Слайд 1Терминологическая разминка
1.Генетика изучает закономерности….
2.Основоположником генетики является….
3.Объектом своих исследований Мендель выбрал….
4.Тип опыления
у гороха….
5.Совокупность генов организма…
6.Гетерозигота обозначается…
7.Совокупность всех признаков организма….
8.Гомозиготы обозначаются…
Слайд 29.Ген, контролирующий преобладающий признак
10. Ген, контролирующий подавляемый признак…
11.Аллельные гены….
12.Явление, при котором
часть гибридовF2 несет доминантный признак, а часть-рецессивный….
13.Гены аллельной пары называются…
14.Растения, в потомстве которых, при самоопылении, не наблюдается расщепление признаков называется…
15.Проявление промежуточных признаков в F1
при скрещивании чистых линий
наблюдается при…..
Слайд 3Проблемные вопросы
Ученые заметили, что в мире рождение девочек и мальчиков приближено
к соотношению 1:1. Почему так происходит?
Почему некоторые болезни женщины передают своим сыновьям, а дочери этими болезнями не страдают.
Почему у животных определенные фенотипические признаки также зависят от пола?
Слайд 4Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
Тема для вас:
«Введение в генетику пола
или то, что я еще не знаю, но должен знать».
Слайд 5Сегодня на уроке мы должны:
ответить на вопрос, от чего зависит
рождение мужских и женских особей?
познакомиться с типами определения пола;
научиться решать генетические задачи по новой теме.
Девиз урока: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».
Слайд 9Схема анализирующего скрещивания гетерозиготной и рецессивной форм.
Р
Аа х аа
G А ; а а
F1 Аа; аа
1 : 1
- гетерогаметный пол; - гомогаметный пол.
Слайд 10 Г.Мендель предположил, что по задаткам (хромосомам) один организм должен быть
гомозиготным, а другой гетерозиготным.
Это предположение было
подтверждено в начале ХХ века, когда Т.Моргану и его
сотрудникам удалось
установить, что самцы и самки различаются по набору хромосом.
ЧЕМ?
Возникает
вопрос,
в чём отличие
между
гаметами
разных
типов?
Слайд 12Классификация хромосом организма
Хромосомы
Аутосомы
Половые
хромосомы
Слайд 16схема расщепления по признаку пола у человека
XY
XY
Y
XY
ХХ
X
X
XX
XX
X
X
P
F1
Гаметы
Слайд 17Мальчик получится, если от мамы придёт Х хромосома, а от папы
–Y хромосома
ХХ
гомо
гаметный пол
XY гетеро
гаметный пол
Девочка имеет одну
Х хромосому от папы, а одну – от мамы
Слайд 18Закончите фразу
«Пол, образующий одинаковые гаметы называется_________, гетерогаметный пол – это пол…………………………………
Слайд 19Генетическое объяснения соотношения полов у человека.
ВИДЫ ПОЛОВЫХ
ХРОМОСОМ:
ХХ – женский пол ;
ХY
– мужской пол.
P XX x XY
G X X ; Y
F1 XX ; XY
Отношение полов 1 :1
Слайд 20Кто виноват?
Время от времени в социальных сетях
появляются письма от женщин с жалобами на мужей, упрекающих жен за то, что «вместо долгожданных сыновей» у них рождаются дочери. Справедливы ли их упреки?
Слайд 21От какого пола – гомозиготного или гетерозиготного –
зависит пол будущей
Слайд 22Млекопитающие, дрозофила
Прямокрылые
Птицы, пресмыкающиеся
Равнокрылые
Слайд 23Наследование вид наследования, при
сцепленное котором все гены
с
полом исследуемых признаков
находятся в половых
хромосомах
Х
Х
Х
У
Слайд 24Наследование признаков, сцепленных с полом
Y-хромосому называют генетически инертной или генетически пустой,
так как в ней очень мало генов.
Слайд 25Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном ХВ,
рыжая — геном Хb.
Гетерозиготы имеют черепаховую окраску.
Слайд 26
ХВХВ- черная кошка
ХвХв –рыжая кошка
ХВУ- черный кот
ХвУ- рыжий кот
? Х Х – черепаховая кошка ?
Слайд 27Почему не бывает трёхцветных котов?
На вопрос на такой кто ответить нам
готов?
Слайд 28Вывод
В – ген черной окраски сцеплены с Х
b – ген рыжей окраски хромосомой
XBXb - черепаховый окрас
Слайд 29Гемофилия
Гемофилия — наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови;
при этом заболевании возникают кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в результате травмы или хирургического вмешательства.
При гемофилии резко возрастает опасность гибели пациента от кровоизлияния в мозг и другие жизненно важные органы, даже при незначительной травме.
Слайд 30 Больные с тяжёлой формой гемофилии подвергаются инвалидизации вследствие
частых кровоизлияний в суставы и мышечные ткани. Обычно гемофилией болеют мужчины, а женщины являются носителем больного гена. В среднем, один из 10 000 мальчиков рождается с этой аномалией.
Эта патологическая мутация была в генотипе наследника царского престола русского царя Николая II - Алексея.
Слайд 31Дальтонизм
цветовая слепота — наследственная,
реже приобретённая особенность зрения, выражающаяся в неспособности
различать один или несколько цветов. Названа в честь Джона Дальтонареже приобретённая особенность зрения, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал один из видов цветовой слепоты на основании собственных ощущений, в 1794 году.
Встречается у 8 % мужчин и у 0,5 % женщин.
Слайд 32
Так видит картину человек:
а) с нормальным
восприятием цветов;
б) дальтоник.
Слайд 33Кто из детей будет дальтоником, если мать – носительница гена цветовой
слепоты, а отец не страдает цветовой слепотой (рецессивный ген d , вызывающий дальтонизм, локализован в Х хромосоме).
Слайд 34Дальтонизм
Наследование, сцепленное с Х-хромосомой идет по принципу: «Папенькина дочка, маменькин сыночек».
Слайд 35Наследование дальтонизма
ХD - нормальное зрение
ХDХD - ?
Хd - дальтонизм
ХD Хd - ?
Y - не несет гена
ХDY - ?
Хd Y - ?
Девочка здоровая
Девочка - носительница гена
Мальчик здоровый
Мальчик-дальтоник
ХвУ
наличие желез Х отсутствие
Гаметы ХВ Хв Хв У
F1 ХВХв ХВУ Хв Хв Хв У
наличие наличие отсутствие отсутствие
желез желез желез желез
Слайд 37Наследование черепахового окраса у кошек
Х
Р
XBY
XBXb
XBY
XBXb
XB
Y
Черепаховая кошка
Черный кот
Черный кот
Черепаховая кошка
XbY
ХВХВ
Рыжий кот
Слайд 38Рефлексия
1) Сегодня на уроке я_____
2) Больше всего мне понравилось_________
3) Самым интересным сегодня на уроке было____
4) Самым сложным для меня сегодня было______
5) Сегодня на уроке я почувствовал(а)__________
6) Сегодня я понял(а)____________
7) Сегодня я научился(лась)_________
8) Сегодня я задумался(лась)_________
9) Сегодняшний урок показал мне_______________
10) На будущее мне надо иметь в виду__________
Слайд 39Домашнее задание
§31, вопросы стр.139
Повторить §28-30 и основные законы и понятия генетики.