Исследовательская работа
Тема: «Особенности рациона
питания донских казаков»
Номинация: «Сохранение традиций предков »
Авторы работы:
Журавлёва Мария, Лавренова Анастасия, Васильева Анна,
Говорунова Дарья.
10-11 классы МБОУ СОШ № 31
Руководитель:
Мельникова Оксана Валентиновна
учитель биологии
Слайд 2Актуальность темы исследования
Мы, живущие в Ростовской области, являемся потомками донских казаков,
которые славились своим крепким здоровьем и выносливостью. Важную роль для поддержания физического здоровья казаков имело их питания.
Французский инженер Боплан говорил о казаках так: «Ростом хорошие, проворные, сильные, от природы имеют здоровье. От болезни умирают очень редко, разве что в очень большой старости».( Ильюков,2004)
Слайд 3Цель работы: изучение особенностей рациона питания донских казаков.
Задачи:
изучение литературы о быте
донских казаков;
выявление традиций питания казаков;
рассмотрение старинных казачьих рецептов приготовления пищи;
анализ и обобщение полученных данных;
сохранение традиций духовно-нравственного воспитания;
разработка проекта «Как питались казаки»
Гипотеза:
Существует прямая связь между питанием казаков и их состоянием здоровья, если изучить блюда старинной казачьей кухни и применять их в рационе питания современного человека, то можно избежать многих заболеваний и сохранить здоровье на долгие годы.
Слайд 4Традиции питания казаков
Изучая художественную литературу мы
можем многое узнать о традициях питания и кухонной утвари казаков. «…На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской…»
(Гоголь,1842)
Живописен отрывок из Тихого Дона, описывающей праздничный обед казачьей семьи Мелиховых: ««… Григорий вернулся в курень.
В кухне сладко пахло топленым коровьим маслом, горячим припеком хлебов. Дуняшка на узорчатой тарелке обмывала моченые яблоки. Глянув на них, Григорий, оживляясь, спросил:
-Арбузы соленые есть?
- Полезь достань, Наталья! – откликнулась Ильинична.
Пришел из церкви Пантелей Прокофьевич. Просфорку с вынутой частицей разломил на девять частей – по числу членов семьи, раздал за столом. Сели завтракать…
… Наталья кормила детей печеной тыквой; улыбаясь, изредка поглядывая на Григория. Дуняшка сидела рядом с отцом. Ильинична расположилась на краю, поближе к печке…
Григорий, огрузившись едой, встал тяжело, пьяно перекрестился; отдуваясь прилег на кровать. Пантелей Прокофьевич еще управлялся с кашей: плотно притолочив ее ложкой, он сделал посредине углубление (так называемый колодец), налил в него янтарное масло и аккуратно черпал ложкой пропитанную маслом кашу. Петро, крепко любивший детишек, кормил Мишатку; балуясь, мазал ему кислым молоком щеки и нос…»»(Шолохов,1975)
Слайд 5Казачьи семьи
мать
отец
Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца,
два взрослых сына и семь малолетних детей.
Среднее семейство насчитывало
от 6 до 9 душ, и малая семья
состояла из 4 человек.
Слайд 7Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на
его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.
На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.
Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли». И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».
Слайд 9Кухня
Отличительной особенностью кухни и всего казачьего
жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.
Слайд 10
Гостеприимство казаков
Гость считался божьим посланцем.
Гостю за столом отводилось самое почётное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным.
Ещё одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев.
Слайд 11Рецепты донской кухни.
Перед вами рецепты, которые пришли к нам из далекого
прошлого. Многие из них сегодня забыты. Но у донской старинной кухни есть свой колорит... Попробуйте, и вы это почувствуете!
Слайд 13Важное место в рационе питания донских казаков занимала речная рыба. Чем
же она так полезна?
Рыба является ценным продуктом. Её питательность намного выше, чем лучшие сорта мяса. В отличие от мяса, рыба усваивается в человеческом организме гораздо быстрее и легче. Благодаря таким свойствам её широко используют для диетического питания, в рационе пожилых людей и детей. Рыба, обитающая в пресноводных водоёмах, содержит необходимые нашему организму жиры, белки, витамины и микроэлементы.
Карп.
Оказывается речной карп, очень полезен для мозга. В нём содержатся антиоксиданты, витамин В12 необходимый для улучшения синтеза ДНК и принимающий активное участие в обмене веществ. При регулярном употреблении мяса карпа улучшается состояние кожи. Функции нервной, пищеварительной систем тоже улучшаются, оптимизируется содержание сахара в крови. Фосфор, содержащийся в мясе карпа в рекордном количестве, служит для нормализации химических процессов, происходящих в клетке. Полезные вещества, которые содержатся в мясе карпа, помогают при заболеваниях щитовидной железы.
