию определи, о какой среде
идет речь. Ответ запиши.
1.Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
2.Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
3.В эту среду проникает мало света, продукт жизнедеятельности живых организмов.
4.Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
5.Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.
Слайд 27Рефлексия
Сегодня урок :
лёгкий – трудный
интересный – скучный
полезный – ненужный
Я ученик:
старательный –
ленивый
внимательный – невнимательный
урок усвоил – не усвоил