Презентация, доклад к интегрированному уроку по биологии и обществознанию Макропроцессы в природе и обществе: эволюции и революции (11 класс)

Содержание

Что в чёрном ящике?

Слайд 1Урок-дискуссия
Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её

от других видов спора, является аргументированность.
Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе.
Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.
https://ru.wikiquote.org/wiki/

Урок-дискуссияДискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.

Слайд 2Что в чёрном ящике?

Что в чёрном ящике?

Слайд 3Что объединяет эти объекты?

Что объединяет эти объекты?

Слайд 4Что объединяет эти объекты?
Большие полушария головного мозга – «революционный прорыв» в

эволюции животных (человека)-

Гвоздика – символ борьбы, революции как переломного этапа
в эволюции общества

Сотовый телефон
как символ
одного из этапов информационной революции

Что объединяет эти объекты?Большие полушария головного мозга – «революционный прорыв» в эволюции животных (человека)- Гвоздика – символ

Слайд 5Предмет изучения?

ЭВОЛЮЦИЯ
РЕВОЛЮЦИЯ
Наука?
Процесс?
Следствия?
Закономер-ности?
Принципы?
Условия?
В рамках каких предметов изучаются?

Предмет изучения?ЭВОЛЮЦИЯРЕВОЛЮЦИЯНаука?Процесс?Следствия?Закономер-ности?Принципы?Условия?В рамках каких предметов изучаются?

Слайд 6Макропроцессы в природе и обществе: эволюции и революции
Your company information
27.11.2015
БИОЛОГИЯ -

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Т Е М А У Р О К А

11 класс

Макропроцессы  в природе и обществе: эволюции и революцииYour company information27.11.2015БИОЛОГИЯ - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Т Е М А

Слайд 7Сформулируйте цель урока

Сформулируйте цель урока

Слайд 8Цель урока:
комплексный философский анализ
ключевых макропроцессов,
протекающих в природе и обществе


эволюций и революций: их причин, следствий, особенностей, тенденций развития, классификации, примеров, значения.

Как унизителен медленный прогресс человека.
Чарльз Дарвин
*********************************************************
Революции – вихрь эволюции.
С.Н.Федин

Цель урока:комплексный философский анализ ключевых макропроцессов, протекающих в природе и обществе – эволюций и революций: их причин,

Слайд 9Цель урока:
комплексный философский анализ
ключевых макропроцессов,
протекающих в природе и обществе


эволюций и революций: их причин, следствий, особенностей, тенденций развития, классификации, примеров, значения.

Как унизителен медленный прогресс человека.
Чарльз Дарвин
*********************************************************
Революции – вихрь эволюции.
С.Н.Федин

Цель урока:комплексный философский анализ ключевых макропроцессов, протекающих в природе и обществе – эволюций и революций: их причин,

Слайд 10
Сформулируйте определения
ЭВОЛЮЦИЯ

РЕВОЛЮЦИЯ

Сформулируйте определенияЭВОЛЮЦИЯРЕВОЛЮЦИЯ

Слайд 11 (от лат. evolutio - «развёртывание»)
процесс не онтогенетического развития,
одноуровневой качественной трансформации
и/или

деградации, процесс структурного изменения
чего-то от одного состояния к другому. http://dic.academic.ru/

Дефиниции темы-1

ЭВОЛЮЦИЯ


РЕВОЛЮЦИЯ

(от лат. revolutio – «поворот, переворот») 
глубокое качественное изменение
в развитии каких-либо явлений природы, 
общества или познания. http://rud.exdat.com/

(от лат. evolutio - «развёртывание») процесс не онтогенетического развития, одноуровневой качественной трансформации и/или деградации, процесс структурного изменения чего-то от

Слайд 12
Дефиниции темы-1
ЭВОЛЮЦИЯ

Автором термина «эволюция» является швейцарский зоолог
Шарль Бонне
(1720 –

1793).

В научный язык
термин вошёл
из названия книги 
Николая Коперника 
«О вращениях небесных сфер», 
1543).