Сельдь
Рыбы: сельдь, сардина, относящиеся к семейству сельдевые, являются насыщенными легко усваиваемым жиром на 33%. Из этого продукта питания можно получить существенные дозы витаминов А, D, E и много микроэлементов.
Слайд 15На Дону всегда готовили различные виды каш. Какое влияние оказывают зерновые
культуры на здоровье человека?
Овсяная каша
В одной тарелке овсяной каши содержится четверть суточной нормы клетчатки, а три четверти стакана сухих геркулесовых хлопьев покрывают суточную потребность организма в этом элементе. Кроме того, в овсе содержится фермент, который способствует усвоению жиров в кишечнике. Очень полезна так называемая слизь с овсянки, образующаяся при варке. Она вымывает из желудка все микробы и токсины, обволакивает слизистую кишечника и желудка.
Пшенная каша
Эта каша будет особенно полезной для людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Пшенная крупа содержит такие полезные вещества, как белок, никотиновую кислоту, медь, марганец и цинк.
Гречневая каша
В народе эту коричневую крупу называют мини-аптекой: она спасает организм от интоксикации и отравлений. Гречка выводит вредные токсины, снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Также эта чудо-крупа помогает при нарушениях обмена веществ, ожирении, сахарном диабете.
Слайд 18Практическая значимость исследовательской работы
Гипотеза ,выдвигаемая в начале работы, полностью подтвердилась. Рацион
питания донских казаков действительно был разнообразен, рационален, полноценен и благотворно влиял на их состояние здоровья.
Мы предлагаем применять рецепты блюд казачьей кухни на уроках технологии для учениц 5-6 классов.
Использовать знания, полученные в ходе исследования, для создания проекта «Как питались казаки» и реализовать его в нашей школе в следующем учебном.
Слайд 19
Название проекта«Как питались казаки»
Тип- Познавательно – творческий.
Участники- учащиеся 5классов, учителя истории,
биологии, классные руководители, родители.
Сроки реализации - один учебный год с сентября 2017-по май 2018г
Основания для разработки. Проблема
Немалое внимание уделено аспекту знакомства детей с историей возникновения и развития традиций питания донского казачества; развитиютворческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций, бытующих в Ростовской области. Большое значение имеет привитие интереса у детей к коллекционированию и желанию собирать и добывать информацию о предметах старины (кухонная утварь) совместно с учителями и родителями. Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества.
Цели проекта
1.Знакомство учащихся с традициями питания донских казаков.
2.Создание мини-музея предметов казачьего быта для привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края , уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.
Задачи
Отследить эффективность проекта, как формы работы с детьми и родителями;
Прививать у детей и их родителей интерес к истории и культуре питания казаков;
Сформировать знаний об основах рационального питания у учащихся.
Слайд 20Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Анкетирование родителей с целью выявления семей причастных
к казакам, осведомленности о истории и культуре донских казаков.
Диагностика детей с целью выявления уровня элементарных знаний о рациональном питании.
2. Основной этап Проведение классных часов, мероприятий.
Сентябрь « Дон, земля донская, донские казаки» - формирование патриотических чувств, закрепление знаний государственных символов области, формирование простейших представлений о культуре донских казаков.
Октябрь «Казачья утварь» - мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.
Ноябрь «Хлеб да каша - пища наша» - традиционное занятие казаков в мирное время – земледелие.
Декабрь «Казачья кухня» - знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании.
Январь «Особенность зимнего рациона питания казаков» - изучение основ заготовки и хранения продуктов в зимнее время года
Февраль «Пасха, Красная горка» - познакомить детей с главным праздничными блюдами православных христиан.
Март « Масленица» - расширить знания о рецептах приготовления блинов.
Апрель «Кухонная утварь казачьего быта» - акция по сбору старинной кухонной посуды.
Май «Хороша уха , да плошка мала» - знакомство с рецептами донской ухи, выезд на природу с родителями, ловля рыбы и приготовление ухи по старинному рецепту.
Слайд 21
Работа с родителями
Консультация на тему: « Воспитание традиций правильного питания в
семьях»
Родительское собрание «Воспитание любви к
родному краю в семье»
Собрать экспонаты для мини-музея в школе, из предметов казачьей утвари и семейных реликвий.
Выезд на природу, ловля рыбы и приготовление ухи по старинному рецепту.
Предполагаемый результат
Выявить родителей, связанных с историей казачества.
Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества в мини-музей.
Получить передовой педагогический опыт.
Заключительный этап
Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности.
Слайд 22Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит
сохранение этого огромного материала.
Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: хорошо знать свою историю, традиции питания ,праздники и обряды !
Питайтесь правильно и будьте здоровы !!!