Презентация, доклад Использование учебного исследования для активизации познавательной деятельности школьников

Содержание

«Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира» В.А. Сухомлинский.

Слайд 1Работа учителя биологии
МБОУ «Гимназия г. Волжского»
Моисеевой Валентины Павловны.
 

  Использование учебного исследования

для активизации познавательной деятельности школьников
Работа учителя биологии МБОУ «Гимназия г. Волжского»Моисеевой Валентины Павловны.     Использование  учебного исследования  для

Слайд 2 «Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира»

В.А. Сухомлинский.

В каждом человеке заложено стремление
раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные
тайны бытия с самого раннего возраста.
Именно в школе необходимо помочь тем,
кто интересуется различными областями науки,
помочь претворить в жизнь
их планы и мечты,
помочь наиболее полно раскрыть
свои способности.
Любопытство перерастающее в
любознательность, составляет
первооснову будущей
исследовательской деятельности.

«Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира»

Слайд 3 В образовании в интересах устойчивого развития ставятся следующие цели обучения:


- учиться изучать (постановка аналитических вопросов, критическое и системное мышление, решение проблем, ориентация на будущее);
- учиться делать (применение знаний в различных жизненных ситуациях, разрешение кризисов и рисков, ответственные действия);
- учиться быть (уверенность в себе, самовыражение и коммуникабельность, преодоление стресса);
- учиться жить и работать вместе (ответственность, уважение к другим, сотрудничество, участие в демократическом процессе принятия решений, переговоры и достижения консенсуса).
Достижению этих целей способствует исследовательская деятельность.

Основная цель работы: формирование научного мышления у учащихся и освоения ими способов и методов познания мира. Важно научить изучать науку способами и методами самой науки.

В образовании в интересах устойчивого развития ставятся следующие цели обучения: - учиться изучать (постановка аналитических вопросов,

Слайд 4деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным (для

ученика) результатом. Главным результатом исследовательской деятельности является – интеллектуальный продукт, представленный в стандартном виде.

Исследовательская деятельность –

деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным (для ученика) результатом. Главным результатом исследовательской деятельности

Слайд 5деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не

ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное мышление, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников.

Учебное исследование-

деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят

Слайд 6Исследовательские умения- это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования

знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений. Они включают три компонента:
Исследовательские умения- это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием

Слайд 7Формирование практического опыта в различных сферах деятельности (предметной, профессиональной, социальной).
Формирование аналитического

мышления, то есть способности выявить проблему, построить гипотезу, провести наблюдение, сделать обобщение. Выработка представлений о методах научного исследования.
Установление взаимосвязи учебных предметов, формирование «надпредметных» знаний. Развитие навыков критического мышления, умения решать проблемы в ситуации неопределенности.
выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.



Задачи, решаемые с помощью учебного исследования

Формирование практического опыта в различных сферах деятельности (предметной, профессиональной, социальной).Формирование аналитического мышления, то есть способности выявить проблему,

Слайд 8Характерные признаки исследовательского учебного процесса

Характерные признаки исследовательского учебного процесса

Слайд 9 Структура исследовательской технологии. А.С Обуховская. Кадидат биол. Наук. С.-Петербург.

Структура исследовательской технологии. А.С Обуховская. Кадидат биол. Наук. С.-Петербург.

Слайд 10Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности

1 этап. Диагностика.

Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей.
II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) - равноправные партнеры.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности1 этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе.

Слайд 11Поисковая активность —>
анализ —> оценка —> прогнозирование развития ситуации —>

действия —> поисковая активность.

Структура исследовательской деятельности Савенковым А. И. определяется следующим образом:

Поисковая активность —> анализ —> оценка —> прогнозирование развития ситуации —> действия —> поисковая активность.Структура исследовательской деятельности

Слайд 12
Использование учебного исследования в курсе изучения биологии направлено на развитие у

учащихся навыков самостоятельной работы, постановки эксперимента, наблюдений, обработки результатов, умения делать выводы, т . е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы
Использование учебного исследования в курсе изучения биологии направлено на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, постановки эксперимента,

Слайд 13 план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления);


стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций);
реферат проблемного характера.
компьютерная презентация;
видео- и аудиоматериалы


Формы представления исследовательской работы:

план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления); 	стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста

Слайд 14Теоретические
экспресс-исследования
Виды исследований
Эмпирические исследования
Экспериментальные исследования
Исследовательские
проекты

Теоретические экспресс-исследованияВиды исследованийЭмпирические исследования Экспериментальные исследования Исследовательские проекты

Слайд 15Урок по биологии. 6 класс. Тема: «Прорастание семян».

Эпиграф: «Когда ростками брызжут семена, им радуются люди как открытью». Л.Татьяничева.
Урок по биологии. 6 класс. Тема: «Прорастание семян».

Слайд 16Мотивация.
Семена могут долго находиться в зернохранилищах, в пакетах, в мешочках. Знаете

ли вы, какова продолжительность жизни семян? Наблюдения людей показали, что продолжительность покоя семян впечатляет и усиливает уважение к такому удачному изобретению высших растений. Максимальная продолжительность жизни семян у лимона – 9 месяцев, кофе – 22 месяца, у осины – 2 года, дуба – 3 года, тыквы- 10 лет, у капусты – 19 лет, у ржи, ячменя, пшеницы – 32 года, картофеля – 200 лет. Есть и другие впечатляющие сведения. В торфе Манчьжурии найдены и пророщены семена лотоса возрастом 2000 лет (по данным радиоуглеродного анализа). А в ледяной норе лемминга арктической тундры на Юконе вместе с остатками животного возрастом 10000 лет найдены и пророщены семена бобового растения люпина.
Мотивация.Семена могут долго находиться в зернохранилищах, в пакетах, в мешочках. Знаете ли вы, какова продолжительность жизни семян?

Слайд 17 Проблема исследования. Наблюдение за семенами показали, что они далеко не всегда

прорастают? Почему? (выслушиваются ответы учащихся). Очевидно, что для их прорастания необходимы определенные условия. Какие условия способствуют прорастанию семян? Всегда ли семена прорастают? Выдвижение гипотез. Можно предположить, что для прорастания семян необходимы: свет, темнота, вода, тепло, холод, воздух, почва, минеральные вещества, органические вещества и т.д. Эксперимент. Результаты эксперимента. Анализ данных. Научный факт.  
Проблема исследования. Наблюдение за семенами показали, что они далеко не всегда прорастают? Почему? (выслушиваются ответы учащихся).

Слайд 18ТЕМА: «Внутренняя среда организма»
Урок биологии

ТЕМА: «Внутренняя среда организма» Урок биологии

Слайд 19Постановка проблемного вопроса В чем проявляется взаимосвязь строения эритроцита с его

функцией?


Постановка проблемного вопроса   В чем проявляется взаимосвязь строения эритроцита с его функцией?

Слайд 20Микропрепарат крови человека

Микропрепарат крови человека

Слайд 21Состав крови

Состав крови

Слайд 22Строение и состав эритроцитов

Строение и состав эритроцитов

Слайд 23Эритроциты лягушки

Эритроциты лягушки

Слайд 24Цель: выяснить, благодаря каким особенностям строения, эритроциты человека эффективно выполняют свою

функцию?

1. Изучите статью «Эритроциты».
2. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека и найдите доказательства того, что кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки (увеличение общей поверхности эритроцитов и относительного содержания гемоглобина). Заполните таблицу.
3. Сравните эритроциты лягушки и человека. По каким признакам можно судить об увеличении поверхности эритроцитов, а по каким – об увеличении относительного содержания гемоглобина в эритроцитах?

Запишите вывод: Кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки, так как:
1) увеличивается общая поверхность эритроцитов вследствие…,
2) увеличивается содержание гемоглобина вследствие….

Иллюстративная лабораторная работа. Микроскопическое строение крови.

Цель: выяснить, благодаря каким особенностям строения, эритроциты человека эффективно выполняют свою функцию?

Слайд 25Цель: выяснить, какие клетки эффективнее выполняют свою функцию.   Задание. Рассмотрите микропрепараты крови

лягушки и человека и заполните таблицу.

Частично – поисковая лабораторная работа. Микроскопическое строение крови. Инструктивная карточка.

Цель: выяснить, какие клетки эффективнее выполняют свою функцию.   Задание. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека и

Слайд 26 Микроскопическое строение крови.





Микроскопическое строение крови.

Слайд 27Цель. Исследовать клетки крови позвоночных организмов, выяснить их эффективность.   Задача. Вы

исследуете микроскопическое строение крови лягушки и человека. Вам необходимо отыскать и проинтерпретировать факты, доказывающие, что чья – то кровь переносит в единицу времени единицей объема больше кислорода. Ориентировочные признаки для поиска решения: размеры, форма, количество, строение клеток. За основу можно взять рабочую гипотезу: «Перенос кислорода будет зависеть от … значит необходимо найти доказательства наличия этих причин». Форма записи ответа – произвольная (таблица, схема и др.). Вывод.  

         Исследовательская лабораторная работа. Микроскопическое строение крови. Инструктивная карточка.  

Цель. Исследовать клетки крови позвоночных организмов, выяснить их эффективность.   Задача. Вы исследуете микроскопическое строение крови лягушки

Слайд 28ОТЧЕТ О РАБОТЕ

ОТЧЕТ О РАБОТЕ

Слайд 29

Л. Толстой.

"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений"

Л. Толстой.

Слайд 30Синквейн Биология Интересная, значимая. Открывает, изучает, экспериментирует. Помогает понять живую природу. Наука.

Синквейн Биология Интересная, значимая. Открывает, изучает, экспериментирует. Помогает понять живую природу. Наука.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть