Слайд 1
ФГОС ООО
Формирование универсальных учебных действий
ПРЕЗЕНТАЦИЯ АДАПТИРОВАНА
УЧИТЕЛЕМ БИОЛОГИИ
Итониевой
Е.А. к педсовету
«Современный урок как основа
эффективного и качественного образования»
от 11.11.2016 г.
МБОУ гимназия № 45 г. Владикавказ
Слайд 2Новый мир имеет
новые условия и
требует новых действий
Н. Рерих
Слайд 5Функции УУД
обеспечение успешного усвоения
знаний, умений и навыков
и формирование картины
мира
и компетентностей
в любой предметной области познания.
3
Слайд 14Что же сегодня можно сделать в соответствии с требованиями стандартов нового
поколения?
Прежде всего, внимательно прочитать требования стандарта, касающиеся формирования УУД и выбрать те, которые являются наиболее доступными для формирования и развития у школьников.
Обязательно познакомиться с психологической концепцией УУД, созданной коллективом под руководством профессора А.Г. Асмолова.
Осуществлять подбор учебного содержания, дидактических методов и методических приемов, позволяющих целенаправленно формировать требуемые и действительно необходимые умения.
Формировать собственный банк заданий, способствующих формированию и развитию УУД, включающий:
вопросы - задания, выполняющие функцию закрепления знаний;
вопросы - задания, способствующие овладению методами логического мышления и опыта творческой деятельности;
вопросы - задания, требующие применения полученных знаний.
В соответствии с новыми стандартами результат обучения описывается через учебные действия. Это означает, что учитель планирует урок с учетом гарантированного результата обучения для каждого учащегося
Слайд 15Алгоритм формирования УУД
Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию
при изучении учебного предмета.
Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД.
Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию.
Организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Слайд 16Приѐмы формирования познавательных логических универсальных учебных действий
Умение анализировать – это
умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части.
Анализ – процедура мысленного и реального расчленения предмета, явления, процесса, а также выделения отдельных частей, признаков, свойств. Как провести анализ:
1. Расчлени объект, предмет, явление на составные части, имеющие функциональное значение.
2. Проанализируй их.
3. Выясни причину такого разделения.
4. Оформи ответ в виде схемы, перечисления.
Слайд 17Примеры заданий на умение анализировать:
1. Какие положения составляют основу клеточной теории?
2. Анализ через синтез:
…. – подсистема клетки, а организм - ….
…. – пример ненаследственной изменчивости, а белая ворона - …
…. – пример паразитизма, а лишайник - ….
Слайд 18Умение классифицировать
Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам,
отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Слайд 19Примеры заданий:
Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса
однодольных и двудольных.
А – в семени две семядоли
Б – в семени одна семядоля
В – корневая система стержневая
Г – корневая система мочковатая
Д – жилкование листьев сетчатое
Е – жилкование листьев параллельное
Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме
З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.
Слайд 20Пример:
Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ.
А –
дождевой червь
Б – заяц-беляк
В – мукор
Г – волк
Д – пшеница
Е - клевер
Ж – голубь
З – бактерии
И – хламидомонада
Слайд 21Вопросы на составление классификации:
Какими способами животные защищаются от хищников?
Какие земноводные
(рыбы, членистоногие) и как заботятся о потомстве?
Слайд 22Умение обобщать
Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем
положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо.
Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
Как провести обобщение?
1. Выдели наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах и явлениях.
2. Выяви их сходство.
3. Сформулируй общий вывод.
4. Оформи ответ.
Слайд 23Примеры заданий:
1. Что является лишним в данном перечне:
Растения, животные, грибы,
водоросли, бактерии.
Яблоко, яблоня, осина, береза.
2. В предложенном наборе понятий, выбрать 2 по одному общему признаку.
Жаба, тритон, лягушка, квакша, саламандра, лягушка-бык.
Стрекоза, тарантул, жук, паук, бабочка, блоха.
3. Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий)
кровь – кость
фибриноген – гемоглобин
ДНК – РНК
митохондрии – рибосомы?
4. Выстроить логические цепочки т.е. упорядочить набор слов.
Плод, почка, семя, цветок.
Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист
Слайд 24Умение проводить аналогии
Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в
каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.
Слайд 25Примеры заданий:
1. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая
же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.
a) Эпителий – ткань = аорта - ?
А – сердце Б – внутренний орган В – артерия
Г – вена Д – кровь
b) Целлюлоза – глюкоза = белок - ?
А – нуклеотиды Б – глицерин В – аминокислота
Д – углевод Г – липид
c) Растение – лист = клетка - ?
А – корень Б – стебель В – пестик Г – ядро
Слайд 26Примеры:
2. Нахождение закономерности:
Ядро – информация, хлоропласт – фотосинтез, мембрана -?
3. Предложенный набор слов разделить на две группы.
Стриж, сокол, лягушка, тритон, кит, кот, окунь.
