Слайд 1Мы откуда появились?
Звезд далеких порожденье?
Или все ж планете нашей
Мы
обязаны рожденьем?
Наделил душой создатель?
Или разум как зарница,
Вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?!
Скрыто тайной все навеки…
Но откуда не взялись б мы
Раз, возникнув человеком,
Надо, чтоб мы им остались.
Э. Дарвин
Слайд 3Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Слайд 4Цели и задачи урока:
Цель: доказать, что вид, человек разумный принадлежит к
царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди.
Задачи: раскрыть эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека;
систематизировать знания о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека;
Слайд 5Мифы и легенды о
происхождении человека
Бог Зевс вылепил людей из глины,
а богиня Афина вдохнула в них жизнь
Слайд 6Для турков человечество родилось на черной горе. В пещере образовалась яма,
напоминающая человеческое тело, струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина, согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через девять месяцев из пещеры вышел первый человек: АЙ-АТАМ, которого зовут отцом Луны.
Слайд 7 Кто впервые поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы?
К.Линней.
Кто впервые
высказал гипотезу происхождения человека от обезьян, но не смог ее доказать научно?
Ж.Б.Ламарк.
Кто доказал на большом фактическом материале происхождение человека от обезьян?
Ч.Дарвин.
Кто раскрыл роль социальных факторов в эволюции человека, указал на роль труда в эволюции человека?
Ф.Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека
Слайд 8Антропогенез
(“anthropos” - человек и “genesis” – происхождение, возникновение) процесс эволюционного происхождения
и развития вида в процессе формирования общества
Слайд 9Систематическое положение человека в живой природе.
Задания группе 1
Какие признаки позволяют
отнести человека к типу хордовые?
Задания группе 2
На основании каких признаков человека относят к классу млекопитающих?
Задания группе 3
На основании каких признаков человека относят к отряду приматов?
Задание в желтых конвертах.
Слайд 10Систематическое положение человека в живой природе
Надцарство…..
Царство ………..
Подцарство ……
Тип………..
Подтип…….
Класс ……
Отряд ………
Семейство ………….
Род
……….
Вид …………….
Слайд 11Сравнительно-анатомические и физиологические
1 группа
Эмбриологические
2 группа
Палеонтологические
3 группа
КОНВЕРТ ЗЕЛЕНЫЙ
Слайд 15Есть версия, что на заре цивилизации
Вдруг человек возник благодаря мутации
И трудно
нам сейчас поверить,
Что дикому подобен он был зверю:
Охотясь по-животному был сильным,
Волосяной покров имел обильный.
На полусогнутых ногах передвигался,
А мозг в объеме малом оставался.
И назывался тот умелый человек
Никак иначе, а дриопитек…
Одно поколение людей сменялось другим, человек развивался, эволюционировал. И постепенно…
Мозг увеличился, и изменилась у него походка,
О том свидетельствуют многие находки.
И homosapiensom человека стали называть
Чтоб стройность той теории придать.
Да – это версия одна из многих…
В научности нельзя ей отказать
И если есть загадки в мирозданье
Возможно, вам и предстоит их разгадать
(«Эволюция человека» Банацкая Ю.А.)
Слайд 16Краткая история происхождения человека
Слайд 17Этапы эволюции человека. Узнай кто это:
Группа 1.Они ходили на двух
ногах, имели рост 155- 158 см, скошенный лоб, мозг объёмом около 1400см3, не имели хорошо развитого подбородочного выступа, пользовались огнём, изготавливали разнообразные орудия из камня, кости и имели зачаточную речь. (Неандерталец).
Группа 2.Они ходили на двух ногах, имели рост около180 см, высокий прямой лоб, мозг объёмом около 1600см3, развитый подбородочный выступ; жили в жилищах, пользовались огнём, изготавливали орудия из кремния, кости; у них было развито искусство. (Кроманьонец).
Группа 3.Они ходили на двух ногах, имели рост около 170 см, очень покатый лоб, мозг объёмом около 900 - 1200 см3, не имели подбородочного выступа, пользовались огнём, изготавливали из камня примитивные скребки и свёрла. (Питекантроп).
Конверт красный
Слайд 19Восстановите эволюционное древо человека
Слайд 20Движущие силы антропогенеза
биологические
социальные
Слайд 21рост, воспитанность, объем мозга, чувство долга, способность к творчеству, объем грудной
клетки, цвет глаз, умение общаться и жить в коллективе, строение кисти руки, цвет кожи, образованность, вес, способность уважать других людей.
Слайд 22Расы. Биологическая равноценность человеческих рас.
Негроидная
Монголоидная
Европеоидная
Слайд 23
ПРИЗНАКИ: тёмный цвет кожи, глаза от голубого до черного, узкий нос,
вьющиеся волосы, тёмные глаза, жёлтый цвет кожи, тонкие или средние губы, широкий нос, выступающие скулы, белый или светло-коричневый цвет кожи, толстые губы, чёрные прямые волосы, сильно развитая складка верхнего века, мягкие прямые или волнистые волосы.
Слайд 24Докажите принадлежность человеческих рас к одному биологическому виду?
Как внутри вида Homo
sapiens могли возникнуть разные человеческие расы?
Есть ли чистые расы?
Слайд 25 Решение проблемного вопроса:
«Идет эволюция человека в настоящее время или
нет?»
Грацилизация (уменьшение массы скелета и мышц).
Акселерация (ускоренное развитие человека).
Слайд 26Ответы
Часть А (за каждый правильный ответ 1 балл)
1а, 2б. 3г, 4г,
5в, 6б
Часть В (за каждый правильный ответ 0, 5 балла)
1. б г д
2. д в б а д
Критерии оценки:
«5» - 9-10 баллов
«4» - 7-8 баллов
«3» - 5-6 баллов
«2» -менее 5 баллов
Слайд 29Источники
https://www.1zoom.ru/Разное/обои/527879/z4939/3840x2160