Слайд 1Генеалогический метод
изучения наследственности человека.
Правила составления
и анализ родословных
Слайд 2Лицо, от которого начинают составлять родословную называют пробандом. Братьев и сестер
пробанда называют сибсами.
Слайд 3
Символы, применяемые
при составлении родословных
- мужчина
- женщина
- пробанд
- обладатели признака
- брак
Слайд 4
- двойной брак
- родственный брак
- дети
и порядок их рождения
- дизиготные близнецы
- монозиготные близнецы
Слайд 5При анализе родословных следует
учитывать ряд особенностей разных
типов наследования признаков
Анализ родословных
Слайд 61.Признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто
и у мальчиков, и у девочек;
2. Если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.
Примеры: полидактилия, веснушки, раннее облысение, сросшиеся пальцы, катаракта, хрупкость костей
Аутосомно-доминантное наследование
Слайд 7Признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у
мальчиков, и у девочек
Признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком
Если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства
Примеры: альбинизм, рыжие волосы, сахарный диабет, врожденная глухота
Аутосомно-рецессивное наследование
Слайд 8 Х - доминантное наследование:
Чаще признак проявляется у лиц женского пола;
Если мать
больна, а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола
Если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет.
Наследование, сцепленное с полом
Слайд 9Чаще признак встречается у лиц мужского пола;
Чаще признак проявляется через поколение;
Если
оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;
Если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателем признака могут быть и лица женского пола
Примеры: гемофилия, дальтонизм
Х – рецессивное наследование
Слайд 10Признак встречается только у лиц мужского пола;
Если отец несет признак, то,
как правило, этим признаком обладают и все сыновья
Примеры: гипертрихоз (повышенное оволосение ушной раковины), перепонки между пальцами
У – сцепленное наследование
Слайд 11признак одинаково встречается у представителей обоих полов;
признак передается потомкам только от
матери;
мать, несущая признак, передает его либо всему потомству, либо только его части.
Примеры: нарушение работы митохондрий
Цитоплазматическое наследование
Слайд 12Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали или
радиусе (для обширных родословных). Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.
Правила составления родословных
I
II
Слайд 132. Составление родословной начинают от пробанда.
Расположите символ пробанда ( в
зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.
Слайд 14 Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер
в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.
Слайд 15 Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией
брака
На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства
Слайд 16 На линии пробанда укажите его двоюродных братьев и сестер, соединив их
соответствующим образом с линией родителей
Слайд 17 Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек
Слайд 18 Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии
ниже линии пробанда
I
II
III
VI
Слайд 19Определите, доминантным или рецессивным является изучаемый признак.
Если люди с изучаемым признаком
встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, и если признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным.
Рекомендации по определению
типа наследования признака.
Слайд 20Если, наоборот, люди с изучаемым признаком встречаются в родословной часто, в
каждом поколении, и если дети с таким признаком рождаются в тех семьях, где хотя бы один из родителей имеет данный признак, то можно думать, что изучаемый признак является доминантным.
Слайд 21Определите, в аутосоме или в половой хромосоме находится ген, обусловливающий
формирование изучаемого признака.
Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются приблизительно с одинаковой частотой, например, одинаково часто или одинаково редко, то можно думать, что изучаемый признак является аутосомным, то есть обусловливающий его ген расположен в аутосоме.
Слайд 22Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются с разной частотой
вплоть до отсутствия признака у представителей одного пола, то можно думать, что изучаемый признак сцеплен с полом: обусловливающий его ген расположен в половой хромосоме. Анализ передачи такого гена из поколения в поколение позволяет определить, в какой именно половой хромосоме – Х или Y - расположен этот ген.
Слайд 23Если ген находится в половой хромосоме, то определите: в какой именно
половой хромосоме – Х или Y – находится ген, обусловливающий формирование изучаемого признака. При этом возможны следующие варианты:
а) Если признак встречается только у особей мужского пола и передается только от отца сыну, то можно думать, что изучаемый ген находится в Y-хромосоме.
Слайд 24б) Если в конкретной родословной рецессивный признак встречается только у особей
мужского пола, у отцов которых данный признак отсутствует, но имеется у дедов или прадедов по материнской линии, то можно думать, что рецессивный аллель, обусловливающий развитие изучаемого признака, расположен в Х-хромосоме.
Слайд 25в) Если среди особей с доминантным признаком особи женского пола встречаются
приблизительно в два раза чаще, чем особи мужского пола, и у мужчины с доминантным признаком все дочери тоже имеют этот признак, а у всех его сыновей этот признак отсутствует, то можно думать, что доминантный аллель, обусловливающий развитие изучаемого признака, расположен в Х-хромосоме.
Слайд 26После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей
или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной)
Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной
Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности
Слайд 27По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным
цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении
a a
a a
a a
A a
A a
A a
A a
Слайд 28Ответ
Признак доминантный, не сцеплен с полом;
Генотипы детей I поколения: дочь Аа,
дочь аа, сын Аа;
Генотипы детей II поколения: дочь Аа
Слайд 29По изображенной на рисунке родословной, установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный),
обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении
а а
а а
А -
А -
А а
А -
А а
А а
А -
Слайд 30Признак рецессивный;
Генотипы родителей: мать – аа, отец АА или Аа
Генотипы детей:
сын и дочь гетерозиготны - Аа
Ответ
Слайд 31По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным
цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении
а а
а а
а а
а а
А а
А а
А а
А а
А а
Слайд 32Ответ
Признак доминантный, не сцеплен с полом
Генотипы детей I поколения: дочь Аа,
дочь аа, сын Аа;
Генотипы детей II поколения: дочь Аа, сын Аа
Слайд 33По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным
цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы родителей и детей в первом и во втором поколении
а а
а а
а а
А -
А -
А -
А -
А -
А -
А а
А а
А а
А а
Слайд 34Ответ
Признак рецессивный, не сцеплен с полом
Генотипы родителей: мать аа, отец А-
Генотипы
детей I поколения Аа
Генотипы детей II поколения: в первом случае все дети А-, во втором случае девочка А -, девочка и мальчик аа
Слайд 35По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным
цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы родителей и детей в первом и во втором поколении
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
У
У
У
У
У
У
У
У
а
а
а
а
А
А
А
А
А
А
А
А
А
А
А
а
Слайд 36Ответ
Признак рецессивный, ген сцеплен с Х – хромосомой;
Генотип родителей: мать ХА
Ха (носительница рецессивного гена), отец ХА У;
Генотипы детей I поколения: девочка носительница ХА Ха ,два мальчика с рецессивным признаком Ха У, две девочки доминантные гомозиготы ХА ХА или носительницы рецессивного гена ХА Ха ;
Генотипы детей II поколения: в первом случае две девочки доминантные гомозиготы ХА ХА или носительницы рецессивного гена ХА Ха ; мальчик с рецессивным признаком Ха У, мальчик с доминантным признаком ХА У; во втором случае мальчик с доминантным признаком ХА У;
Слайд 37
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х Х
Х
Х
Х Х
Х Х
Х Х
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
У
Х
А
А
А
А
А
А
А
А
а
а
а
а
Слайд 38Наследование сцепленное с полом, ген находится в У – хромосоме
Ген доминантный
или рецессивный
Признак передается от отца к сыновьям
Слайд 40Наследование, сцепленное с полом, признак доминантный, ген в Х – хромосоме.