Слайд 1Выполнила:
ученица 9 «А» класса
Ионова Анна
Научный руководитель:
учитель биологии Белякова Н.Ю.
Изучение гигиенических аспектов
школьных учебников
Слайд 2Чтение-один из основных способов получения новых знаний. Во время чтения активно
работает зрение и головной мозг, поэтому для здоровья людей, особенно детей, совсем небезразлично, что, как и в каких условиях, они читают.
Слайд 3ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Изучение гигиенических аспектов школьных учебников.
Слайд 4ЗАДАЧИ:
1. Изучить информацию о гигиене учебного процесса в школе, общих требованиях к
книжным изданиям для детей и подростков.
2. Изучить санитарно-гигиенические нормы и требования, предъявляемые к школьным учебникам.
3. Составить план экспертизы школьных учебников согласно санитарным правилам.
4. Провести гигиеническую оценку школьных учебников.
5. Сделать вывод о степени нарушения гигиенических требований, предъявляемых к оформлению школьного учебника.
Слайд 5С детского возраста ребенок сталкивается с необходимостью усвоения значительного объёма информации.
Несмотря на появление новых путей и средств передачи и усвоения знаний, чтение остается одним из базовых способов восприятия информации.
Основным условием работы над книгой является легкость зрительного восприятия, которая возможна, если издания соответствуют гигиеническим нормам и требованиям.
Слайд 6Гигиенические требования по оформлению школьных учебников для 9 класса
( согласно
СанПиН 2.4.7.1166-02)
1.Вес (не более 500гр.)
2.Формат (ширина 150-170мм) высота (220-240мм)
3.Цвет бумаги (белый или слабо-желтоватый)
4.Просвечиваемость (полная непросвечиваемость с обратной стороны)
5.Глянцевитость (полное отсутствие глянцевитости)
6. Поверхность бумаги (ровная)
7. Чистота бумаги (отсутствие точек)
8. Выдержка бумаги (отсутствие облачности при рассмотрении в проходимости света)
Слайд 79. Дефекты (отсутствие)
10. Чёткость печати (высокая чёткость печати, отсутствие размазанных краёв)
11.
Равномерность печати (большая равномерность)
12. Интенсивность печати (отсутствие белых и серых букв)
13. Переплёт учебника (на бумажной и тканевой основе с использованием синтетических и полимерных покрытий)
14. Размер полей (не менее 10мм)
15. Длина строки (98-153мм)
16. Апрош (расстояние между соседними буквами не менее 2 мм)
Слайд 817. Пробел между текстом и цветными иллюстрациями (не менее 0,5мм)
18.
Интерлиньяж (межстрочное расстояние не менее 2,7мм)
19. Плотность набора (на 1 см² количество видимых строк не превышает двух)
20. Размер шрифта (высота буквы 1,75-1,7мм)
Слайд 9Практическая работа: Гигиеническая оценка учебников, используемых для обучения в 9 классе.
Цель:
определение соответствия учебников для 9 класса гигиеническим нормам и требованиям.
Оборудование: учебники, линейка, лупа, электронные весы.
Слайд 10ХОД РАБОТЫ:
1. Выбрать перечень учебников
Слайд 112. Взвесить каждый учебник на весах
Слайд 123. Измерить с помощью линейки формат учебников
Слайд 134. Визуально оценить качество бумаги и печати, наличие дефектов
Слайд 145. Измерить с помощью линейки размеры полей
Слайд 155. Измерить с помощью линейки и лупы высоту строчной буквы, размер
шрифта
Слайд 16Проведена экспертиза 12 учебников для 9-х классов
1. Удовлетворяют требованиям СанПиН следующие
параметры : цвет бумаги, размер шрифта , глянцевитость бумаги, чистота бумаги, выделка бумаги, чёткость печати, равномерность печати, интенсивность печати, переплёт учебника, размер полей, интерлиньяж, плотность набора. Отсутствуют какие-либо дефекты.
2. Учебники «Обществознание», «Физическая культура», «Всеобщая история», «ОБЖ», «Литература», «Информатика и ИКТ», «Биология», «Физика» напечатаны на более или менее просвечивающейся бумаге. Через неё просвечиваются рисунки и текст, напечатанные на обратной стороне листа. Формат учебников так же не соответствует норме.
Слайд 173. Вес учебника «Русский язык» превышает норму
4. Наибольшее количество нарушений выявлено
в учебниках :
«Геометрия»: формат учебника, просвечиваемость, длина строки;
«История России»: формат учебника, расстояние между соседними буквами, просвечиваемость
Слайд 18Процентный гигиенический показатель учебников для 9-х классов, соответствующих требованиям СанПиН
Слайд 19Вывод: проведённая работа позволила понять, насколько важно учитывать гигиенические нормы и
требования при создании школьных учебников, обеспечив профилактику различных заболеваний у школьников.
Слайд 20Практическая работа: Мониторинг соответствия гигиеническим требованиям школьных учебников различных издательств.
Цель: провести
анализ соответствия гигиеническим требованиям учебников различных издательств
Оборудование: учебники
Слайд 21Ход работы:
1. Провести анализ соответствия гигиеническим требованиям учебников различных издательств.
2.
Результаты исследования занести в таблицу.
Слайд 23ВЫВОД:
1. Проанализировав работу издательств, я выявила наибольшее количество нарушений у издательства
«Просвещение».
2. Я решила обратиться к администрации школы с рекомендацией по их последующему устранению ( по возможности), так как все эти гигиенические отклонения отрицательно влияют на здоровье учащихся, являются причиной ухудшения зрения.
Слайд 24Учебники, используемые в общеобразовательной школе, оказывают большое воздействие на здоровье учащихся,
поэтому их качество очень важно для сохранения здоровья школьников.