РЕВОЛЮЦИЯ

Дефиниции темы-1ЭВОЛЮЦИЯАвтором термина «эволюция» является швейцарский зоолог Шарль Бонне (1720 – 1793).В научный язык термин вошёл из

Слайд 13
Дефиниции темы-2
КОЭВОЛЮЦИЯ


ИНВОЛЮЦИЯ

Приставка КО- при добавлении
к существительным образует существительные со значением

общего участия в чем-либо или общей принадлежности к чему-либо (валентный → ковалентный).


Приставка ИН-
- приставка, означающая расположение внутри чего-либо, например, интоксикация, инновация;
- приставка, означающая отрицание, например, иноперабельный.

Дефиниции темы-2КОЭВОЛЮЦИЯИНВОЛЮЦИЯПриставка КО- при добавлении к существительным образует существительные со значением общего участия в чем-либо или

Слайд 14
Дефиниции темы-2
КОЭВОЛЮЦИЯ
совместная эволюция биологических
видов, взаимодействующих в экосистеме.
Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей

одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов.
Первым концепцию коэволюции ввёл  Н.В.Тимофеев-Ресовский в 1968 году.

Например, коэволюция
формы тела животных-опылителей
и формы цветков, опыляемых ими.

Дефиниции темы-2КОЭВОЛЮЦИЯсовместная эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме.    Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у

Слайд 15
Дефиниции темы-2
ИНВОЛЮЦИЯ
(от лат. involutio - свёртывание, завиток) - преобразование, которое является обратным самому себе.


С философской точки зрения инволюция - это периодическое отступление от высших форм жизни
к низшим формам;
то, что предшествует эволюции и следует после ее завершения (зигзагообразное развитие по восходящей).

Например, инволюция –
процессы обратного развития, характеризующие процесс старения.


Дефиниции темы-2ИНВОЛЮЦИЯ(от лат. involutio - свёртывание, завиток) - преобразование, которое является обратным самому себе.   С философской точки зрения

Слайд 16Эволюционное учение
Выполните задание на установление соответствия
Персоны
Терминологический словарь

Эволюционное учениеВыполните задание на установление соответствияПерсоныТерминологический словарь

Слайд 17Эволюционное учение - ключ
I вариант
II вариант
Шкала оценивания

10 – «5»
8-9 – «4»
6-7

– «3»
0-5 – «2»
Эволюционное учение - ключI вариантII вариантШкала оценивания10 – «5»8-9 – «4»6-7 – «3»0-5 – «2»

Слайд 18Классификация революций

Классификация революций

Слайд 19Классификация революций
Революция (как и эволюция) может происходить в любой сфере. Материалы

для школьников http://creditomart.ru/voprosy-i-problemy/istoriya/

I. Экономические
1.1 Неолитическая
1.2 Промышленная
1.3 Демографическая
1.4 Социальная
1.5 Культурная
1.6 «Зеленая»
1.7 Революция «растущих потребностей»
II. Научные
2.1 Собственно научная
2.2 Научно-техническая
2.3 Информационная
III. Политические
3.1 Собственно политическая
3.2 Военная
IV. Биологические

Классификация революций Революция (как и эволюция)  может происходить в любой сфере.  Материалы для школьников

Слайд 20 Революция (как и эволюция) может происходить в любой сфере. Материалы для

школьников http://creditomart.ru/voprosy-i-problemy/istoriya/

Your company information

Революция (как и эволюция)  может происходить в любой сфере.  Материалы для школьников  http://creditomart.ru/voprosy-i-problemy/istoriya/

Слайд 21Регламентированная дискуссия
Клонирование

Регламентированная дискуссияКлонирование

Слайд 22Регламентированная дискуссия
Интернет

Регламентированная дискуссияИнтернет

Слайд 23Политические революции
1. Английская буржуазная революция XVII века.
2. Национально-освободительное восстание казахов XIX

века.
3. Великая Октябрьская Социалистическая Революция XX века.


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Что объединяет
все исторические
и политические революции?

Политические революции1. Английская буржуазная революция XVII века.2. Национально-освободительное восстание казахов XIX века.3. Великая Октябрьская Социалистическая Революция XX

Слайд 24Политические революции

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Что объединяет
все исторические
и политические революции?
Причины
Цель
Вождь
Результат

Политические революцииПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОСЧто объединяет все исторические и политические революции? ПричиныЦельВождьРезультат

Слайд 25Анализ цитат
Каждая революция
влечет за собой жертвы.
Александр Дюма «Граф Монте-Кристо»
**************************************************
Какие жертвы


влечет за собой эволюция?

1

Анализ цитатКаждая революция влечет за собой жертвы.Александр Дюма «Граф Монте-Кристо»**************************************************Какие жертвы влечет за собой эволюция?1

Слайд 26Анализ цитат
Ничто не остановит идею,
время которой пришло.
Виктор Гюго
*****************************************************
Может ли что-либо


остановить эволюцию?

2

Анализ цитатНичто не остановит идею, время которой пришло.Виктор Гюго*****************************************************Может ли что-либо остановить эволюцию?2

Слайд 27Анализ цитат
Революция – не результат.
Это начало движения к новому.
Джин Шарп
*****************************************************
Можно ли

охарактеризовать направленность эволюции
как движение к чему-то новому?

3

Анализ цитатРеволюция – не результат.Это начало движения к новому.Джин Шарп*****************************************************Можно ли охарактеризовать направленность эволюции как движение к

Слайд 28Анализ цитат
Революция всегда быстро ломает. Только строит она медленно.
Дина Рубина

«Тотальный диктант»
*****************************************************
В каких случаях эволюция
может протекать быстро?

4

Анализ цитатРеволюция всегда быстро ломает. Только строит она медленно. Дина Рубина «Тотальный диктант»*****************************************************В каких случаях эволюция может

Слайд 29Анализ цитат
Величие революции состоит в том,
чтобы не отрывая глаз от

ослепительно сияющего идеала, стремиться к нему сквозь громы и молнии,
обжигая руки в огне, обагряя их в крови…
Виктор Гюго
*****************************************************
Что является идеалом
в биологической эволюции?
Каков путь его достижения?

5

Анализ цитатВеличие революции состоит в том, чтобы не отрывая глаз от ослепительно сияющего идеала, стремиться к нему

Слайд 30Анализ цитат
Эволюция просто происходит,
хотим мы этого или не хотим,
несмотря

на все усилия генов
предотвратить её.
Ричард Докинз
*****************************************************
Возможно ли предотвратить революцию?
Если да, то как? Если нет, то почему?

1

Анализ цитатЭволюция просто происходит, хотим мы этого или не хотим, несмотря на все усилия генов предотвратить её.

Слайд 31Анализ цитат
Эволюция невозможна, если все, чем вы располагаете –

выбор между организмами, каждый из которых имеется лишь в одном экземпляре.
Ричард Докинз
****************************************************
Может ли один человек
осуществить революцию?
Если да, то при каких условиях?
Если нет, то почему?

2

Анализ цитат  Эволюция невозможна, если все, чем вы располагаете – выбор между организмами, каждый из которых

Слайд 32Анализ цитат
В наши дни теория эволюции вызывает примерно столько

же сомнений, сколько теория о вращении Земли вокруг Солнца, но мы еще не вполне осознали все значение совершенной Дарвином революции.
Ричард Докинз
****************************************************
Можем ли мы назвать учение Дарвина
революционным по своей сути? Если да,
то к какому типу революций вы его отнесете?

3

Анализ цитат  В наши дни теория эволюции вызывает примерно столько же сомнений, сколько теория о вращении

Слайд 33Анализ цитат
Эволюция не доказана и её невозможно доказать. Мы

верим в эволюцию только потому, что единственной альтернативой является создание мира, и это немыслимо.
Артур Кейт
*****************************************************
Какие альтернативы в развитии общества
имеет революция?
Возможна ли жизнь социума без революций?

4

Анализ цитат  Эволюция не доказана и её невозможно доказать. Мы верим в эволюцию только потому, что

Слайд 34Анализ цитат
Размножайтесь, меняйтесь,
и пусть сильнейшие выживают,


а слабейшие умрут.
Чарльз Дарвин
***********************************************
Какой слоган вы придумали бы
для революции?

5

Анализ цитат  Размножайтесь, меняйтесь,  и пусть сильнейшие выживают,  а слабейшие умрут.Чарльз Дарвин***********************************************Какой слоган вы

Слайд 35Схема-конструктор
Восстановите схему, используя предложенные компоненты
Направления и пути эволюции
Противоборствующие (около)эволюционные учения

Схема-конструкторВосстановите схему, используя предложенные компонентыНаправления и пути эволюцииПротивоборствующие (около)эволюционные учения

Слайд 36Схема-конструктор-1
Направления и пути эволюции
Морфофизиологический прогресс
Морфофизиологический регресс
Дегенерация
Ароморфоз
Идиоадаптация
Арогенез
Аллогенез
По Северцову А.Н., 1925

Схема-конструктор-1Направления и пути эволюцииМорфофизиологический прогрессМорфофизиологический регрессДегенерацияАроморфозИдиоадаптацияАрогенезАллогенезПо Северцову А.Н., 1925

Слайд 37Схема-конструктор
Направления и пути эволюции

Схема-конструкторНаправления и пути эволюции

Слайд 38Схема-конструктор-2
Противоборствующие (около)эволюционные учения
ДАРВИНИЗМ
Социал-дарвинизм
Неодарвинизм
Ламаркизм
АНТИ-
ДАРВИНИЗМ
Катастрофизм
Сальтационизм

Схема-конструктор-2Противоборствующие (около)эволюционные ученияДАРВИНИЗМСоциал-дарвинизмНеодарвинизмЛамаркизмАНТИ-ДАРВИНИЗМКатастрофизмСальтационизм

Слайд 39Виртуальная дискуссия
Александр Марков, доктор биологических наук, заведующий кафедрой эволюционной биологии МГУ

им.М.Ломоносова.
Тема: «Теория эволюции Ч.Дарвина».

Вопрос: у всякой ли революции есть цель?
Можем ли мы сказать, что цель – обязательное условие любой социальной, экономической или научной революции?

1

Виртуальная дискуссияАлександр Марков, доктор биологических наук, заведующий кафедрой эволюционной биологии МГУ им.М.Ломоносова. Тема: «Теория эволюции Ч.Дарвина».Вопрос: у

Слайд 40Виртуальная дискуссия
Александр Марков, доктор биологических наук, заведующий кафедрой эволюционной

биологии МГУ им.М.Ломоносова.
Тема: «Теория эволюции Ч.Дарвина».

Эволюция идет в интересах вида, но не отдельного субъекта.
Вопрос: как это соотносится с принципами и особенностями протекания революции?

2

Виртуальная дискуссия  Александр Марков, доктор биологических наук, заведующий кафедрой эволюционной биологии МГУ им.М.Ломоносова.  Тема: «Теория

Слайд 41Виртуальная дискуссия

3
В.И.Ленин. Запись голоса «Что такое Советская власть?», 1919.

В

теории креационизма «власть» над созданием всего живого принадлежит Творцу, создателю.
Вопрос: можем ли мы сравнить роль политического лидера В.И.Ульянова-Ленина в социалистической революции с ролью Творца в теории сотворения?
Виртуальная дискуссия  3В.И.Ленин. Запись голоса «Что такое Советская власть?», 1919.В теории креационизма «власть» над созданием всего

Слайд 42
Доработайте определения
ЭВОЛЮЦИЯ

РЕВОЛЮЦИЯ

Доработайте определенияЭВОЛЮЦИЯРЕВОЛЮЦИЯ

Слайд 431, 7 строки – существительные антонимы
(эволюция/революция);
2 – два прилагательных к первому

существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.

Диаманта

1, 7 строки – существительные антонимы(эволюция/революция);2 – два прилагательных к первому существительному;3 – три глагола к первому

Слайд 44Развитие природы и общества

Развитие природы и общества

Слайд 45Гвоздика – значение символа
Древний Рим: цветы
для победителей.

Времена крестоносцев: символ

победы, храбрости в битве
и талисман от ран.

Культура Нового времени: "цветок огня", "цветок борьбы".

Российская революционная семиотика: знак пролитой крови.
Гвоздика – значение символаДревний Рим: цветы для победителей. Времена крестоносцев: символ победы, храбрости в битве и талисман

Слайд 46Поразмышляем
Что бы вы сказали
Дарвину, если бы могли
встретиться с ним?

2. Какие открытия,

сделанные после смерти автора теории естественного отбора, на Ваш взгляд, потрясли бы его?

ПоразмышляемЧто бы вы сказалиДарвину, если бы могливстретиться с ним?2. Какие открытия, сделанные после смерти автора теории естественного

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть