Презентация, доклад из опыта работы

Содержание

«..Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце».

Слайд 1МБОУ «Кулангинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
«Формирование у

учащихся нравственности и духовности через развитие интереса к изучению биологии»
(Из опыта работы)


Подготовила учитель биологии
высшей квалификационной категории
Зиганшина Зиля Хисматовна
МБОУ «Кулангинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»«Формирование у учащихся нравственности и духовности через развитие

Слайд 2«..Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце».

Ф. Шиллер

Учить и воспитывать никогда не было легким делом. Нынче особенно. В нашем огромном, очень сложном и противоречивом общественном организме ни одно дело не существует обособленно, само по себе.
Дома и в школе мы учим детей жить честно, поступать правильно. Мы учим их справедливости и бережливости, а жизнь порой преподносит свои уроки . В школе мы говорим о любви к природе, по весне ребята сажают деревья на пришкольном участке, а рядом со школой изо дня в день, из года в год горят костры из ящиков и макулатуры. Горят те самые деревья, которые надо любить и беречь. Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. И уроки нравственности они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности и на уроках биологии

«..Просвещенный разум облагораживает   нравственные чувства: голова должна воспитать сердце».

Слайд 3Значение биологии в духовно-нравственном воспитании: 

Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью

знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы...


Значение биологии в духовно-нравственном воспитании:  Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением

Слайд 4По мнению В.А.Сухомлинского, развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и

эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека.

Это можно достигнуть используя различные формы организации обучения:
- Уроки в форме соревнований, игр:
·        КВН,
·        ролевая игра,
·        викторина,
·        турнир
- Уроки, основанные на развитии творческих особенностей:
·        урок-поиск, 
·        урок творческий отчет
- Уроки, напоминающие публичные формы общения:
·        пресс-конференция 
·        презентация
·        обозреватели за круглым столом 
- Уроки, ориентированные на фантазию, воображение:
·        урок-сказка
- Уроки, основанные на имитации деятельности по проведению
          общественно-культурных мероприятий:
·        урок-путешествие,
·        репортаж
- Интегрированные уроки.
- Уроки, основанные на аналитических методах, используемых в  общественной практике:
·        урок-исследование

По мнению В.А.Сухомлинского, развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности

Слайд 5Эти формы уроков помогают научить всех и каждого, развивая и обогащая

личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительную психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, способствуют повышению качества знаний, создают условия для самореализации школьника.
Эти формы уроков помогают научить всех и каждого, развивая и обогащая личность ребенка, прививают интерес к предмету,

Слайд 6Учитель биологии, как, может быть, никакой другой школьный учитель, владеет средством

пробуждения в детях таких эмоций, как сочувствие, сострадание, восхищение жизнью, благоговение перед живым
Способы, как передать ученикам эмоциональный и нравственный опыт отражены в каждом слове учителя, в его поведении, его отношении к делу, детям, предмету. Надо просто думать о том, что ваши чувства, ваши переживания и ваши слова могут оказаться единственными нужными и запоминающимися впечатлениями, полученными ребенком в школе.
Учитель биологии может раскрыть перед учащимися все разнообразие проявлений жизни с помощью интегрированных уроков.




Учитель биологии, как, может быть, никакой другой школьный учитель, владеет средством пробуждения в детях таких эмоций, как

Слайд 7Биология и литература
В описании природы главенствующая роль отводится литературе. Причем

стихи, прозаические отрывки с описанием природы выбираются так, чтобы они соответствовали теме или объекту, изучаемому непосредственно на уроке, и окружающему пейзажу во время экскурсии, что усиливает эмоциональность восприятия. У меня имеется подборка таких стихов по темам:
ЖИВАЯ ПРИРОДА И ЕЕ ОХРАНА
ЭКОЛОГИЯ
ЛЕС И ДРУГИЕ СООБЩЕСТВА
БИОСФЕРА
ЦВЕТЫ
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
ЖИВОТНЫЕ и т.д.
Биология и литература В описании природы главенствующая роль отводится литературе. Причем стихи, прозаические отрывки с описанием природы

Слайд 85 класс
Тема: Вода на Земле. Круговорот воды в природе
Из курса «Мир

вокруг нас» дети знают о формах воды в природе, ее значении в жизни живых организмов, о том, что вода «не стоит на месте». Для обобщения знаний читаю сказку В. Леви.  КАПЛЯ  Жила-была Капля. Жила в ржавом кране, таилась потихоньку за переключателем и, пока кран не открылся, безмятежно спала.  Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда-то, куда-то, куда-то…  Стоп! Закрылась задвижка, и Капля повисла между краном и неизвестно чем. Висит и висит. Между тем сзади уже давно в нетерпении колыхались другие капли. «Эй, кто тут последний? Чья очередь?», «Эй, ты там, не задерживайся! Капай!» - кричат.  Капля задумалась: «Кап или не кап – вот в чем вопрос. Упасть вниз было бы, конечно, по всем правилам, но что дальше? А дальше вон – черная дыра! Канализация… А ведь могла бы быть Росинкой, сиять, отражая солнце на каком-нибудь чудесном цветке… Я могла бы быть брызгом ниагарского водопада – летела бы, целуясь с воздухом и искрясь, бесконечно летела бы... Господи! Если уж падать, то хоть дождем на поле, чтобы подпитать хоть какую-нибудь травинку! Или хоть в лужу, чтобы произвести пузырь – кратковременный, но потрясающий! А туда… Нет! Не хочу! Не могу! А-а-а…»  Нет не упала наша Капля, не упала, а… Испарилась. Ну, а что уж там приключилось с ней дальше, не ведаем. Только одно скажу тебе по секрету: Мир задуман для Красоты. Капля тоже.
- Ребята, какую красоту имел в виду автор?  - А можно ли, по вашему мнению, Каплю сравнить с Человеком? Тогда о какой красоте в этом случае пойдет речь? Использование данного произведения помогает заставить детей задуматься не только о физической красоте человека, но и о красоте духовной, красоте его поступков.
5 классТема: Вода на Земле. Круговорот воды в природеИз курса «Мир вокруг нас» дети знают о формах

