Презентация, доклад к уроку биологии 11 класс Биосфера

Содержание

Жизнь и научное творчество Владимира Ивановича Вернадского1863-1945

Слайд 1ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ учитель МОУ СОШ № 83 Матвеева О.А.

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ  О БИОСФЕРЕ  учитель МОУ СОШ № 83 Матвеева О.А.

Слайд 2Жизнь и научное творчество Владимира Ивановича Вернадского
1863-1945

Жизнь и научное творчество Владимира Ивановича Вернадского1863-1945

Слайд 3Предки Вернадского
Родоначальник — литовский шляхтич Верна, во время войн Украины с

Польшей перешел на сторону Богдана Хмельницкого. Дед – Василий Иванович военный врач, получил дворянский титул, принимал участие в походах войска Суворова через Альпы

Суриков В.И.
Переход Суворова
через Альпы в 1799 году

Предки ВернадскогоРодоначальник — литовский шляхтич Верна, во время войн Украины с Польшей перешел на сторону Богдана Хмельницкого.

Слайд 4Отец Иван Васильевич
профессор политической экономии и статистики.
хорошо знал несколько европейских

языков, был создателем и разработчиком собственных оригинальных научных направлений

1821-1884 г.г.

Отец Иван Васильевичпрофессор политической экономии и статистики. хорошо знал несколько европейских языков, был создателем и разработчиком собственных

Слайд 5Мать и брат
Владимир Короленко - известный русский писатель
Мария Николаевна Вернадская,
урожденная

Шигаева –
первая российская
женщина-политэконом

Мать и братВладимир Короленко - известный русский писательМария Николаевна Вернадская, урожденная Шигаева –первая российская женщина-политэконом

Слайд 6Семья, детские годы и учеба
Владимир Вернадский родился 28 февраля (12 марта)

1863 г. в Санкт-Петербурге

В 1868 г. из-за неблагоприятного климата семья Вернадских переехала в Харьков — один из ведущих научных и культурных центров тогдашней Российской империи

В 1873 г. Владимир становится первоклассником Харьковской классической гимназии
Семья, детские годы и учебаВладимир Вернадский родился 28 февраля (12 марта) 1863 г. в Санкт-ПетербургеВ 1868 г.

Слайд 7Дмитрий Иванович Менделеев
После ее окончания он поступил на физико-математический факультет Петербургского

университета, где сконцентрировался цвет русской науки: Менделеев, Докучаев, Бекетов, Сеченов, Бутлеров.

1834 - 1907

Володя продолжил учебу в Первой петербургской гимназии, одной из лучших в России.

Дмитрий Иванович Менделеев После ее окончания он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, где сконцентрировался цвет русской

Слайд 8Василий Васильевич Докучаев
Самое большое влияние на мировоззрение Вернадского оказал В.В. Докучаев,

преподававший в университете минералогию и почвоведение.

1846-1903

Василий Васильевич Докучаев Самое большое влияние на мировоззрение Вернадского оказал В.В. Докучаев, преподававший в университете минералогию и

Слайд 9Дети Вернадского
Георгий и Нина
Вернадские
В.И.Вернадский
(рисунок дочери Нины)

Дети ВернадскогоГеоргий и Нина Вернадские   В.И.Вернадский (рисунок дочери Нины)

Слайд 10Минералогический кабинет МГУ

Минералогический кабинет МГУ

Слайд 11Радиевый институт
В конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт

и был назначен его директором.

«Ни одно государство и общество не могут относиться безразлично, как, каким путем, кем и когда будут использованы и изучены находящиеся в его владениях источники лучистой энергии». В.И.Вернадский 1910 год

Радиевый институтВ конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. «Ни

Слайд 12 1926 год Вернадский опубликовал знаменитую монографию "Биосфера", где

впервые сфера жизни, объединяющая все живые организмы от бактерий до человека, была рассмотрена как единое целое.
1926 год Вернадский опубликовал знаменитую монографию

Слайд 13Новые работы
С 1923 по 1936 г. были изданы отдельные тома его

«Истории минералов земной коры»



появились работы о природных водах, круговороте веществ, проблеме времени в науке.
Новые работыС 1923 по 1936 г. были изданы отдельные тома его «Истории минералов земной коры»появились работы о

Слайд 14Памятник Вернадскому
Памятник установлен
на проспекте В.И.Вернадского
к 120-летнему юбилею

ученого

Город Киев, Украина

Владимир Вернадский
скончался
6 января 1945 года
в Москве

Памятник ВернадскомуПамятник установлен  на проспекте В.И.Вернадского  к 120-летнему юбилею ученого Город Киев, УкраинаВладимир Вернадский

Слайд 15 "Ученые - те же фантазеры и художники; они не

вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство. У них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей они живут и для таких идей они работают".
В.И.Вернадский

Слайд 16БИОСФЕРА

БИОСФЕРА

Слайд 17Биосфера.
…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы

знаем только малую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…
В. И. Вернадский
Биосфера.…Сейчас в ней происходит бурный рассвет.      Мы знаем только малую частичку этой

Слайд 18
Что входит в понятие “биосфера”?

Вспомните, какие оболочки составляют биосферу?
Каковы основные функции живого вещества в биосфере?
Что входит в понятие “биосфера”?

Слайд 19Биосфера (от греч. bios - жизнь и sphaira - шар) -

оболочка Земли, состав, структура и свойства которой в той или иной степени определяются настоящей или прошлой деятельностью живых организмов.
Биосфера (от греч. bios - жизнь и sphaira - шар) - оболочка Земли, состав, структура и свойства

Слайд 20Понятие о биосфере было упомянуто в книге “Гидрогеология” (1802г) французским естествоиспытателем

Ж. Б. Ламарком.
В научном обиходе слово “биосфера” появилось в1875г. на страницах книги “Лик Земли” австрийского геолога Э. Зюсса.
Понятие о биосфере было упомянуто в книге “Гидрогеология” (1802г) французским естествоиспытателем

Слайд 21Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в

20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.
Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в.

Слайд 22 Заполните схему:
« Геосферы Земли»
Задание

Заполните схему: « Геосферы Земли»Задание

Слайд 23 «

Геосферы Земли»

ПРОВЕРЬТЕ:

ЛИТОСФЕРА
Оболочка земного шара:
Верхний слой – осадочные породы с гранитом
Нижний слой – бальзат

Стратосфера
(до 100 км, содержит озоновый слой)

Тропосфера
(15 км над землей, вкл. Водяные пары, перемещающиеся вдоль поверхности Земли)

АТМОСФЕРА
Воздушный слой над поверхностью Земли высотой до 100 км

ГИДРОСФЕРА
Мировой океан

« Геосферы Земли»ПРОВЕРЬТЕ:ЛИТОСФЕРАОболочка земного шара:Верхний слой –

Слайд 24 Границы

биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни организмов.
Биосфера обнаружена в пространстве от верхних слоев атмосферы (20 – 25 км) до 2-3 км ниже уровня суши и 1-2 км ниже дна океана.

Запомните!

Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для

Слайд 25

Укажите

физико – химические условия, определяющие границы биосферы.

Задание:

Укажите физико – химические условия, определяющие границы

Слайд 26 Физико – химические условия, определяющие границы биосферы
Определенный

уровень содержания кислорода и углекислого газа;
Определенный уровень содержания воды ( в жидкой фазе)
Благоприятный температурный режим
Наличие элементов минерального питания.

ПРОВЕРЬТЕ:

Физико – химические условия, определяющие границы биосферыОпределенный уровень содержания кислорода и углекислого газа;

Слайд 27Классификация веществ
биосферы по В.И. Вернадскому

Классификация веществ биосферы по В.И. Вернадскому

Слайд 28СЛОВАРЬ
Живое вещество – вещество всех живых организмов;
Биогенное вещество – вещество, создаваемое

и перерабатываемое живыми организмами
( уголь, нефть)
Косное вещество – вещество неживой природы.
Биокосное вещество – вещество, создаваемое совместно живыми организмами и косным веществом – почва.
СЛОВАРЬЖивое вещество – вещество всех живых организмов;Биогенное вещество – вещество, создаваемое и перерабатываемое живыми организмами ( уголь,

Слайд 30Функции живого вещества биосферы
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ
Фотосинтез растений позволяет накапливать солнечную энергию, которую используют

гетеротрофные организмы.

