Презентация, доклад к уроку Генетика человека. Генеалогический метод изучения наследственности

Содержание

Лицо, от которого начинают составлять родословную называют пробандом. Братьев и сестер пробанда называют сибсами.

Слайд 1Генеалогический метод изучения наследственности человека.
Правила составления и анализ родословных


Генеалогический метод   изучения наследственности человека.Правила составления   и анализ родословных

Слайд 2Лицо, от которого начинают составлять родословную называют пробандом. Братьев и сестер

пробанда называют сибсами.
Лицо, от которого начинают составлять родословную называют пробандом. Братьев и сестер пробанда называют сибсами.

Слайд 3

Символы, применяемые

при составлении родословных



- мужчина

- женщина


- пробанд



- обладатели признака



- брак

Символы, применяемые   при составлении родословных -

Слайд 4


- двойной брак


- родственный брак


- дети

и порядок их рождения



- дизиготные близнецы



- монозиготные близнецы

- двойной брак - родственный брак - дети и порядок их рождения - дизиготные близнецы -

Слайд 5При анализе родословных следует
учитывать ряд особенностей разных
типов наследования признаков
Анализ родословных


При анализе родословных следуетучитывать ряд особенностей разныхтипов наследования признаков Анализ родословных

Слайд 61.Признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто

и у мальчиков, и у девочек;
2. Если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.
Примеры: полидактилия, веснушки, раннее облысение, сросшиеся пальцы, катаракта, хрупкость костей

Аутосомно-доминантное наследование

1.Признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;2.

Слайд 7Признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у

мальчиков, и у девочек
Признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком
Если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства
Примеры: альбинизм, рыжие волосы, сахарный диабет, врожденная глухота

Аутосомно-рецессивное наследование

Признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочекПризнак может проявиться

Слайд 8 Х - доминантное наследование:
Чаще признак проявляется у лиц женского пола;
Если мать

больна, а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола
Если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет.

Наследование, сцепленное с полом

Х - доминантное наследование:Чаще признак проявляется у лиц женского пола;Если мать больна, а отец здоров, то признак

Слайд 9Чаще признак встречается у лиц мужского пола;
Чаще признак проявляется через поколение;
Если

оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;
Если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателем признака могут быть и лица женского пола
Примеры: гемофилия, дальтонизм

Х – рецессивное наследование

Чаще признак встречается у лиц мужского пола;Чаще признак проявляется через поколение;Если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна,

Слайд 10Признак встречается только у лиц мужского пола;
Если отец несет признак, то,

как правило, этим признаком обладают и все сыновья
Примеры: гипертрихоз (повышенное оволосение ушной раковины), перепонки между пальцами

У – сцепленное наследование

Признак встречается только у лиц мужского пола;Если отец несет признак, то, как правило, этим признаком обладают и

Слайд 11признак одинаково встречается у представителей обоих полов;
признак передается потомкам только от

матери;
мать, несущая признак, передает его либо всему потомству, либо только его части.
Примеры: нарушение работы митохондрий

Цитоплазматическое наследование

признак одинаково встречается у представителей обоих полов;признак передается потомкам только от матери;мать, несущая признак, передает его либо

Слайд 12Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали или

радиусе (для обширных родословных). Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.

Правила составления родословных






I

II

Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали или радиусе (для обширных родословных). Поколения нумеруются

Слайд 132. Составление родословной начинают от пробанда.
Расположите символ пробанда ( в

зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.


2. Составление родословной начинают от пробанда. 	Расположите символ пробанда ( в зависимости от пола – квадратик или

Слайд 14 Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер

в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.



Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив

Слайд 15 Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией

брака
На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства







Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака	На линии родителей изобразите символы ближайших

Слайд 16 На линии пробанда укажите его двоюродных братьев и сестер, соединив их

соответствующим образом с линией родителей










На линии пробанда укажите его двоюродных братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей

Слайд 17 Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек














Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек

Слайд 18 Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии

ниже линии пробанда

















I

II

III

VI

Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии ниже линии пробандаIIIIIIVI

Слайд 19Определите, доминантным или рецессивным является изучаемый признак.
Если люди с изучаемым признаком

встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, и если признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным.

Рекомендации по определению типа наследования признака.

Определите, доминантным или рецессивным является изучаемый признак.Если люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в

Слайд 20Если, наоборот, люди с изучаемым признаком встречаются в родословной часто, в

каждом поколении, и если дети с таким признаком рождаются в тех семьях, где хотя бы один из родителей имеет данный признак, то можно думать, что изучаемый признак является доминантным.

Если, наоборот, люди с изучаемым признаком встречаются в родословной часто, в каждом поколении, и если дети с

Слайд 21Определите, в аутосоме или в половой хромосоме находится ген, обусловливающий

формирование изучаемого признака.
Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются приблизительно с одинаковой частотой, например, одинаково часто или одинаково редко, то можно думать, что изучаемый признак является аутосомным, то есть обусловливающий его ген расположен в аутосоме.


Определите, в аутосоме или в половой хромосоме находится ген,  обусловливающий формирование изучаемого признака.Если особи разного пола,

Слайд 22Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются с разной частотой

вплоть до отсутствия признака у представителей одного пола, то можно думать, что изучаемый признак сцеплен с полом: обусловливающий его ген расположен в половой хромосоме. Анализ передачи такого гена из поколения в поколение позволяет определить, в какой именно половой хромосоме – Х или Y - расположен этот ген.

Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются с разной частотой вплоть до отсутствия признака у представителей

Слайд 23Если ген находится в половой хромосоме, то определите: в какой именно

половой хромосоме – Х или Y – находится ген, обусловливающий формирование изучаемого признака. При этом возможны следующие варианты:
а) Если признак встречается только у особей мужского пола и передается только от отца сыну, то можно думать, что изучаемый ген находится в Y-хромосоме.
Если ген находится в половой хромосоме, то определите: в какой именно половой хромосоме – Х или Y

Слайд 24б) Если в конкретной родословной рецессивный признак встречается только у особей

мужского пола, у отцов которых данный признак отсутствует, но имеется у дедов или прадедов по материнской линии, то можно думать, что рецессивный аллель, обусловливающий развитие изучаемого признака, расположен в Х-хромосоме.
б) Если в конкретной родословной рецессивный признак встречается только у особей мужского пола, у отцов которых данный

Слайд 25в) Если среди особей с доминантным признаком особи женского пола встречаются

приблизительно в два раза чаще, чем особи мужского пола, и у мужчины с доминантным признаком все дочери тоже имеют этот признак, а у всех его сыновей этот признак отсутствует, то можно думать, что доминантный аллель, обусловливающий развитие изучаемого признака, расположен в Х-хромосоме.

в) Если среди особей с доминантным признаком особи женского пола встречаются приблизительно в два раза чаще, чем

Слайд 26После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей

или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной)
Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной
Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности

После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего

Слайд 27По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным

цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении








a a

a a

a a

A a

A a

A a

A a

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или

Слайд 28Ответ
Признак доминантный, не сцеплен с полом;
Генотипы детей I поколения: дочь Аа,

дочь аа, сын Аа;
Генотипы детей II поколения: дочь Аа
ОтветПризнак доминантный, не сцеплен с полом;Генотипы детей I поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;Генотипы детей II

Слайд 29По изображенной на рисунке родословной, установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный),

обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении










а а

а а

А -

А -

А а

А -

А а

А а

А -

По изображенной на рисунке родословной, установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей

Слайд 30Признак рецессивный;
Генотипы родителей: мать – аа, отец АА или Аа
Генотипы детей:

сын и дочь гетерозиготны - Аа

Ответ

Признак рецессивный;Генотипы родителей: мать – аа, отец АА или АаГенотипы детей: сын и дочь гетерозиготны - АаОтвет

Слайд 31По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным

цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении










а а

а а

а а

а а

А а

А а

А а

А а

А а

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или

Слайд 32Ответ
Признак доминантный, не сцеплен с полом
Генотипы детей I поколения: дочь Аа,

дочь аа, сын Аа;
Генотипы детей II поколения: дочь Аа, сын Аа
ОтветПризнак доминантный, не сцеплен с поломГенотипы детей I поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;Генотипы детей II

Слайд 33По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным

цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы родителей и детей в первом и во втором поколении















а а

а а

а а

А -

А -

А -

А -

А -

А -

А а

А а

А а

А а

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или

Слайд 34Ответ
Признак рецессивный, не сцеплен с полом
Генотипы родителей: мать аа, отец А-
Генотипы

детей I поколения Аа
Генотипы детей II поколения: в первом случае все дети А-, во втором случае девочка А -, девочка и мальчик аа

ОтветПризнак рецессивный, не сцеплен с поломГенотипы родителей: мать аа, отец А-Генотипы детей I поколения АаГенотипы детей II

Слайд 35По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным

цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы родителей и детей в первом и во втором поколении















Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

У

У

У

У

У

У

У

У

а

а

а

а

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

а

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или

Слайд 36Ответ
Признак рецессивный, ген сцеплен с Х – хромосомой;
Генотип родителей: мать ХА

Ха (носительница рецессивного гена), отец ХА У;
Генотипы детей I поколения: девочка носительница ХА Ха ,два мальчика с рецессивным признаком Ха У, две девочки доминантные гомозиготы ХА ХА или носительницы рецессивного гена ХА Ха ;
Генотипы детей II поколения: в первом случае две девочки доминантные гомозиготы ХА ХА или носительницы рецессивного гена ХА Ха ; мальчик с рецессивным признаком Ха У, мальчик с доминантным признаком ХА У; во втором случае мальчик с доминантным признаком ХА У;


ОтветПризнак рецессивный, ген сцеплен с Х – хромосомой;Генотип родителей: мать ХА Ха (носительница рецессивного гена), отец ХА

Слайд 37





























Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х

Х

Х Х

Х Х

Х Х

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

Х

А

А

А

А

А

А

А

А

а

а

а

а

ХХХХХХХХХХХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХУУУУУУУУУУУУХААААААААаааа

Слайд 38Наследование сцепленное с полом, ген находится в У – хромосоме
Ген доминантный

или рецессивный
Признак передается от отца к сыновьям
Наследование сцепленное с полом, ген находится в У – хромосомеГен доминантный или рецессивныйПризнак передается от отца к

Слайд 40Наследование, сцепленное с полом, признак доминантный, ген в Х – хромосоме.

Наследование, сцепленное с полом, признак доминантный, ген в Х – хромосоме.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть