Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Напольновская средняя школа
Сараевского муниципального района
Химический состав клетки.
интегрированный урок по биологии и химии
8-11 класс
Составили: учитель химии
Абрамова Т.В.
учитель биологии
Брыкова С.Н.
Слайд 4Процентное содержание химических элементов в земной коре и организме человека
Слайд 7Цветные реакции на белок
Биуретовая реакция :
белок + NaOH + CuSO4 →
фиолетовое окрашивание
Ксантопротеиновая реакция :
белок (охлажд.) + HNO3 (конц.) + нагрев → желтое окрашивание
Слайд 8Функции белков
БЕЛКИ
ФЕРМЕНТЫ
ГОРМОНЫ
ТРАНСПОРТНЫЕ БЕЛКИ
ТОКСИНЫ
АНТИБИОТИКИ
ЗАЩИТНЫЕ БЕЛКИ
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ БЕЛКИ
СТРУКТУРНЫЕ БЕЛКИ
ЗАПАСНЫЕ БЕЛКИ
Слайд 9
Характерной качественной реакцией на крахмал является его реакция с йодом (йодкрахмальная
реакция):
Раствор йода + крахмал = сине-фиолетовое окрашивание
Слайд 10Функции углеводов
Строительная
Энергетическая
Запасающая
защитная
Слайд 11
Жиры
Животного
происхождения
Твердые
В состав входят
насыщенные
ж.к.
Масла
Растительного происхождения
Жидкие
В состав входят
ненасыщенные ж.к.
Слайд 12Жиры нерастворимы в воде
Оставляют на бумаге пятна
Слайд 13Функции
Энергетическая
полное окисление 1г жиров дает 38,9 кДж энэргии.
Строительная
Теплоизоляционная
Источник метаболической воды
при расщеплении 1 г жира выделяется 1,1 г воды
Защитная
Транспортная
Слайд 15Кальций в организме
Ca - один из биогенных элементов, необходимых для нормального
протекания жизненных процессов. Он присутствует во всех тканях и жидкостях животных и растений. Лишь редкие
организмы могут развиваться
в среде, лишенной Ca. У
некоторых организмов
содержание Ca достигает
38%; у человека - 1,4-2%.
Слайд 16Содержание Ca в крови человека и высших животных регулируется гормонами паращитовидных
и щитовидной желез. Важнейшую роль в этих процессах играет витамин D. Всасывание Ca происходит в переднем отделе тонкого кишечника. Усвоение Ca ухудшается при снижении кислотности в кишечнике и зависит от соотношения Ca, P и жира в пище. Оптимальные соотношения Са / Р в коровьем молоке около 1,3 (в картофеле 0,15, в бобах 0,13, в мясе 0,016). При избытке в пище P или щавелевой кислоты всасывание Ca ухудшается. Желчные кислоты ускоряют его всасывание. Оптимальные соотношения Са / жир в пище человека 0,04-0,08 г Ca на 1 г жира. Выделение Ca происходит главным образом через кишечник. Млекопитающие в период лактации теряют много Ca с молоком. При нарушениях фосфорно-кальциевого обмена у молодых животных и детей развивается рахит, у взрослых животных - изменение состава и строения скелета (остеомаляция).
Слайд 18
Калий – это минеральный элемент, необходимый для нормальной жизнедеятельности клеток живого организма
– он является их важной частью. Даже небольшие изменения количества этого элемента в организме могут повлиять на его работу. Калий выводится через почки; если его выводится слишком много, развивается гипокалиемия – нехватка калия, а потом дефицит.
Слайд 19Калий в основном содержится в растительных продуктах, однако некоторые виды животных
продуктов могут быть источником калия.
Наиболее богаты калием такие продукты, как: петрушка, курага, сухое молоко, шоколад, различные орехи (особенно миндаль и фисташки), картофель, бананы, авокадо, соя, отруби. Также калий присутствует в значительном количестве в большинстве фруктов, овощей, мясе и рыбе.
Необходимо помнить, что в организме существует определенный баланс между калием и натрием. Если он был нарушен (чаще всего наблюдается дефицит калия), то прием продуктов - источников калия приводит к увеличению выведения натрия, и наоборот.
.
Слайд 22Основные функции калия в организме:
обеспечение возбудимости и проводимости клеток нервной системы
и мышечных клеток, участие в передаче нервных импульсов и сокращении мышечных клеток
поддержка осмотического давления в клетках, тканях и биологических жидкостях
обеспечение кислотно-щелочного равновесия
участие в нервной регуляции сердечных сокращений
Слайд 24Общая характеристика натрия:
Натрий — элемент главной подгруппы первой группы, третьего
периода периодической системы элементов Д.И. Менделеева, с атомным номером 11, атомная масса 22,99. Обозначается символом Na (лет. Natrium). Простое вещество натрий— мягкий щелочной металл серебристо-белого цвета.
Слайд 25 Биологическая роль:
Роль Натрия
в организме:
Содержание Натрия в организме достаточно велико. Вследствие этого его относят к группе макроэлементов. Натрий выполняет большое количество разнообразных важных функций. Он является обязательным элементом межклеточной жидкости, в меньших количествах содержится внутри клеток. Благодаря Натрию обеспечивается передача нервных импульсов. Входит в состав всех клеток организма.
Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na+ - главный внеклеточный ион, содержится в крови и лимфе, а К+- основной внутриклеточный ион. Соотношение концентраций этих ионов регулирует давление крови в живом организме. Если натрия больше , чем калия, то наступает смерть.
Недостаток Натрия в организме приводит к:
сердечно-сосудистым нарушениям – низкое давление, учащенное сердцебиение, нарушение сокращения миокарда.
нарушениям со стороны крови – разрушение белых и красных кровяных телец , сгущение крови, повышенное тромбообразование.
нарушениям со стороны центральной нервной системы – заторможенность, апатия, пониженное настроение, в тяжелых случаях судороги.
Основные источники:
Натрий содержится во всех пищевых продуктах. Однако для покрытия потребностей организма в нем в качестве основного источника используется поваренная соль.
Суточная потребность:
По разным источникам суточная потребность в этом макроэлементе колеблется от 0.5 до 1.5 г.
Слайд 26Железо – важнейший элемент, входящий в состав крови, также необходимый для
процессов роста организма и регуляции иммунной системы
В организме здорового человека содержится приблизительно 4-5 граммов железа. Около 70% всего железа организма входит в состав крови (гемоглобин и миоглобин). Остаток содержится в селезенке, печени и костном мозге.
Слайд 27Функции железа
Транспортная
Ферментативная
Слайд 28Рефлексия:
Достигли ли мы цели урока…..
Что на уроке было главным…..
Самым интересным для
меня во время работы на уроке было…..
Помогут ли полученные знания в конкретных жизненных ситуациях…