Слайд 27Умение синтезировать
Умение синтезировать – это умение применять метод научного исследования какого-нибудь
предмета, явления, состоящий в познании его как единого целого в единстве и взаимосвязи его частей.
Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Как провести синтез?
1. Выясни причину соединения изучаемых частей в единое целое.
2. Проанализируй изучаемые явления, найди связи между частями.
3. Сделай вывод и обобщи полученные сведения.
4. Оформи ответ.
Слайд 28Примеры заданий:
1. О чем идет речь: анаболизм, катаболизм, синтез, распад, ассимиляция,
диссимиляция?
2. О чем идет речь: профаза, анафаза, метафаза, телофаза.
Слайд 29Умение сравнивать
Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и
различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить.
Для этого необходимо
1. Определить объекты сравнения.
2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.
3. Найти общие черты.
4. Найти черты отличия.
5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.
В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. выделения отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, гербарии и коллекции, выполняя лабораторные работы и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.
Слайд 30Работа с рисунками:
Рассмотрите строение животной и растительной клетки.
В чем сходство
и различие в их строении?
Слайд 31Работа с рисунками:
Рассмотрите представителей типа членистоногих. В чем их сходство и
различие?
Слайд 32Работа с коллекциями
Рассмотрите раковины моллюсков. В чем сходство и различие в
их строении?
Слайд 33Работа с коллекциями:
Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство
и различие?
Слайд 34Примеры заданий:
3. Вопросы по фактическому материалу
В чем сходство и различие
полового и бесполого размножения?
В чем сходство и различие митоза и мейоза?
4. Выполнение лабораторных работ
Строение семян однодольных и двудольных растений.
Строение шляпочных и плесневых грибов.
Слайд 35Примеры заданий:
Вопросы «на сопоставления», «на преимущества», т.е. поиск достоинств и недостатков
позволяют развивать навыки аналитического мышления. Учащимся необходимо сравнить признаки, прокомментировать сходство или различие.
Какие преимущества дает насекомым умение летать?
Какие черты сходства между осьминогом и человеком вы можете указать?
Слайд 36Установление причинно-следственных связей
Установление причинно-следственных связей – это способность определять взаимосвязь явлений,
в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием. Как установить причинно-следственные связи?
1. Выясни главную причину явления.
2. Укажи следствие, вытекающее из причины.
3. Проанализируй причину и следствие в отдельности.
4. Построй гипотезу взаимосвязи причины и следствия и докажи еѐ.
Слайд 37Знаково-символические средства
Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же
содержания выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи.
Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование.
Моделирование широко используется в обучении, как особая форма наглядности для выявления и фиксации существенных особенностей и отношений.
В качестве моделей – заместителей объектов выступают как предметные, так и знаковые образования (схемы, чертежи, формулы).
Слайд 38Примеры вопросов:
1. Почему в процессе фотосинтеза происходит выделение кислорода в атмосферу?
2. Для чего птицы весной, покидают изобильный юг и, рискуя жизнью, улетают на холодные северные болота?
Слайд 39Вопросы на связь строения с образом жизни (средой обитания)
Учащимся необходимо:
- выделить признак и объяснить, при каком образе жизни он полезен; выделить образ жизни и назвать приспособление к нему. Например:
1. Какими особенностями обладают растения засушливых мест обитания?
2. Какие морские животные живут в норках и трубках, какие у них приспособления?
Слайд 40Задания на отражение последовательности событий
Установите последовательность реакций биосинтеза белка, выписав цифры
в нужном порядке:
a) снятие информации с ДНК;
b) узнавание антикодоном т-РНК своего кодона на и-РНК;
c) отщепление аминокислоты от т-РНК;
d) поступление и-РНК на рибосомы;
e) присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента.
Слайд 41Моделирование
Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания
выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи. Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование.
Моделирование широко используется в обучении, как особая форма наглядности для выявления и фиксации существенных особенностей и отношений.
В качестве моделей – заместителей объектов выступают как предметные, так и знаковые образования (схемы, чертежи, формулы).
Слайд 43Рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий
Если вы хотите чтобы школьники
усвоили материал, научите их мыслить системно (например, основное понятие - пример - значение материала).
2. Помогите ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Научите ученика применять свои знания.
4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Слайд 44Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся
Прием новизны, который предполагает включение в
содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова (семантика – наука, изучающая смысловое значение слов и выражений).
Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.
Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации.
Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной или эстетической ценностью.
Слайд 45
Прием создания проблемной ситуации
Выдвижение проблемного вопроса
Чем можно объяснить тот
факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?
Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого
Как вы объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»?
Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту
Приспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют: а) как результат создания видов творцом (К.Линней); б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк); в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему?
Сообщение парадоксального факта
Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение воды – массовое размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?»
Слайд 46Демонстрация опыта или сообщение о нем могут стать основой для создания
проблемной ситуации
В двух одинаковых сосудах находится культура хлореллы. В опытный сосуд поместили планктонных ракообразных, питающихся хлореллой; через некоторое время численность хлореллы в нем увеличилась по сравнению с контрольным сосудом. Найдите объяснение полученным результатам.
Слайд 47Рефлексия
Рефлексия, как УУД, рассматривается как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и
переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я - концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г. Асмолов, Р. Бернс, В.П. Зинченко).
Приемы рефлексии:
1. Рефлексивный полилог: обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…; я выполнял задания…; я понял, что…; теперь я могу…; я почувствовал, что…; я приобрел…; я научился…; у меня получилось …; я смог…; я попробую…; меня удивило…; урок дал мне для жизни…; мне захотелось…
Слайд 482. Анкетирование
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
7.Домашнее задание полезен / бесполезен интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Слайд 49Рекомендации по формированию личностных универсальных учебных действий
Помните, что каждый ребенок
– индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Слайд 50Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей
учебной деятельности. В психологии и дидактике различаются приемы учебной работы и приемы учебной деятельности. В приемах учебной работы объединяются мыслительные и практические элементы действия: приемы грамматического разбора, составление плана и т.д. Приемы умственной деятельности относятся лишь к сфере мыслительной. Однако соотношение между этими приемами подвижно: обычно в учебной деятельности ученика за приемами учебной работы спрятаны приемы умственной деятельности. (В.Ф.Паламарчук.).
Слайд 51Рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий
1. Научите ученика контролировать свою
речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
2. Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
3. Помогите ученику научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Слайд 52Виды заданий, формирующие универсальные учебные действия
Личностные
Участие в проектах;
подведение
итогов урока;
творческие задания;
мысленное воспроизведение картины, ситуации;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
Слайд 53Познавательные
«Найди отличия» (можно задать их количество);
«Поиск лишнего»;
«Лабиринты»;
«Цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями.
Слайд 54Регулятивные
«Преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
взаимный диктант;
диспут;
заучивание материала наизусть в классе;
«Ищу ошибки»;
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Слайд 55
Коммуникативные
Составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по
составлению кроссворда;
магнитофонный опрос;
«Отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» …
Слайд 56Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии
Слайд 57Графики и таблицы
Требование ФГОС:
1) Составлять на основе текста графики, таблицы,
схемы.
2) Трансформировать одни виды предъявленной информации в другие: таблицу в график и обратно, текст в таблицу или график
Слайд 58Примеры заданий для формирования умений работать с графиками и таблицами
1.
Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от силы света. По оси у отложена относительная скорость фотосинтеза, а по оси х – концентрация углекислого газа. Определите относительную скорость фотосинтеза, когда концентрация углекислого газа составит 0,04%.
1) 10
2) 15
3) 25
4) 30
Слайд 59Разные формы предъявления информации
Перевести информацию, содержащуюся в тексте в табличную и
графическую форму.
В лаборатории исследовали влияние температуры на размножение бактерий. Было выяснено, что при повышении температуры бактерии начинают активно размножаться, затем скорость размножения становится относительно постоянной, а потом падает.
1. Покажите на графическом рисунке указанную в тексте зависимость.
2. После эксперимента были получены следующие данные:
При t º 5º кол- во бактерий было равно 30 , при t º 48 º – 140, при t º 70 º – 280, при t º 80 º 279, при t º 100 º - 65. Отразите эти данные в таблице и на графике
Слайд 60Разные способы предъявления информации
Графический рисунок
График
Слайд 61Графики
На графиках показана динамика изменений численности популяций разных типов: стабильный, взрывной,
колеблющийся
Для кого был более характерен взрывной тип изменения численности?
1) пингвинов
2) синиц
3) бабочек
4) жуков
Слайд 62ФГОС: Описывать объекты, следуя предложенному плану
объект омар
План описания
1.
Размеры животного
2. Окраска
3. Членение тела на отделы
4. Количество конечностей
5. Различия между конечностями
6. Количество усиков
7. Различия в длине усиков
8. Наличие органов чувств
Затем описание сравнивается с описанием в учебнике, добавляется необходимая информация по внешнему строению животного.
Обратное задание: составить план описания объекта.
Слайд 63
Составить план описания объекта
После описания насекомого предлагается прочитать общую характеристику класса
и сравнить саранчу с омаром
Слайд 64Учебно - интеллектуальные умения
Требования ФГОС
1) Определять понятия по существенным признакам
2) Выявлять
свойства объекта
3) Выявлять критерии для сравнения и осуществлять сравнение.
Слайд 65Приемы формирования понятий
Червеобразная личинка чешуекрылых называется
1) червяк
2) планула
3) гусеница
4) ручейник
В задании
отчасти содержится определение понятия.
Его можно расширять, находя отличия между гусеницей и другими личинками.
Для этого можно воспользоваться дополнительной литературой.