ГАЗОВАЯ

Обеспечение миграции кислорода, углекислого газа, азота, аммиака и др. и их превращения, поддерживающие состав атмосферы

Функции живого вещества биосферыЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯФотосинтез растений позволяет накапливать солнечную энергию, которую используют гетеротрофные организмы.ГАЗОВАЯОбеспечение миграции кислорода, углекислого газа,

Слайд 31Функции живого вещества биосферы
КОНЦЕНТРАЦИОННАЯ
Извлечение и накопление организмами биогенных элементов, что обуславливает

различие состава живого и косного вещества

ОКИСЛИТЕЛЬНО –
ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ

Способность живого вещества биосферы осуществлять окислительные и восстановительные реакции, невозможные в неживой природе.

Функции живого вещества биосферыКОНЦЕНТРАЦИОННАЯИзвлечение и накопление организмами биогенных элементов, что обуславливает различие состава живого и косного веществаОКИСЛИТЕЛЬНО

Слайд 32Функции живого вещества биосферы
ДЕСТРУКТИВНАЯ
Разложение органических соединений
БИОГЕОХИМИЧЕСКАЯ
Техногенез, по мнению А.Е. Ферсмана, -

новая, в геологическом смысле, форма созидания и превращения веществ в биосфере.
Функции живого вещества биосферыДЕСТРУКТИВНАЯРазложение органических соединенийБИОГЕОХИМИЧЕСКАЯТехногенез, по мнению А.Е. Ферсмана, - новая, в геологическом смысле, форма созидания

Слайд 33Свойства биосферы

Свойства биосферы

Слайд 34Задание:
Опишите все
свойства биосферы.

Задание:Опишите все свойства биосферы.

Слайд 35новое эволюционное состояние биосферы, когда в её развитии основным определяющим фактором

становится человеческий разум, - «мыслящая оболочка» по Вернадскому. Учение о ноосфере изучает проблему взаимоотношений человеческого общества и природы.

Ноосфера

новое эволюционное состояние биосферы, когда в её развитии основным определяющим фактором становится человеческий разум, - «мыслящая оболочка»

Слайд 36Выберите из предложенных суждений правильные.
Биосфера – это совокупность всех биогеоценозов.
Биосфера –

это открытая система.
Живое вещество в биосфере выполняет биогеохимические и концентрационные функции.
Нижняя граница обитания живых существ проходит в литосфере на глубине 2 -3 км.

Вопросы и задания:

Выберите из предложенных суждений правильные.Биосфера – это совокупность всех биогеоценозов.Биосфера – это открытая система.Живое вещество в биосфере

Слайд 37Установите соответствие.
А – Почва.

В – Биоэнергетические проблемы.
С – В.И. Вернадский. Д - Автотрофные организмы.
1. Академик, основоположник биогеохимии.
2. Верхний слой суши, образованный под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата из материнских горных пород, на которых он находится.
3. Человек пытается использовать нетрадиционные источники энергии: энергию Солнца, тепло земных недр, тепловую и механическую энергию Океана.
4. Весь кислород атмосферы образован благодаря деятельности…

Вопросы и задания:

1 - С 3 - В
2 - А 4 - Д

Установите соответствие.   А – Почва.         В –

Слайд 38Выучить понятия и термины по конспекту.
На выбор:
Сообщение об экологической

проблеме (презентации приветствуются).
Составить блок вопросов и заданий по данной теме.

Домашнее задание:

Выучить понятия и термины по конспекту.  На выбор:Сообщение об экологической проблеме (презентации приветствуются).Составить блок вопросов и

Слайд 39Влияние деятельности человека на биосферу

Влияние деятельности человека на биосферу

Слайд 40 Человечество – часть природы, должно жить по законам природы, а

не нарушать их.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СВЕДЕНИЕ ЛЕСОВ
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ, ПОЧВЫ, АТМОСФЕРЫ
ОЗОНОВЫЕ ДЫРЫ
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
РАДИАКТИВНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ
РАЗРУШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ
ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ
ПЕРЕНАСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТЫ И ДР.
Человечество – часть природы, должно жить по законам природы, а не нарушать их.   ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

Слайд 41Сведение лесов
Чрезмерная вырубка лесов приводит к разрушению биогеоценозов, так как

многие живые организмы лишаются привычных мест обитания.
Сведение лесов Чрезмерная вырубка лесов приводит к разрушению биогеоценозов, так как многие живые организмы лишаются привычных мест

