Слайд 1МОУ СШ №30 г. Волжский Волгоградской области
учитель биологии Слащилина А.Н. 9 класс Презентация к уроку
Слайд 2Тема урока:
Происхождение человека.
Слайд 3Цели и задачи:
Обобщить и систематизировать
знания о:
а)
происхождении человека;
б) этапах эволюции человека;
в) роли биологических и социальных факторов
на разных стадиях антропогенеза.
Слайд 4Устами ученого.
«Только разобравшись в своём доисторическом прошлом, мы
сумеем понять, кем мы были и как стали такими, какие мы есть.» К.Кэмпбелл.
Слайд 5Правила работы в группах.
1. Распределите между собой обязанности.
2. Старайтесь проявлять умение
слышать и слушать.
3. Не стесняйтесь быть активными.
4. Будьте пунктуальными при выполнении заданий с временными рамками.
5. Соблюдайте конфиденциальность по отношению к другим группам.
6. Помните, что каждый имеет право быть ведущим.
Слайд 6Задание для группы №1.
Доказательства происхождения человека от животных.
Какие группы
доказательств известны в настоящее время? Напишите названия.
Рассмотрите рисунок и определите, к каким из групп относятся представленные примеры.
На основании рассуждений сделайте вывод.
Слайд 7Эмбриологические доказательства.
Присутствуют сходные этапы зародышевого развития человека и животных.
Слайд 8Сравнительно – анатомические доказательства.
Имеется единый план строения тел
человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов.
Слайд 9Палеонтологические доказательства
Теория эволюции человека от животных рассматривается на основании
находок останков древних человекоподобных существ.
Слайд 10Физиологические доказательства
Принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и
животных.
Слайд 11Биохимические доказательства.
Сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и
животных.
Слайд 12Генетические доказательства.
Заключаются в сходстве количества хромосом у человека и
человекообразных обезьян.
Слайд 13
Задание для группы №2.
Определите стадии и формы происхождения человека по
краткому описанию.
Слайд 14Инкогнито №1.
Они ходили на двух ногах, имели рост 155-158
см, скошенный лоб, мозг объемом около 1400
см3, не имели хорошо развитого
подбородочного выступа, пользовались огнем,
изготавливали разнообразные орудия из
камня, кости и имели зачаточную речь
Слайд 15Инкогнито №2.
Они ходили на двух ногах, имели рост
около
180 см, высокий прямой лоб, мозг объемом 1600
см3, развитый подбородочный выступ;
эти люди обитали в жилищах, пользовались
огнём, изготавливали орудия из кремния, кости;
у них было развито искусство, при общении использовали речь, стали приручать животных.
Слайд 16Инкогнито №3.
Они ходили на двух ногах, имели рост около
170
см, очень покатый лоб, мозг объемом около 900-
1200 см3, не имели подбородочного выступа,
пользовались огнём, изготавливали из камня
примитивный скребки и свёрла.
Слайд 17Инкогнито №4.
Они весили примерно 30-50 кг, объем мозга –
650 см3;
Рука их была близка к человеческой, челюсти менее массивные.
Изготавливали орудия труда –
чопперы (галечная культура),
строили несложные укрытия,
занимались собирательством.
Слайд 18 неандерталец.
Жил 200 000 – 28 000 лет назад;
Рост 150 - 158 см, коренастое тело с массивными мышцами.
Объем мозга - как у современных людей.
Отличался низким лбом, выступающим затылком, надбровными дугами.
Умел разводить огонь.
Питался почти исключительно мясом (охота, каннибализм).
Слайд 19Кроманьонец.
Они ходили на двух ногах, имели рост около 180
см; мозг объёмом около 1600см3, высокий прямой лоб, развитый подбородочный выступ;
жили в жилищах, пользовались огнём, изготавливали орудия из кремния, кости;
у них было развито искусство.
Слайд 21 Человек умелый.
Возраст - 2,4 – 1,5
млн. лет;
Останки найдены в Восточной Африке;
объем черепа около 670 см3.
Изготавливал примитивные каменные орудия - грубо обработанную гальку
Основной тип питания – падальщик.
Слайд 22
Задание для группы №3.
Укажите систематическое положение человека.
1. Царство:
2. Тип:
3. Подтип:
4. Класс:
5.
Подкласс:
6. Отряд:
7. Подотряд:
8. Семейство:
9. Род:
10. Вид:
А) Млекопитающие,
Б) Приматы,
В) Позвоночные,
Г) Человекообразные
обезьяны,
Д) Животные,
Е) Человек,
Ж) Хордовые,
З) Гоминиды(люди),
И) Плацентарные,
К) Человек разумный
Слайд 23Проверь себя
Царство - Животные
Тип - Хордовые
Подтип - Позвоночные
Класс
-Млекопитающие
Подкласс -Плацентарные
Отряд - Приматы
Подотряд -Человекообразные обезьяны
Семейство -Гоминиды
Род - Человек
Вид -Человек разумный
Слайд 24 :
Задание для группы №4.
Расскажите о стоянках
первобытного человека в Волгоградской области
Слайд 25 Задание для группы №5.
Выделите специфические особенности человека.
Слайд 26Проверьте свое мнение.
1) Развитие прямохождения, сводчатая стопа
2) Освобождение верхней конечности для
трудовой деятельности.
3) Увеличение объема переднего мозга и значительное развитие коры головного мозга.
4) Усложнение высшей нервной деятельности.
5) Мощная развитая мускулатура нижних конечностей .
6) Подвижная кисть руки, противопоставленный остальным большой палец.
7) Позвоночник с четырьмя изгибами (лордоза и кифозы).
8) Бинокулярное зрение.
9) Ограниченная плодовитость.
Слайд 27 Задание для группы №6.
Укажите биологические и социальные факторы антропогенеза
Слайд 28Правильные ответы.
Биологические:
1) Естественный отбор на фоне борьбы за
существование
2) Дрейф генов
3) Изоляция
4) Наследственная
изменчивость.
Социальные:
1) Общественная жизнь.
2) Сознание
3) Речь
4) Трудовая деятельность.
Слайд 29Задание для группы №7.
Составьте синквейн на тему «Человек».
Слайд 30 Дайте краткое определение понятий:
Антропогенез
Антропология
Расизм
Социальный дарвинизм
Слайд 31Небольшая рефлексия.
Что изменилось в вашем отношении?
Какое открытие вы сделали?
Выскажитесь предложением, выбирая
следующие фразы:
-сегодня я узнал(-а)…
-было интересно…
-Я понял(-а), что…
-теперь я могу…
-меня удивило…
-мне захотелось…