Слайд 1Исследовательская деятельность как средство достижения метапредметных результатов
Гилмуллин Дамир Фаимиевич,
учитель химии
высшей
квалификационной категории
МБОУ «СОШ №50»
Кемеровская область,
г. Новокузнецк
Слайд 2о
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения
• соответствие актуальным и перспективным
потребностям личности, общества и государства;
• подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию
Слайд 3о
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения
«Время есть величайший из новаторов»
– английский философ Френсис Бэкон.
Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.
Слайд 4о
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения
Что является отличительной особенностью нового
Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Слайд 5о
Метапредметные результаты -
подразумевают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), которые делают любую деятельность осознанной и результативной.
Слайд 6Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях:
Метапредметность – умение совершать любую
деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности;
Метазнания – сведения о методах и приёмах познания, структуре знаний и способах работы с ними;
Метаспособы – методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности;
Метаумения – универсальные общеучебные навыки и умения.
Слайд 7К метаумениям относятся:
Основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
Обладание
навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
Критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
Задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
Регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
Главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.).
Слайд 8Содержание метапредметных компетентностей:
В Федеральном государственном образовательном стандарте указано 12 основных критериев,
которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.
Слайд 9Содержание метапредметных компетентностей:
Умение планировать и осуществлять свою деятельность:
• самостоятельно определить цель
обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
• проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
• сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
• самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
• способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
• рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
• оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
• оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности её достижения;
• уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.
Слайд 10Содержание метапредметных компетентностей:
Умение работать в коллективе:
• организовать совместную познавательную деятельность с
учителем и одноклассниками;
• эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
• согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
• находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
• проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
• выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение;
Слайд 11Содержание метапредметных компетентностей:
Умение осуществлять познавательные действия:
• определять суть понятий, обобщать объекты;
•
находить аналогии;
• самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
• создавать, использовать и изменять символы, знаки;
• создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
• осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).
Слайд 12Содержание метапредметных компетентностей:
Умение использовать компьютерные технологии:
• использовать различные источники получения информации
с помощью компьютера;
• определять надёжность и достоверность источника;
• уметь выбирать нужную информацию;
• знать способы передачи, копирования информации;
• использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия
Слайд 13Содержание метапредметных компетентностей:
Наличие коммуникативных умений
• полноценное владение устной и письменной речью;
•
уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
• владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;
• с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
• поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
• иметь высокую культуру речи.
Слайд 14Опыт организации исследовательской деятельности
с учащимися на уроках химии
Слайд 15Опыт организации внеурочной исследовательской деятельности
Слайд 16Опыт организации внеурочной исследовательской деятельности
Слайд 20Список литературы и интернет-источников
1. Каверина, А.А Химия. Планируемые результаты. Система заданий.
8 – 9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений /
А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин ; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 128 с.;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации.
– М. : Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарт второго поколения);
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя /
[А.Г. Асмалов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.;
4. https://infourok.ru/statya-predmetnie-lichnostnie-i-metapredmetnie-rezultati-obucheniya-1115107.html;
5. http://pedsovet.su/fgos/6528_metapredmetnye_rezultaty_obucheniya?TTZbIG3;
6. https://kopilkaurokov.ru/geografiya/prochee/issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-dostizhieniia-mietapriedmietnykh-riezul-tatov;
7. https://activityedu.ru/Blogs/teacher/metapredmetnost/;
8. http://school35.tuapse.ru/school_life/for_first_graders/fgos_vtorogo_pokolenia.pdf