Слайд 9Поэзия помогает мне делать уроки эмоционально окрашенными, затрагивает тонкие струны детских

душ, заставляет видеть красоту природы и человеческих чувств.
С помощью красивых стихов, наполненных глубоким смыслом, создаю на уроке особое лирическое настроение, стараюсь донести до ребят, что к природе относиться нужно чутко и бережно.

Недалекое будущее  Человек идет скучает В одиночестве в лесу, По дороге не встречает Ни оленя, ни лису... Не летит пчела на клевер, Уток нету в камышах... Вместо птиц китайский плеер Заливается в ушах. Не цветет в траве фиалка. Рыбы нет в глубинах рек. Слева – свалка, справа – свалка, Посредине – человек. Что стоишь – глядишь уныло? Раньше думать надо было!
(А. Игнатова )

Поэзия помогает мне делать уроки эмоционально окрашенными, затрагивает тонкие струны детских душ, заставляет видеть красоту природы и

Слайд 10Биология и музыка
Идея объединить музыку и биологию возникла из желания сделать

предмет еще более интересным и увлекательным. Суть этой инновации - нетрадиционный подход к интегрированным урокам в школе (а именно интеграция музыки с другой предметной областью - с биологией) как средство духовно-нравственного воспитания учащихся.
Положительным является не только что повышение интереса учащихся к изучаемым предметам, но и возможность воздействовать на духовно-нравственную сферу ребенка. Ведь главная высокая цель работы школы – воспитание Человека. Например:
- Осенние изменения в природе. Осень в музыкальных произведениях (интегрированный урок в 5-х классах)
Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Образы птиц в музыкальных произведениях. Образы птиц в искусстве. (интегрированный урок в 7-х классах).

Биология и музыкаИдея объединить музыку и биологию возникла из желания сделать предмет еще более интересным и увлекательным.

Слайд 11 сти

Первый - большая хищная птица,
Что над погибшим животным кружится.
Длинная часть у гитары

- второй,
Крепко сжимается левой рукой.
На документах секретных есть третий.
Что же за слово? Подумайте, дети.     


Первый на шее козлёнка звенит,
Звонко второй нам в оркестре звучит.
Третий в саду, на поляне цветёт,
Синий, лиловый, в букет наш пойдёт.     


С первой «С» - огромная я птица,
Что летать не может научиться.
С первой «Ш» - меня должны все знать:
Вальсов много ведь сумел я написать.    
 

Стихи-загадки хороши на различных этапах урока или внеклассного мероприятия

сти♫Первый - большая хищная птица,Что над погибшим животным кружится.Длинная часть у гитары - второй,Крепко сжимается левой рукой.На документах

Слайд 12Внеклассная работа
Многие внеклассные мероприятие - это интеграция биологии, музыки , литературы

и искусства.
Традиционными являются  ежегодные предметные недели по биологии. Ученики с удовольствием принимают участие в биологическом КВНе, в турнире знатоков естественно-математических наук, в конкурсе «Биология в стихах»,, «Бал цветов».






Внеклассное мероприятие "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Внеклассная работаМногие внеклассные мероприятие - это интеграция биологии, музыки , литературы и искусства.Традиционными являются  ежегодные предметные недели

Слайд 13. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как

величайшей ценности.


Невозможно научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к природе. Он должен понять и почувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего созданного в нашем мире, увидеть удивительное, неповторимое чудо

. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Слайд 14. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как

величайшей ценности.


Невозможно научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к природе. Он должен понять и почувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего созданного в нашем мире, увидеть удивительное, неповторимое чудо

. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Слайд 16Предметные недели
Программу предметных недель по биологии стараюсь строить таким образом,

чтобы она не загружала учащихся, но была бы  насыщенна, интересна, познавательна, включала различные виды деятельности. Дети принимают в них активное участие. Они, с одной стороны, могут посоревноваться друг с другом, узнать много нового и интересного, а с другой – хорошо отдохнуть после учебного дня.

Предметные недели Программу предметных недель по биологии стараюсь строить таким образом, чтобы она не загружала учащихся, но

Слайд 17Без использования информационных технологий в школе уже не обойтись. Применение ИКТ на

занятиях по биологии весьма результативно. Обучающиеся оживляются, активно включаются в учебный процесс. У ребят проявляется интерес к предмету

.

Применение информационных технологий:


интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у учеников, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс;

позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися;
 

Без использования информационных технологий в школе уже не обойтись. Применение ИКТ на занятиях по биологии весьма результативно.

Слайд 18Биология как предмет, особенно её экологическая часть, обладает мощнейшим потенциалом именно

духовно – нравственного становления личности обучающихся.
И как тут не вспомнить образное выражение А.А. Брудного:
«Охрана природы- это трансформированное отношение людей друг к другу»
Биология как предмет, особенно её экологическая часть, обладает мощнейшим потенциалом именно духовно – нравственного становления личности обучающихся.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть