Слайд 1Борьба за существование и естественный отбор
Урок биологии 9 класс
Линийчук И.И.
Слайд 2В борьбе стихий, в развитье
постепенном
Все существа, все формы
создались
И жизнею могучею зажглись!
Э.Дарвин
Слайд 3Цель урока:
Продолжить формирование понятий о движущих силах эволюции.
Определить роль борьбы за
существование в эволюционном процессе.
Познакомиться с формами естественного отбора и определить его направляющую роль в эволюции.
Слайд 4Задание 1. Тестирование: Составьте пары.
I. Наследственная изменчивость
II. Естественный
отбор
III. Микроэволюция
IV. Популяционные волны
V. Макроэволюция
VI. Изоляция
VII. Мутационный процесс
VIII. Популяция
1. Поддерживает генетическую неоднородность природных популяций
2. Эволюционные преобразования, ведущие к формированию таксонов более высокого ранга, чем вид
3. Устраняет из популяции особи
с неудачными комбинациями генов
4. Элементарная единица эволюции
5. Обеспечивает барьеры, исключающие свободное скрещивание организмов
6. Элементарный материал эволюции
7. Эволюционные преобразования на уровне популяций, ведущие к видообразованию
8. Поставляют массовый элементарный материал для естественного отбора
Слайд 5Ответьте на вопросы
Что такое изменчивость и какие ее формы выделил Дарвин?
В
чем особенности модификационной изменчивости?
Какие виды наследственной изменчивости вы знаете? Каково их значение?
Слайд 6Борьба за существование.
Вдумайтесь в эти цифры: пресноводный рачок дафния способен оставить
после себя 1030 особей, их суммарная масса будет превосходить массу Земли. Но этого не происходит. Как вы думаете, почему?
Слайд 7Аскарида продуцирует в сутки до 200тыс. яиц, самка трески выметывает дл
10 млн. икринок, одно растение осота дает до 19 тыс. семян, а белены – более 400 тыс.
Таким образом, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам.
Слайд 8Дарвин о борьбе за существование.
В «Происхождение видов» Ч.Дарвин пишет: «Я должен
предупредить, что применяю этот термин в широком и метафорическом смысле, включая зависимость одного существа от другого, а также включая не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства».
Слайд 10Внутривидовая борьба
И меж растений царствует война.
Деревья, травы – вверх
растут задорно,
За свет и воздух борются упорно
А корни их, в земле неся, свой труд,
За почву и за влажность спор ведут.
Э. Дарвин
Слайд 11Межвидовая борьба
Охотнице сове средь ночи темной
Не жаль певца любви
и неги томной,
А соловей съедает светляка
Не посмотрев на прелесть огонька,
Светляк же – ночи светоч оживленный
Вползая вверх, цветок съедает томный.
Э. Дарвин
Слайд 12Борьба с неблагоприятными условиями .
Слайд 13Задание: Используя текст учебника, заполните таблицу «Борьба за существование»
Формы борьбы за
существование.
Слайд 14
В результате борьбы за существование выживают особи, наиболее приспособленные к условиям
окружающей среды.
Ч.Дарвин при сопоставлении фактов борьбы за существование и всеобщей изменчивости признаков и свойств пришел к заключению о неизбежности в природе избирательного уничтожения одних особей и размножении других – естественный отбор.
Слайд 15Естественный отбор – процесс дифференцированного (неслучайного, избирательного) выживания и воспроизведения организмов
в ходе эволюции.
Естественный отбор реализуется через действие естественных факторов среды (температура, влажность, свет, паразиты, конкуренты, враги, трудности добывания пищи), а также через сохранение и накопление мелких наследственных изменений.
Естественный отбор Дарвин считал главной движущей силой эволюции.
Слайд 16Результатом действия естественного отбора являются:
Постепенное усложнение и повышение уровня организации живых
существ;
Приспособленность организмов к условиям окружающей среды
Многообразие видов.
Слайд 18Стабилизирующий отбор.
Действует в постоянных условиях среды.
Направлен на поддержание ранее сложившегося среднего
признака или свойства.
Сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.
Слайд 19Движущий отбор.
Способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к
появлению новой средней нормы вместо существующей, переставшей соответствовать новым условиям.
Движущая форма действует при изменении условий внешней среды.
Слайд 20Дизруптивный отбор.
Действует при условиях, благоприятствующих крайним вариантам признака.
Этот отбор эффективен, когда
при усиленной конкуренции благоприятными оказываются сравнительно узкие приспособления к внешним условиям и популяция проявляет тенденцию к расчленению на более мелкие группы
Слайд 21Половой отбор-– естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола. Это частый
случай внутривидового естественного отбора, а не самостоятельный фактор эволюции.
.
Яркая окраска самцов многих птиц и невзрачная окраска самок;
Брачные крики и другие формы брачного поведения;
Специфические запахи;
Орудия турнирного боя (рога, клыки, шпоры).
Слайд 22Значение отбора
Накапливая полезные для популяции и вида наследственные изменения и отбрасывая
вредные, естественный отбор постепенно создает новые, более совершенные и прекрасно приспособленные к среде обитания виды.
Естественный отбор- главная движущая сила эволюции.
Слайд 231. Определите формы взаимоотношений организмов:
А) В загущенных посевах
кок-сагыза семена, проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и воды. Уже через 20-30 суток гибнут те растения, которые попадают под розетки листьев ранее взошедших растений.
Б) Зерновые хлеба часто страдают от черепашки (желто-зеленый клоп). Теленомус свое яйцо откладывает в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.
Г) После сильных снегопадов в тундре оленям трудно добывать ягель из-под снега, и многие животные гибнут от голода.
Д) Обычно добычей волков являются менее быстроногие и слабые олени.
Слайд 24Ответьте на вопрос
Американский орнитолог Г. Бампас зимой 1868 года собрал на
улицах Манхэттена 327 воробьев, окоченевших от мороза и метели. Птиц подвергли биометрическому анализу и одновременно отогревали. Выжили те особи, чьи признаки приближались к средним параметрам.
Какая форма отбора действовала в данном случае? Ответ поясните
Слайд 25Источники и литература.
Шаблон Pedsovet.su
1. Биология: Модуль №4 для 10 класса. Учебно-методическая
часть.
/Сост.: Н.А. Гаевский, д-р биол. наук, профессор кафедры физиологии растений
и биотехнологий, КрасГУ; Красноярск, 2006 — 39 стр
2. Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Чернова Н. М. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - Вентана-Граф, 2008 - 240 стр