Слайд 44По данным ООН , ежегодно на планете сводят примерно

3 млр.м3. леса. С наибольшим размахом идет вырубка тропических лесов, являющихся главными поставщиками кислорода в атмосферу. Продукцию вывозят в крупные страны: в Японию, США, в Англию, Францию.
По данным ООН , ежегодно  на планете сводят  примерно 3 млр.м3. леса. С наибольшим размахом

Слайд 45В начале ХХ столетия тропические леса занимали площадь 24 млн.500тыс.км2. Сейчас

площадь лесов сократилась до 10 млн. км.2. В Африке за 50 лет сведено 60% всех лесов.
В начале ХХ столетия тропические леса занимали площадь 24 млн.500тыс.км2. Сейчас площадь лесов сократилась  до 10

Слайд 46Загрязнение атмосферы: 1. Автомобильный транспорт

Загрязнение атмосферы: 1. Автомобильный транспорт

Слайд 472. Работа АЭС, ТЭС – выбросы отходов от сжигания угля, нефти,

торфа и др. топлива.
2. Работа АЭС, ТЭС – выбросы отходов от сжигания угля, нефти, торфа и др. топлива.

Слайд 483. Газовые выбросы металлургических заводов, нефтяные газы при добыче нефти.
.

3. Газовые выбросы металлургических заводов, нефтяные газы при добыче нефти..

Слайд 494. Промышленный смог в городах.

4. Промышленный смог в городах.

Слайд 50Основные источники загрязнения среды обитания и их влияние на организм человека

.
Основные источники загрязнения среды обитания и их влияние на организм человека .

Слайд 52Загрязнители:
Пыль, зола, сажа, оксиды азота, серы, углероды, аммиак, сероводород, органические вещества.

Загрязнители:Пыль, зола, сажа, оксиды азота, серы, углероды, аммиак, сероводород, органические вещества.

Слайд 53Влияние на здоровье человека.
Отравление организма, поражение дыхательных путей, злокачественные опухоли, понижение

иммунитета, поражение нервной системы, нарушение кроветворения, заболевания сердца .
Влияние на здоровье человека.Отравление организма, поражение дыхательных путей, злокачественные опухоли, понижение иммунитета, поражение нервной системы, нарушение кроветворения,

Слайд 54ПРОБЛЕМА ОЗОНОВОЙ ДЫРЫ.
Озоновая дыра – это особое состояние озонового слоя, толщина

которого снижена до 2-3 км, в результате чего нарушается способность задерживать космическую радиацию и УФЛ.
С 1980 года появилась озоновая дыра над Антарктидой.
ПРОБЛЕМА ОЗОНОВОЙ ДЫРЫ.Озоновая дыра – это особое состояние озонового слоя, толщина которого снижена до 2-3 км, в

Слайд 55Специалисты считают, что одной из причин потепления климата является наличие озоновой

дыры 9 тают ледники в горах и на побережье Антарктиды)
Специалисты считают, что одной из причин потепления климата является наличие озоновой дыры 9 тают ледники в горах

Слайд 56ЗАГРЯЗНЕНИЕ ГИДРОСФЕРЫ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ГИДРОСФЕРЫ

Слайд 57 1. Выбросы в реки, озера, моря промышленных и сельскохозяйственных отходов, бытовых

стоков без очистки.
1. Выбросы в реки, озера, моря промышленных и сельскохозяйственных отходов, бытовых стоков без очистки.

Слайд 582. Добыча, транспортировка нефти в океане – нефтяная пленка вызывает гибель

морской флоры и фауны, водоплавающих птиц.
2. Добыча, транспортировка нефти в океане – нефтяная пленка вызывает гибель морской флоры и фауны, водоплавающих птиц.

