Слайд 1Какую роль скелетные мышц выполняют в работе опорно-двигательной системы и всего
организма?
Как устроена скелетная мышца?
Слайд 3Решение биологических задач
В результате чего мышцы вызывают движение тела человека, отдельных
его суставов, внутренних органов?
Почему при нарушении кровоснабжения мышц нарушается их работа и могут возникнуть болезненные ощущения?
Какие мышцы обеспечивают сохранение вертикального положения тела?
Почему для совершения движения необходимо участие минимум двух мышц?
Слайд 4Работа скелетных мышц
Учитель биологии
Мингазова Г.Г.
Слайд 5Цель: Узнать механизмы работы скелетных мышц человека.
Задачи:
Узнать какие бывают виды
работы мышц;
Значение работы мышц;
Тренировка мышц.
Слайд 6Двигательная единица
Мышцы сокращаются только после того, как получают возбуждение из центральной
нервной системы. Один двигательный нейрон и связанные с ним мышечные волокна называются двигательной единицей. Сила сокращения мышц зависит от увеличения количества двигательных единиц вовлеченных в процесс.
Слайд 7Изменение мышцы при тренировках
В начале тренировок успех нарастает довольно быстро за
счет увеличения числа двигательных единиц, включающихся в действие одновременно.
Затем результаты нарастают медленнее, потому что начинают перестраиваться сами мышечные волокна. В них увеличивается число сократительных нитей и митохондрий.
Это явление называют тренировочным эффектом.
Слайд 8Энергетика мышечного сокращения
Нервная система дает импульс для начала и прекращения работы.
Энергия, за счет которой сокращается мышечное волокно, выделяется в результате окисления органического вещества, содержащегося в самом волокне - глюкозы. При этом в клетках образуется много веществ, способных компенсировать потери. После работы во время отдыха восстанавливается много больше того, что было израсходовано.
Возникает тренировочный эффект, при котором синтез обгоняет распад.
Слайд 9Недостаток подвижности — гиподинамия
Малая подвижность снижает активность биологического окисления, перестают в
достаточном количестве вырабатываться вещества, богатые энергией, за счет которых образуются клеточные структуры: митохондрии, сократительные нити, мембраны клетки. Мышцы становятся дряблыми, теряют былую силу. Из костей уходят соли кальция. Человек становится слабым и вялым.
Слайд 10Регуляция работы
мышц-антагонистов
Если к двуглавой мышце приходят из нервного центра возбуждающие
сигналы и она сокращается, то трехглавая мышца расслабляется — не мешает действию двуглавой мышцы. Если сокращается трехглавая мышца, то расслабляется двуглавая и не мешает разгибать руку. Такая координация движений происходит не в самих мышцах, а в нервных центрах, управляющих мышцами.
Слайд 11 Если зафиксировать руку в нужном положении, тогда возбудятся нервные центры всех
мышц, участвующих в движении костей данного сустава. Двуглавая и трехглавая мышцы в этом случае сократятся одновременно. Кости предплечья прижмутся к плечевой кости, и движение в суставе прекратится. Кости станут неподвижными относительно друг друга. Бывшие мышцы-антагонисты станут работать как синергисты.
Слайд 12Динамическая и статическая работа
Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется
динамической. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, называется статической.
Слайд 13Лабораторная работа
Утомление при статической работе
Оборудование: секундомер, груз (4 — 5 кг)
Слайд 14Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ………… Из поперечно – полосатой мышечной
ткани образуются …………….мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).
Слайд 15ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У
меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
Слайд 16Домашнее задание: составить опорный конспект к §10-11, синквейн «мышцы»