Слайд 60ПРОБЛЕМА ПЕРЕНАСЕЛЕНИЯ

ПРОБЛЕМА ПЕРЕНАСЕЛЕНИЯ

Слайд 61Голод- спутник перенаселения

Голод- спутник перенаселения

Слайд 62Особенно тяжело в странах третьего мира

Особенно тяжело в странах третьего мира

Слайд 63Экологически чистые технологии

Экологически чистые технологии

Слайд 64Атомные электростанции Солнечные батареи

и Ветряные мельницы
Атомные электростанции        Солнечные батареи и

Слайд 65 Девид Фишер предложил новую архитектурную технологию строительства домов в крупных

городах, позволяющих экономно расходовать тепло и электричество.
Девид Фишер предложил новую архитектурную технологию строительства домов в крупных городах, позволяющих экономно расходовать тепло и

Слайд 66Работу выполнили: Матвеев александр сакаев дмитрий терещенко дмитрий


Отрицательное воздействие деятельности человека на ПРИРОДУ

Работу выполнили: Матвеев александр сакаев дмитрий    терещенко дмитрий  Отрицательное воздействие деятельности человека на

Слайд 67Прямое истребление видов животных
Полное вымирание странствующего голубя, сумчатого волка и

др.
Прямое истребление видов животных Полное вымирание странствующего голубя, сумчатого волка и др.

Слайд 68Сбрасывания в воду отходов промышленного производства
Гибель рыб и беспозвоночных

Сбрасывания в воду отходов промышленного производстваГибель рыб и беспозвоночных

Слайд 69Добыча нефти в океане и ее транспортировка
Отравление рыбы из-за нефтяной пленки

и гибель водоплавающих птиц
Добыча нефти в океане и ее транспортировкаОтравление рыбы из-за нефтяной пленки и гибель водоплавающих птиц

Слайд 70Использование избытка удобрений на полях
Заболачивание водоемов из –за быстрого роста одноклеточных

водорослей
Использование избытка удобрений на поляхЗаболачивание водоемов из –за быстрого роста одноклеточных водорослей

Слайд 71Использование ядохимикатов для борьбы с вредителями с.х
Отравление хищных и насекомоядных птиц

, гибель
Использование ядохимикатов для борьбы с вредителями с.хОтравление хищных и насекомоядных птиц , гибель

Слайд 72Истребление лесов
Разрушаются почвы , гибнут лесные животные

Истребление лесовРазрушаются почвы , гибнут лесные животные

Слайд 73Осушение болот
Разрушается среда обитания уток , гусей ,так как животные не

находят мест для размножения
Осушение болотРазрушается среда обитания уток , гусей ,так как животные не находят мест для размножения

Слайд 74 Меры по охране природы:

Меры по охране природы:

Слайд 75Законы, действующие на территории нашего государства:
Законы о рациональном использовании животного мира.

Законы, действующие на территории нашего государства:Законы о рациональном использовании животного мира.

Слайд 76Законы, действующие на территории нашего государства:
Закон об ограничении охоты, регламентация лова

рыбы.
Законы, действующие на территории нашего государства:Закон об ограничении охоты, регламентация лова рыбы.

Слайд 77Законы, действующие на территории нашего государства:
Запрет охоты на самок с детёнышами,

не достигшими половой зрелости.
Законы, действующие на территории нашего государства:Запрет охоты на самок с детёнышами, не достигшими половой зрелости.

Слайд 78Создана Красная книга России: в неё внесены редкие, исчезающие виды, охраняемые

государством- зубр, уссурийский тигр, белый медведь и др.
Создана Красная книга России: в неё внесены редкие, исчезающие виды, охраняемые государством- зубр, уссурийский тигр, белый медведь

Слайд 79Создание заповедников: на их территории запрещена хозяйственная деятельность . Так спасли

от вымирания кулана, баргузинского соболя и др.
Создание заповедников: на их территории запрещена хозяйственная деятельность . Так спасли от вымирания кулана, баргузинского  соболя

Слайд 80Восстановление численности редких видов в зоопарках:
Так были сохранены лошадь Пржевальского, бизон

и олень Давида.
Восстановление численности редких видов в зоопарках:Так были сохранены лошадь Пржевальского, бизон и олень Давида.

Слайд 81Восстановление численности редких видов рыб:
На рыбоводных заводах – восстановлена численность осетра,

сёмги и др. промысловых рыб.
Восстановление численности редких видов рыб:На рыбоводных заводах – восстановлена численность осетра, сёмги и др. промысловых рыб.

Слайд 82Работа по восстановление лесов:
Лесные насаждения.

Работа по восстановление лесов: Лесные насаждения.

Слайд 83Установка очистных сооружений на промышленных предприятиях.

Установка очистных сооружений на промышленных предприятиях.

Слайд 84Спасибо за внимание!!!!!!

Спасибо за внимание!!!!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть